Подводя итоги нашего голосования про альбомы "Какие кляссеры Вы предпочитаете?", в результате переписки с коллекционерами возникла идея все-таки подробнее рассказать про "Какие бывают альбомы?".
Вначале приведу характерное письмо от Владимира (город Новый Уренгой).
" С интересом прочитал Вашу статью. Навыки приобретения альбомов и кляссеров мне хорошо знакомы.
Первый мой альбом, еще в детстве, был самый простенький и недорогой. Кляссеры в то время были очень дорогими для меня. И я был счастлив, когда мама купила мне этот простой альбом для марок.
Марки нужно было наклеивать с наклейкой. Помню, я аккуратно вырезал из тетрадки тонкие полоски разрезал их и сгибал. Потом наносил клей и клеил на лист альбома, создавая свою первую коллекцию марок. Только с годами я узнал, что это варварское уничтожение марок. Клеи, в то время, были не качественные - часто заводился и грибок. Но самое главное - часто клея и переклеивая марки в альбоме - я заразился в 10 лет коллекционированием почтовых марок. Марки способствовали мне в расширении кругозора в географии, познании того, что было изображено на марках - это было очень интересно.
Лет пять назад я снова вернулся к своему хобби, купил много кляссеров и клеммташи.
К сожалению под брендом Германии часто продают китайский контрафакт. да и размеры кляссеров не всегда помогают вставлять больше-объёмную фил продукцию. Поэтому, вспомнив, что однажды, давным-давно, у почтенного коллекционера я видел большой альбом - куда он спокойно размещал не только марки но и большие КПД. Листы у него крепились на болтиках.
Кстати альбом этот был известной фирмы YVERT ET TELLIER, но сейчас они не делают такие альбомы. По моему, такие уже никто не делает.
Тогда составив свой план, размеры и образец альбома я заказал сделать 3 шт. (и листы напечатать) в городской типографии. Они сделали.
Токарь выточил мне необходимые детали к альбомам. И я собрал свои альбомы для коллекции.
Что у меня получилось - судить Вам. Но я старался сделать альбомы аккуратными.
Высылаю Вам сканы моих альбомов и некоторые листы с марками. Качество фото - не ахти. Но я не стремился снимать качественные снимки марок, а просто показать размеры крупных филматериалов - как они хорошо умещаются на листах. Кроме того я ещё не делал пояснительные надписи на листах. С интересом жду Вашу оценку о моих альбомах....."
Вот мой ответ:
Скажу сразу, что не только Вы, а и многие другие коллекционеры делают подобные альбомы "под себя". О плюсах, минусах и ошибках я напишу чуть ниже. Но и зарубежные фирмы продолжают выпускать подобные иллюстрированные альбомы, в основном под хронологию практически всех стран мира, но также и под популярную тематику. Строятся эти альбомы по уже сформировавшимся принципам:
Листы вставляются в папку типа (скобки), но еще недавно применялись и болтовые соединения. Чем больше скобок (есть варианты по 13 и даже 16), тем легче листы переворачивать. Но такой альбом и подороже.
Такая конструкция легко позволяет наращивать (дополнять) альбом листами, менять листы. Фирмы-производители каждый год выпускают комплект новых листов выпущенных за год марок. Марки вставляются в прозрачные клемташи (подложка клемташа также прозрачна, чтобы видна была напечатанная марка для вложения). Сам материал слегка намагничен (электризован), что позволяет пластику лучше удерживать марку внутри.
На таких фирменных листах присутствует текст, обычно год и название выпуска. Но есть фирменные альбомы типа английского Gibbons, где дается больше информационно текста.
Еще в мире сейчас рапространены полиграфически изданные книги-альбомы, где все красочно оформлено и очень много поясняющего текста, часто на нескольких языках. Особенно в этом преуспели китайцы. Их такие альбомы даже без вложенных марок приятно смотреть и можно восхищаться. Так же как и их ценой!!! фактически условно бесплатная упаковка для марок!
Но у всех этих решений, что предлагают фирмы, есть общие минусы. Не возможно проявлять самостоятельную инициативу по размещению марок "по-другому". Нельзя вкладывать разновидности, малые листы или конверты (КПД). Есть промежуточные решения в виде дополнительных листов без текста с разноформатными кармашками под марки, блоки, листы, но они все же выбиваются из общего оформления.
По этой причине и появляется потребность в "творчестве под себя". Главные плюсы - можно распечатать на листах полезную справочную информацию.
|
|
здесь в самодельном альбоме использовался цветной принтер, под каждую марку пропечатано цветное изображение (автор - коллекционер Антипов Ю. - Москва)
Привожу далее пример уникального самодельного альбома в виде книги, над которым автор работал более пол года, но при внешне красивом решении совершил принципиальную грубую ошибку.
листы альбома сделаны из толстого картона с углублениями для марок (в виде ниш). Запаса по размеру не было сделано. Когда я получил в руки этот альбом, то не рискнул вставлять в эти ниши дорогие и очень дорогие марки тех лет.
При хорошем владении компьютером и наличии цветного принтера, можно красиво оформить места под сами марки, блоки и др. Но все это - кропотливый труд, в том числе и наклеивание клемташей и другого вида держателей для филателистического материала. Зато потом результат может вызывать не только удовлетворение у владельца, но и восхищение и даже зависть у его знакомых.
этот альбом сделан на базе старой конструкции альбомов фирмы КАБЕ с болтовым креплением листов
автор ничем не ограничен в плане размещения материала и размера текста.
Кстати сказать, что подобная оформительская деятельность "в крови" у настоящих коллекционеров, которые этому приучены ввиду участия в выставках. Как раз там то оформлению своих экспонатов нужно уделять пристальное внимание. Что также влияет на оценку жюри. Есть определенный свод правил, как оформляются экспонаты. И хоть они не являются догмой, и также меняются с учетом нынешних реалий 21 века технологий, все же стоит эти правила учитывать и при оформлении своих индивидуальных коллекций. Например, не перегружать страницу обилием филателистического материала, а лучше дать на свободном месте больше поясняющего текста, или дополнить выпуск марки изображением выпущенных штемпелей (что не сложно распечатать через принтер).
По вашим альбомам я отметил один существенный недочет, который Вы сами знаете и он Вас наверное "разочаровывает". Это перегиб страниц. Их при перелистывании и просмотре приходится придерживать рукой. Есть решение, и я видел несколько самодельных реализаций нашими умельцами. Но для этого изначально листы выбираются чуть большего размера с левой стороны (где они будут скрепляться), и дополнительно "продавливаются" (либо просекаются) в месте, чтобы комфортно перелистывались.
Ну и теперь мое ОТКРОВЕНИЕ о том, как сделать альбом под себя "дешево и удобно". К слову, так хранят марки многие коллекционеры-выставочники. Берутся за основу стандартные листы А4 хорошей плотности (можно даже ватмановской), С расчетом, чтобы их "принял" для печати Ваш принтер. Оформляете коллекцию по своему усмотрению с применением клемташей, уголков для крепления карточек (конвертов) и пр. Печатаете заголовки, пояснительный или справочный тексты, можно и изображения на местах для марок. И потом все это вставляете в вшитую файл-папку, продаваемую в любом канцелярском магазине. Папки бывают объемом до 60 файлов. Вшитые - это без дырочек и зажимов. Бумага кстати продается любых цветов, эстеты могут использовать хоть черную. Хотя на выставках предпочитают подложку бежевого или золотистого цвета..
Все это - очень доступно и экономично. А впечатление будет создаваться в первую очередь от Вашего оформления и вложенного материала.
А это - пример файлов с кольцами (не лучший вариант) и с использованием тонкой белой бумаги. Зато - самый доступный вариант.
Подведем черту. Опрос показал, что коллекционеры предпочитают фирменные кляссеры и чем больше страниц, тем лучше. Объсянение простое, так проще и экономичнее. Ну а то, что некоторые большие блоки или малые листы не помещаются - потерпим. И помечтаем, что может быть когда-нибудь и у нас будут изготовляться и свободно продаваться красочные информационные альбомы по цене рублей за сто (это 10 юаней по курсу).