Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Ледоколы в океане филателии. Часть II

2023-03-17 07:17:24, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Закончилась Великая Отечественная война. Ледокольный флот СССР потерял часть кораблей, часть в силу своего возраста не справлялась с поставленными задачами.

В 50-х годах прошлого века Советский Союз, восстанавливающийся после войны, крайне нуждался в транспортном сообщении. Для транспортировки грузов строились всё новые и новые транспортные суда, в том числе и усиленного ледового класса, но даже им требовалась ледокольная проводка. Для этих целей Советский Союз заказал на верфях г.Хельсинки серию ледоколов. Решено было использовать проект недавно построенного финского ледокола «Voima» и внести в него незначительные изменения.

Первым ледоколом серии, построенным по советскому заказу, стал «Капитан Белоусов», названный в честь того самого капитана ледокола «Иосиф Сталин», спасшего из ледового плена «Георгия Седова».

С 1954 до 1975 года «Капитан Белоусов» трудился в Арктике, после чего отправился в более теплые края. На Азовском море возникла необходимость в мощном ледоколе. Дело в том, что из-за своей мелководности Азов, по сложности ледокольных проводок, может сравниться с арктическими морями. В 1992 году, после распада СССР, ледокол отошел Украине. До недавних пор «Капитан Белоусов» принадлежал Мариупольскому морскому порту и оставался единственным ледоколом Украины. В настоящее время проследить его судьбу тяжело, но можно с уверенностью сказать, что это самый возрастной ледокол. В декабре 2023 года он отметит 80-летний юбилей. Хотя «Красину» более 100 лет, но функцию ледокола он перестал выполнять в возрасте 56 лет.

В те же годы, когда на финских верфях строился «Капитан Белоусов», на голландской верфи «De Schelde», по проекту советских ученых был построен дизель-электроход ледового класса «Лена», который был введен в эксплуатацию в марте 1954 года.

Это был первый корабль серии транспортных судов для автономного арктического плавания. Более широкую известность получило второе судно этой серии, носившего имя еще одной великой реки России – «Обь». Именно дизель-электроход «Обь» доставил участников первой Советской Антарктической экспедиции на шестой континент, что положило начало советских изучений в Антарктиде.

Дизель-электроход «Лена» также участвовал в первых двух советских Антарктических экспедиция. Но до того, как отправиться в декабре 1954 года к берегам Антарктиды, «Лена» успела совершить первый в истории Севморпути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов. Судно продолжало трудиться для освоения и поддержания жизнедеятельности в Арктике и Антарктике до своего списания в 1983 году.

В ходе успешной эксплуатации ледоколов, построенных на финской верфи «Wärtsilä Hietalahti», в конце 50-х годов там вновь разметили заказ на изготовление новых ледоколов. И в 1960 году был введен в эксплуатацию ледокол «Москва», головное судно серии из пяти дизель-электрических ледоколов, названных в честь крупных советских городов.

Позже там же были построены «Ленинград», «Киев», «Мурманск» и «Владивосток». Последний из перечисленных можно увидеть на почтовой марке 1986 г.в., посвященной вызволению из ледового плена научного судна «Михаил Сомов».

Остальные ледоколы серии на почтовых марках не изображались, поэтому вернемся к описанию «Москвы». На момент сдачи это был самый большой и самый мощный неатомный ледокол в мире. В феврале 1985 года «Москва» была в центре международного внимания, когда стадо белух оказалось в ледяной ловушке, недалеко от Чукотки. Ледокол пробил канал в паковом льду и сумел вывести более 2000 китов в открытое море. В октябре 1961 года, «Москва» всего за 10 дней совершила переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. А это почти 11 000 км. В 1992 году судно постигла участь большинства кораблей морского флота СССР. Оно было списано и продано на металлолом.

В канун нового 1962 года, а именно 30 декабря 1961 года, на «Адмиралтейских верфях» в Ленинграде, был сдан в эксплуатацию ледокол «Василий Прончищев», который назвали в честь исследователя Арктики XVIII в. Судно использовалось в устье Северной Двины и на Белом море, поддерживая деятельность порта Архангельск, как фактически незамерзающего порта.

Позже входило в состав Экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судоподъёмных и подводно-технических работ Северного морского пароходства. В 1988 году ледокол был задействован для исследований прибрежной зоны Ледовитого океана на маршруте Архангельск – Диксон – Тикси. Списан в 1989 году.

В 1962 году на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола, в городе с самым комсомольским именем – Комсомольске-на-Амуре, был введен в эксплуатацию дизель-электроход ледового типа «Амгуема».

Столь интересное для логопедов название взято по имени реки, которая протянулась на 498 км по полуострову Чукотка.

Всего было построено 15 ледоколов этого типа. Десять в Комсомольске-на-Амуре, а последние пять на Херсонском судостроительном заводе. Последним, из этой серии, в 1975 году, был построен «Михаил Сомов». И если про него полно информации, и про три дрейфа, и про Антарктические экспедиции, то, про судьбу первого из серии, ледокола «Амгуема», известно немного.

Можно сказать неизвестно НИЧЕГО. После ввода в эксплуатацию в 1962 году трудился в Дальневосточном морском пароходстве, списан в 1987 году. История ледоколов в филателии повторила их историю в жизни.

«Михаилу Сомову» посвящено несколько марок и блоков, а «Амгуема» отражена однажды, на марке 1977 г.в.

Продолжая успешное сотрудничество с Хельсинкской верфью «Wärtsilä», в 1975 году там был построен дизельный полярный ледокол «Адмирал Макаров».

Это был второй в серии из трех ледоколов, построенных в Финляндии по заказу СССР. Все три получили имена ранее существовавших ледоколов. Годом ранее был заложен «Ермак», а годом позже «Красин». Все три и сегодня продолжают трудовую вахту в Арктике. Изображенный на марке 1978 г.в. ледокол был назван в честь талантливого полководца, одного из разработчиков первого арктического ледокола «Ермак» - Степана Осиповича Макарова.

С момента ввода в эксплуатацию и до 2017 года «Адмирал Макаров» был приписан к порту Владивостока, после чего был переведен в Мурманск, где и продолжает свою трудовую вахту. До 1966 года под таким именем в Арктике работал пароход-ледокол, который до 1958 года назывался «Вячеслав Молотов».

Это были все НЕ атомные ледоколы, которых своим вниманием удостоила почта СССР и РФ. Им на смену стали приходить более мощные и современные ледоколы – атомные. Речь про них пойдет в следующей статье.

Иллюстрации автора

В.Н. Агарков

Продолжение следует...

 

Другие статьи автора

День Советской пожарной охраны

Ледоколы в океане филателии

Ледоколы в океане филателии. Часть II  

Атомные ледоколы в океане филателии 

Миллион разных, разных роз...

Ордена Российской империи

Государственные награды Российской Федерации

Государственные награды СССР

Антарктида. Сюжеты на марках

Исследование Антарктиды

Фауна Антарктиды

Северный полюс. Они были первыми  

Салют, пионерия!!!

Итог работы — первая книга! 

Современные труженики Арктических морей  

Обучая – изучаем!  

Новый год в советской филателии

Новогодние марки в России! 

Россия-Гвинея  

Китайский новый год в филателии

Профессия - пожарный  

Пожарная техника в филателии  

Спорт в пожарной охране  

Филателистический букет из орхидей  

 

Интервью с В. Агарковым

Любовь к маркам осталась с детства




Комментарии к статье:
2023-12-27 08:28:55, Владимир Александрович
Прочитал обе части с большим удовольствием. Спасибо! Всегда привлекали марки на тему полярных исследований.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов