Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Золушки на почтовых конвертах

2022-04-18 10:59:46, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Страны: Африка

ЧТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ О «СИНДЕРЕЛЛАХ»

Скромная почтовая наклейка с рекламным или шуточным текстом, наклеенная на конверт, сегодня никого не удивит. Во времена А.С. Пушкина почтовые наклейки служили для скрепления клапанов конверта и назывались облатками. Одной из них воспользовалась Татьяна Ларина для заклейки письма Онегину. Однако за последние сто лет этот скромный предмет пережил множество приключений и метаморфоз. Давайте вспомним некоторые из них.

МИКРОПЛАКАТ ПО ПОЧТЕ

Коллекционеры называют почтовые наклейки без номинала “синдереллами” (так по-английски звучит имя Золушки). Наклейки и впрямь были золушками коллекционирования, так как их мало кто специально откладывал и сохранял.

В начале ХХ века в мире издавались тысячи рекламных наклеек, которые по своему стилю напоминали плакаты. Они рекламировали самые разные товары и услуги. Яркая цветовая гамма делала эти произведения графики привлекательными на вид. Это было эффективное и надёжное средство рекламы. Через почту люди узнавали о новых изделиях, о предстоящих выставках, фестивалях и спортивных соревнованиях.

Примером художника высочайшего класса, который выполнил несколько проектов почтовых наклеек, был немец Людвиг Хольвайн (1874 – 1949). Он создал цикл почтово-рекламных миниатюр, рекламирующих зоопарки и поднял рекламную наклейку до уровня высокой графики. А в России художником, который снизошёл до скромного жанра почтовой рекламы, был академик Фёдор Беренштам (1862 – 1937).

В начале ХХ века в мире наметился так называемый адгезивный бум – мода на всякого рода наклейки (хотя само это понятие появилось значительно позже). Гимназисты украшали тетради и обёртки учебников яркими ярлыками, а сентиментальные барышни вклеивали в свои дневники виньетки с цветами и газетные вырезки с репродукциями работ художников–символистов. Нашлось место и для почтовых наклеек. Они оказались в несвойственных им местах – на обложках тетрадей и в альбомах барышень.

МЕТОДИКА ШПИОНСКИХ ДОНЕСЕНИЙ

В годы Первой Мировой войны появились бульварные романы на шпионскую тему, в которых эксплуатировался весьма необычный сюжет. Шпионы передавали донесения, размещая их на обороте того, что наклеивалось на конверт: почтовой марки, рекламной наклейки или миниатюрной таможенной квитанции. Получатель аккуратно отмачивал приклеенный кусочек бумаги и читал написанное мельчайшим почерком донесение. Этот мотив очень заинтересовал читателей.

Не существует никаких подтверждений тому, что такая практика существовала в реальности, а не только на страницах шпионских романов. Почтовые службы стран Европы не могли ограничить почтовую циркуляцию наклеек: они для того и издавались огромными тиражами, чтобы их помещали на конверты в рекламных целях. Но определённые подозрения по поводу того, что на оборотной стороне ярких микроплакатов пересылалась определённая информация, всё же возникли…

Как знать, может быть, филателисты когда-нибудь обнаружат отклеенную от конверта рекламную наклейку эпохи Первой мировой войны с секретным донесением на обороте.

ПОЧТА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

В 1960-е годы детская книга переживала период кардинальных реформ. Художники старались сделать её более интересной и занимательной. Появились красочные издания, в которые детям предлагали вклеивать разные картинки. Были в этих книгах и имитации конвертов и открыток, чтобы дети приучались правильно складывать конверт из листа бумаги и клеить марки в верхнем правом углу.

Знаменитый фантаст Герберт Уэллс играл со своими сыновьями в игрушечную почту. Он описал это в своей знаменитой педагогической книге “Игры на полу”. Марки для игрушечной почты представляли собой копии марок разных государств мира, но они печатались в зеркальном изображении, чтобы никто не мог выдать их за настоящие.

Малышам нравилось отрывать их по линии перфорации и украшать ими игрушечные конверты. К тому же при этом они учились располагать адрес на конверте в нужном месте. Через копии марок дети узнавали названия государств и национальных валют, знакомились с профилями королей. Некоторые наборы таких “игрушечных наклеек” дошли до наших дней и экспонируются в музеях.

РАЗНОЦВЕТЬЕ ЭПОХИ НЭПА

В период НЭПа в русскую рекламу вернулась бытовая тема: торговые фирмы рекламировали посуду и утварь, пищевые продукты. В 1920-е годы рекламные наклейки превратились в миниатюрные композиции с изображением разных товаров. Вот одно из изобретений периода НЭПа. Некоторые рекламные ярлыки имели в центре рамку, на которую предлагалось наклеивать обычную стандартную марку (этим они отличались от немецких микроплакатов).

Художникам удавалось разместить внутри этих рамок целую панораму промышленных изделий. Были там и символы технической цивилизации, например, новейшие средства транспорта, силуэты заводов. Художники выбирали радостную цветовую гамму. Чёрные силуэты умышленно размещались на ярком (например, красном) фоне, чтобы изображение стало предельно контрастным и бросалось в глаза. НЭПовские рекламные ярлыки стали большой редкостью.

