На радио Вести FM недавно прошла передача о филателии, смысл которой можно свести к такому выводу: «Россияне все активнее инвестируют деньги в марки. За последние 3 года интерес к филателии вырос в 2 раза, а вкладывать деньги в марки оказалось значительно выгоднее, чем, например, в валюту или недвижимость в столице».
квартблок обычной марки 2008 года, выпущенный ограниченным тиражом (простым смертным не достался. Оценивается в 350 тысяч).
Вот и недавнее интервью с заместителем руководителя Россвязи Владимиром Шелиховым указывало на отмеченный «большой ажиотаж на марки, посвященные 55-летию полета Гагарина», выпускам к олимпиаде в Сочи и предстоящему чемпионату мира по футболу в 2018 году.
Но не является ли такой ажиотаж сродни тому, что я отметил в отношении недавнего выпуска Почтового ведомства Польши, посвященному Геральту из Ривии, главному герою литературного цикла «Ведьмак» и всемирно популярной компьютерной игры. Поговаривают, что тираж блока в 200 тысяч был раскуплен в течение первой недели (см подробнее в наших новостях)
Так сколько же у нас в стране коллекционеров марок? И стоит ли «инвестировать в филателию»?
Точных цифр для ответа на вопрос нам, к сожалению никто не даст. Но попробовать подсчитать возможно. Коллекционеров можно разделить условно на 2 группы: активных и пассивных.
Первые – активно присутствуют в Интернет, покупают, сами что-то предлагают, ведут переписку с другими. К этой же группе относятся и дилеры, коллекционеры, кто участвует в выставках, печатает статьи в журналах. По некоторым косвенным данным, полученных из статистик Интернета и нашей собственной, число активных филателистов в стране – от 10 до 20 тысяч.
А что же с пассивными? Я утверждаю, что их – значительно больше. И подкреплю это лишь несколькими примерами.
Информация из не самого большого города РФ Калуги. В день проведения спецгашения, посвященного полету в космос, очередь из желающих стояла в течение всего дня!
Другой пример. «Ашет Коллекция» выпускает в течение нескольких лет журнал «Почтовые марки мира». Вышел уже 143 номер !!! Напомню, тираж первого составлял 75 тысяч! Я знаю многих «пассивных» филателистов, кто вдруг объявлялся «из пассива» с обращением: «помогите приобрести номер такой-то, мы его пропустили». Группа в Контакте активно ведет информационную поддержку Проекта, там около полутора тысяч подписчиков. Это – активные из пассивных. А как мы знаем, пассивных людей всегда на порядки больше. Придут на главпочтампт получить марки по абонементу, и снова исчезают, как будто их не было.
Следующий пример – это исчезновение из продаж недавно вышедших выпусков современных марок. И тиражи вроде не малые, по несколько десятков тысяч на листы. Понятно, что какое-то количество скупают «спекулянты». Но и они же не дураки, скупать то, что потом у них никто не купит. Вот уже и листа Титова, цена которого перевалила за 5000 руб (при отпускной 500) просто так не найти.
Вывод такой – с некоторой долей «поправки» число филателистов в России можно считать в диапазоне 50-100 тысяч.
Для чего нужно представлять эту цифру? Чтобы честнее говорить об инвестиционной составляющей коллекционирования. Коль уж эта тема снова стала обсуждаться в прессе и на радио.
«Если вы вкладываете правильно и покупаете сегодня дореволюционные марки, скажем, первых 10 номеров от 1858 до 1880 года, то вы получаете вполне определенный процент - выше банковского. Опять же, нужно вкладывать правильно, что-то понимать в филателии, потому что без этого заработать деньги невозможно" – утверждает эксперт от филателии Игорь Пугачев в радиопередаче. «Очень сильно дорожают марки именно современной России. Марки, которые были куплены 15-20 лет назад, становятся сегодня уже вполне интересными для вложения денег. Вот, например, в 1997 году вышла русская серия военных вертолетов. И стоила совершенно незначительных денег (160 рублей в пересчете). Сегодня, если иметь эти марки полными листами, то это стоит 150 тысяч рублей" – продолжает он.
Вот тут я соглашусь, но с серьезной поправкой. Начальных марок имперской России Вы «днем с огнем» не найдете в хорошем коллекционном состоянии. И если «поставите на эту лошадь» - то скакать будет ой как не просто! Хотя есть люди, кто наоборот не ищет простых путей. И желают быть «лучше чем все».
оценка таких марок в коллекционном состоянии - несколько сотен тысяч рублей
А применительно к маркам РФ периода 1997-2003 годов могу сказать, что покупать их нужно было как раз в те годы, чтобы сейчас зафиксировать 10-кратную и даже больше прибыль.
обычный лист уменьшенного формата 2006 года но с измененной перфорацией (оценен был в 200 тысяч)
И вот как раз наши расчеты числа коллекционеров в России подсказывают, что на современную «лошадь» поставить можно и стоит. Марки олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу дадут рост выше банковских вкладов. Такие инвестиции можно назвать среднесрочными, лет на 6-10.
Кто собирает марки СССР, тот с выходом нового каталога пол месяца назад приятно обнаружил, что его коллекция «вдруг» прибавила в цене процентов на 20-25.
"культовые серии" 1934 и 1935 гг. Самые тяжелые годы для коллекционеров. Найти в идеальном коллекционном состоянии очень трудно. Оценка для состояния MNH (**) более 150 тысяч.
Вот только чутье терять не следует. Как например произошло лет 10 назад в Испании и Португалии. Когда более 350 тысяч человек, в основном пенсионеров, повелись на обещанные высокие проценты (выше банковских) при вложении денег в почтовые марки. Пожилые «любители марок» из Испании и Португалии вложили в "пирамиду" более 50 миллионов евро. Таковы были масштабы закупок рядовых массовых марок.
Так что я почитаю и с уважением отношусь как раз к пассивным коллекционерам. Они – просто получают удовольствие от своего увлечения. Не задумываясь о возможных дивидендах. И радость на их лицах, блеск в глазах, интерес в общении (когда они выходят на контакт) – говорят о многом!
Жаль только, что мы не знаем их точного числа….