 

Яркая гамма вернулась в дизайн рекламных наклеек в 1940-е годы. После войны Европа залечивала раны, и одним из способов отвлечься от воспоминаний о войне был туризм. Туристические агентства выпускали различные рекламные наклейки на конверты, которые по своему стилю походили на модные тогда наклейки на чемоданы. Там были изображены отели, открыточные виды побережий, горные пейзажи и эмблемы авиакомпаний. Появилась там и пляжная атрибутика в виде рекламы тентов, купальников и солнечных очков.

Изображения были несколько озорными, словно это были юмористические рисунки. Туризм стал одной из главных тем в дизайне, и образ путешественницы с фотокамерой или с модным рюкзаком стал сверхпопулярным.

«ОБЯЗАЛОВКА» СОВЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СССР распространяли марки добровольных сборов – пожертвований на Общество охраны природы, ДОСААФ и Общество охраны памятников. Иногда они имели большой формат и походили на почтовые марки. Было у них и сходство с рекламной графикой. Есть примеры, когда эскизы этих миниатюр разрабатывали художники мирового класса, например, московский мастер гравюры на дереве Анатолий Калашников (1930 – 2007).

Но оказалось, что шедевры гравюры на дереве любят далеко не все. В учреждениях назначали людей, которые собирали взносы у сотрудников, и над этими людьми почему-то было принято смеяться. В СССР марки добровольных сборов было нельзя наклеивать на конверты даже с декоративной целью. А ведь в зарубежных странах ими часто украшали почтовые отправления, и люди гордились тем, что внесли тот или иной благотворительный взнос. Со середины ХХ века в Европе появились клубы любителей “синдерелл” – коллекционеров, собирающих всё, лишь внешне похожее на почтовые марки. В европейские языки прочно вошел термин синдерелловедение.

Марки добровольных сборов не были популярны в СССР. Некоторые ершистые люди в знак “социального протеста” приклеивали их… на офисную мебель, чтобы показать, что государство “душит их поборами”. Но протест был слишком “мелочным”, ведь поборы были мизерные. Сегодня марки добровольных обществ стали редкостью, и их не стоило приклеивать на шкафы. В Западной Европе было разрешено наклеивать знаки добровольных пожертвований на конверты, но в СССР подобная практика не одобрялась.

ШУТКИ ВИКТОРА НЕКРАСОВА

В середине ХХ века в США и в Западной Европе возник так называемый мэйл-арт: искусство почтовых отправлений. Художники мэйл-арта украшали конверты самыми разными декоративными элементами: приклеивали к почтовым отправлениям бусинки, блёстки и даже мелкие монеты. Адресаты были в восторге и никогда не выбрасывали эти изящные послания.

Мастера мэйл-арта создавали почтовые миниатюры сами или использовали уже готовые сувенирные и рекламные ярлыки. Они умышленно превращали почтовые отправления в многоцветные мозаики. Художники доказали человечеству, что их манипуляции могут превратить получение письма в настоящий праздник. Некоторые из этих коллажей сегодня продаются на аукционах за большие деньги. Во всём мире регулярно проводятся выставки мэйл-арта, которые демонстрируют удивительную изобретательность художников всех стран. Рекламные ярлыки в сочетании с аппликацией из цветной бумаги делают письма праздничными и приятными на вид.

Выдающийся писатель русского зарубежья Виктор Платонович Некрасов (1911 – 1987) тоже отдал дань этому направлению. С 1974 года он жил за пределами СССР. В эмиграции он с удовольствием изготавливал почтовые наклейки с портретами… писателей-диссидентов. Некрасов жил во Франции и, рассылая письма с миниатюрными портретами собственного изготовления, мечтал, чтобы французская почта приняла хоть одну из самодельных наклеек за настоящую почтовую марку. Ему также очень хотелось, чтобы почтовая служба СССР не разглядела бы “диссидентской тематики” и доставила письмо по адресу.

Чтобы не обманывать почту, Некрасов наклеивал рядом с самоделками настоящие стандартные марки Франции с изображением головы Марианны. Но бдительные почтовики гасили только Марианну и никогда не ставили штемпеля на некрасовские миниатюры: они навсегда оставались непроштемпелёванными.

К чести для писателя, рисовал он хорошо и его “почтовое хулиганство” отличалось высоким уровнем графического исполнения. Многие письма Виктора Некрасова и конверты с наклейками дошли до наших дней и стали аукционной и архивной редкостью.

ПОСЛЕ РАСПАДА СССР

После крушения СССР в стране остались огромные запасы советских почтовых марок. В бывших республиках СССР они ещё имели хождение, но поверх слов “Почта СССР” и советских символов на них были надпечатаны новый номинал и какие-то национальные символы или атрибуты (например, в Молдавии поверх советской атрибутики печатали изображение виноградной грозди).

Советские стандартные марки стали сырьём для изготовления почтовых курьёзов. Частные лица стали наносить на марки разные надпечатки. Поверх герба СССР или крейсера “Аврора” появились одноцветные портреты персонажей, о которых ранее не принято было говорить и писать в положительном ключе: Николая Второго и членов его семьи, Григория Распутина, адмирала А.В. Колчака, И.В. Сталина.

Некоторые ловкие коммерсанты пытались продать их за границу как почтовые марки новой демократической России. Но на Западе такие изделия называют лишь “лэйблами” (ярлыками) и не считают официальными почтовыми выпусками. Торговые фирмы не принимали их к продаже, не рекламировали эту продукцию среди коллекционеров и нередко за свой счёт (по почте) возвращали “тиражи” обратно ловким дельцам.

А.П. Дьяченко, филателист

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,

Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов