Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Indian. История двух колес

2018-04-27 14:48:34, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Американский мотоцикл. Какие ассоциации у вас возникают? Конечно, сияющий хромом “Харлей”! А еще прямые дороги, уходящие за горизонт, и бородатые байкеры в черной коже. Компания Harley-Davidson, используя мощные рычаги рекламы, убедила всех и вся, что на всем американском континенте нет других мотоциклов.

И только немногие слышали про марку Indian. Которая, на секундочку, была первым мотопроизводителем в Штатах! С нее начиналась мотоциклетная Америка, на нее перед Второй мировой старался равняться еще малоизвестный Harley-Davidson, на нее же он старается не обращать внимания даже сейчас, когда Indian, в который раз, возрождается.

Как это было

В 1897 году предприниматель и бывший велогонщик Джордж М. Хенди (George M. Hendee) основал компанию «Hendee Manufacturing Company», которая занималась производством велосипедов. Велосипеды выпускались под названиями «Silver King» и «Silver Queen», название «American Indian» (очень быстро становится просто «Indian») появилось в 1898 году и было принято для лучшей узнаваемости марки на экспортных рынках.

Джодж Хенди родился в 1866 году, в Уотертауне, штат Коннектикут.

Когда ему исполнилось 15 лет, он увлекся ездой на модном тогда велосипеде с большим ведущим передним колесом, а уже через год, в 1882 году выиграл любительский чемпионат США. Этот титул он удерживал в течение 4-х лет и завершил свою карьеру чемпионом мира.

Хенди был спортсменом, что говорится, «от бога» - из 309 гонок с его участием, он выиграл 302. После ухода из спорта он занимал должности в спортивных учреждениях и спонсировал гонки. Постепенно это увлечение превратилось в успешный бизнес.

Летом 1900 года, на велотреке он знакомится с очень талантливым инженером Карлом «Оскаром» Хедстрёмом (CarlOscarHedström), который предлагал спортсменам, по тем временам, чудо техники – мотоцикл. Эту машину он сконструировал сам.

Хенди так заинтересовался машиной, что предложил Оскару переехать в Спрингфилд и организовать совместное производство. Так появился мотоцикл с одноцилиндровым двигателем объёмом 260 см3 мощностью 1,75 л.с.

Хедстрём устанавливал мотор в велосипедную раму, используя единственный цилиндр, как составную часть рамы. Цилиндр врезался вместо вертикальной трубы под седлом. Мотор Хендстрёма, атмосферная одностволка объемом 213 кубических сантиметров, соединялся с абсолютно революционным на тот момент времени карбюратором. Карбюратор этот имел настройки! И первые мотоциклисты могли вручную самостоятельно регулировать скорость, изменяя тягу мотора.

Надо сказать, что этот мотоцикл ждали он пользовался огромной популярностью.

В первый год было куплено 143 штуки, потом ежегодно продажи удваивались. Индиан Сингл был просто хитом. В то время существовало прядка двухсот различных компаний, которые выпускали мотоциклы, но именно мотоциклы Indianблагодаря передовым технологиям, надежности, и участием в многочисленных гонках стали самыми знаменитыми и массовыми. 

В 1901 году были успешно разработаны, построены и испытаны прототип и две опытные единицы Indian Single. Мотоцикл имел передовую для своего времени конструкцию. В частности, на нём впервые была установлена цепная передача от двигателя к заднему колесу. Первые Indian Single были представлены покупателям в 1902 году. В 1903 году Карл Оскар Хедстрём установил мировой рекорд скорости на мотоцикле (56 миль в час). В 1904 году компания начала красить мотоциклы в красный цвет, который станет визитной карточкой марки Indian. Производство мотоциклов Indian растет, превышая 500 мотоциклов в год и в 1913 году достигает пика в 32 000 шт.

В 1905 году Indian разработал свой первый двухцилиндровый гоночный двигатель V-Twin объёмом 1000 см3, благодаря чему заводская команда показала отличные результаты в гонках и смогла установить ряд рекордов. В 1907 году компания представила стилизованный под гоночный мотоцикл с «гражданской» версией V-Twin. Также этот мотоцикл можно было отличить от гоночного наличием поворотной ручки газа. Объём двигателя серийной модели был 633 см3.

К сезону 1911 года Хедстрём построил усовершенствованную версию мотоцикла с четырёхклапанной головкой цилиндра. В 1911 году на гонке серии Tourist Trophy (Остров Мэн) гонщики команды Indian Оливер Годфри (Oliver Cyril Godfrey), Франклин (Franklin) и Мурехаус (Moorehouse) заняли весь пьедестал. Звезда гоночной команды Indian Джейк ДеРосси (Jake DeRosier) установил несколько рекордов скорости в Америке и в Англии, выиграв примерно 900 гонок. Позднее он покинул Indian и перешел в команду Excelsior, но в 1913 году, в возрасте 33, он скончался от травм, полученных в аварии с Чарльзом Бэлком (Charles Balke), который впоследствии стал основным гонщиком Indian. На время прохождения траурной процессии с гробом Де Росси все работы на производстве Indian были приостановлены.

Мотоцикл Indian Four

Модель Four в первые была выпущена в 1912 году под маркой Henderson, поздней была куплена Schwin, который производил мотоциклы Excelsior. После чего Уильям Хендерсон в 1920-м выпустил модель Ace, но из-за недостатка грамотности в финансовом вопросе продажи мотоцикла были убыточными, что очень часто встречалось в те годы. В итоге в 1924-м году проект Ace был свернут. Затем эта модель была куплена компанией Michigan Motors Corporation, после чего в 1924 году оказалась в распоряжении компании Indian. Сначала эта модель поставлялась на рынок с новым названием Collegiate Four, но по сути это был тот же Ace с рабочим объёмом двигателя 1265 см3, но с другой эмблемой. В течение времени мотоцикл стал приобретать черты Indian, но двигатель оставался прежним, так до 1929-го когда коленчатый вал на трёх подшипниках был заменен на коленвал с пятью подшипниками.

1913 Flying Merkel 

В 1032-м была заменена рама, в 1936-м старая конструкция газораспределения с расположением впускного клапана над выпускным была заменена на необычную схему, в которой выпускной клапан располагался над впускным. В 1938 году двигатель подвергся реконструкции для придания двигателю большей надежности, улучшению подверглась система охлаждения, смазки и возврат к старее системе расположения клапанов. В отношении эксплуатационной гибкости в работе двигателя не было равных модели 438, амплитуда передач, которая позволяла менять скорость от пешеходной до 161км/ч. Как и ожидалось при быстрой езде (выше 81км/ч) двигатель перегревался, всего было выпущено около 12 000 мотоциклов Four, их производство было прекращено в марте 1942-го года.

Основные характеристики мотоцикла Indian Four

Двигатель: 1265см3, расположение впускного клапана над выпускным, четырехцилиндровый рядный двигатель, 69.9х82.6мм, с воздушным охлаждением
Мощность: ???
Коробка передач: Трёхступенчатая с ручным переключением
Главный привод: Цепной
Вес: 200кг (приблизительно)
Максимальная скорость: 120км/ч.

В 1914 году производство мотоциклов Indian достигло 25000 в год. Крупнейший производитель мотоциклов в мире.
Свою самую передовую модель мотоцикла Indian Hendee Special выпустила в 1914 году. Мотоцикл имел двигатель 998 куб.см., позже уже в 1915 году – трехступенчатую коробку передач.

Одним из самых известных гонщиков фирмы был Эрвин «Пушечное ядро» Бейкер (Erwin «Cannonball» Baker), который установил много различных рекордов. Так в 1914 году он смог проехать на Indian по всей Америке, от Сан-Диего до Нью-Йорка за рекордные по тому времени 11 дней, 12 часов и десять минут. Позднее Бейкер под руководством нового главного конструктора Чарльза Густафсона (Charles Gustafson) принял участие в проектировании V-образного двигателя Powerplus, который начал выпускаться в 1916 году. Его объём составлял 1000 см3, угол развала цилиндров — 42 градуса. Этот двигатель был мощнее (18 л.с.) и тише, чем предыдущий, обеспечивая максимальную скорость 60 миль в час (96 км/ч). Indian Powerplus был очень успешным, и как серийный двигатель, и как основа для гоночных мотоциклов. Он оставался в производстве с небольшими изменениями до 1924 года.

Модель Indian Powerplus была выпущена в 1915 году и на тот момент считалась одной из самых быстрых машин того времени.

Двигатель этой модели был с одной стороны шагом назад, из-за бокового расположения клапанов, с другой стороны этот двигатель ознаменовал большой скачок вперед. Он был намного мощнее предшествующей модели Big Tvin, но был более прост в обслуживании и стал основой для последующих двигателей Индиан. Картер на двигателе остался того же размера что и на предшествующей конструкции Hedstrom и монтировался в тех же рамах, тем не менее, у него была улучшена коробка передач, сцепление, а рамы могли быть либо упругими либо жесткими.

1915 Harley Davidson

Этим двигателем был оснащен мотоцикл Бакера (Baker Cannonball) во время гонки под названием «Три флага» в 1915 году на трасе от Ванкувера до Тихуаны общей протяженностью 2669 км, которые он преодолел за 3 дня 9 часов и 15 мин. С единственным за все время трех часовым отдыхом во Фресно. В итоге двигатель оказался не только мощнее предыдущих, но и вернул репутацию, утраченную в конкурентной борьбе с марками Harley-Davidson и Excelsior.

Основные характеристики мотоцикла Indian Powerplus

Двигатель: V-образный двухцилиндровый 998см3, с боковым расположением клапанов и воздушным охлаждением
Мощность: 18л.с
Коробка передач: Трёхступенчатая с ручным переключением
Главный привод: Цепной
Вес: 186кг
Максимальная скорость: 105км/ч.

В 1916 году компания начала производство лёгкого мотоцикла с двухтактным двигателем объёмом 220 см3 модель K «Featherweight». Модель оказалась неудачной и через год была заменена моделью O с двухцилиндровым оппозитным нижнеклапанным двигателем. Модель O производилась до 1919 года.

Для расширения компании Хенди и Хедстрём пошли на расширенную эмиссию акций, что, однако, привело их к потере контроля над компанией. Оскар Хедстрём оставили Indian в 1913 году после разногласий с Советом директоров. Джордж Хенди ушел в отставку в 1916 году. После вступления США в Первую мировую войну большинство мотоциклов Indian Power Plus стали поставляться правительству США. Это привело к сокращению продаж мотоциклов через дилеров, в связи с чем Indian уступил первое место по продажам мотоциклов компании Harley-Davidson.


Мотоцикл Indian Scout

В 1919 году компания начала выпуск модели Scout (Скаут) c двухцилиндровым V-образным нижнеклапанным двигателем объёмом 606 см3 и мощностью 11 л.с. Scout имел легендарную надёжность и стал одной из самых популярных моделей Indian. Его производство продолжалось до 1949 г.

Мотоцикл Indian Scout и его модификации являются, пожалуй, самыми известными моделями этой марки. С объёмом двигателя 606 см3 (при рабочем объёме 596 см3, 66.9х77.8 мм), мощностью около 12 л.с и максимальной скоростью 90 км/ч появился в 1921 году. В 1928 появилась модификация с объёмом 750 см3, но по пришествию некоторого времени спрос на мотоциклы с большим объёмом упал, модель уже не вошла в каталог 1931 года.

По мнению почитателей мотоциклов Индиан самой лучшей модификацией «Скаута» стала модель 101 1928 года, которая должна была конкурировать с выпущенным мотоциклом Excelsior. До появления новой рамы в 1931-м эта модель считалась по американским меркам легкой, удобной в управлении и мощной. Спустя несколько месяцев кто-то из конструкторов рассчитал, что если установить чуть сточенные маховики от двигателя модели Chif под размер картера Скаута, то на 25% можно будет увеличить длину хода поршня и увеличить объём двигателя до 935 см3. С этими двигателями Indian Scout были приделом мечтаний американских мотоциклистов, а эксплуатационные качества мотоцикла заставили задуматься компанию Harley-Davidson.

1913 Harley Davidson

Другим вариантам была модель под названием Monoplane 1932-го года. Основанная на модели Scout 101 в раме от одноцилиндрового мотоцикла Prince, отличался системой смазки с сухим поддоном, улучшенным охлаждением за счет увеличения количества ребер на цилиндре, и более крупными карбюраторами для увеличения мощности. Следующей модификацией был Depression-Special Junior (Pony) Scout с 500 кубовым двигателем с уменьшенным до 63.3мм диаметром цилиндров.

Основные характеристики мотоцикла Indian Scout

Двигатель: 750см3 V-образный, рядный, двухцилиндровый, 73х88.9мм, с развалом 45 градусов, с боковым расположением клапанов и воздушным охлаждением
Мощность: около 21л.с
Коробка передач: Трёхступенчатая с ручным переключением
Главный привод: Цепной
Вес: не указан
Максимальная скорость: 121км/ч.

В 1922 году началось производство модели Chief, которая представляла собой увеличенную версию Скаута с двигателем объёмом 998 см3. Chief также был очень популярен, его производство продолжалось до 1953 года. К концу 20-х годов XX века спрос на мотоциклы в США стал падать. Компания попыталась диверсифицировать производство, освоив изготовления запасных частей к автомобилям и даже холодильников. Однако это не спасло положения и во время Великой депрессии компания разорилась и была куплена представителем клана владельцев компании DuPont Полом Дюпоном (E. Paul DuPont). В 1940 году у мотоциклов Indian появились характерные крылья-юбки, охватывающие значительную часть колеса, и ставшие основой фирменного стиля компании.


 

Вторая мировая война

В 1940 году компания начала производство армейской модели 741, представлявшей собой комбинацию двигателя объёмом 492 см3 с ходовой частью от модели Sport Scout. Американская армия предпочитала закупать мотоциклы Харлей-Дэвидсон, поэтому Indian в основном поставлялись по Ленд-лизу союзникам. В частности, в СССР их было поставлено более 5000 шт.

1941 г. правительство США обратилось к Harley-Davidson и Indian с заказом на разработку специального мотоцикла для ведения боевых действий в Северной Африке. Harley-Davidson представил на суд военных свою модель XA. Создатель модели XA Джон Новак (John Nowak) практически полностью скопировал мотоцикл с немецкого BMW R71. Конструктивные особенности мотоциклов BMW как нельзя лучше подходили для войны в пустыне. Привод от вала способствовал лучшей проходимости, а оппозитное расположение цилиндров обеспечивало достаточное для жаркого климата охлаждение двигателя.

Оппозитный мотор модели XA был почти точной копией BMW. В Indian также вняли идеям германских мотостроителей, но пошли другим путем, развернув «родной» V-образный двигатель поперек рамы. При этом Indian, подобно Harley-Davidson, оснастил свою версию мотоцикла для пустыни приводом от вала и подвеской обоих колес. В итоге Indian 841 постигла та же судьба, что и Harley-Davidson XA. Когда с конвейера сошли первые 1056 экземпляров, война в Африке закончилась.

Мотоцикл, однако, оказался очень удачным. Несмотря на его массу (256 кг) и размеры, он был легок в управлении, и после войны был запланирован выпуск гражданской версии. Этим планам не суждено было сбыться. Ненужные больше военным мотоциклы были распроданы гражданскому населению.

Основные характеристики мотоцикла Indian Military Model 841

Двигатель: 745 см3, с боковым расположением клапанов, поперечный V-образный двухцилиндровый, 73х89.9мм, с воздушным охлаждением
Мощность: ???
Коробка передач: Четырехступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: Вал
Вес: 256
Максимальная скорость: 113км/ч.

Послевоенный упадок и банкротство

После войны Дюпон утратил интерес к компании и в 1945 году продал её промышленнику Ральфу Роджерсу (Ralph B. Rogers). При Роджерсе Индиан остановил производство модели Scout и переключился на лёгкие мотоциклы 149 Arrow, the Super Scout 249, появившиеся в 1949, и 250 Warrior, появившийся в 1950. В 1947 году на переднем крыле Индианов появился габаритный огонь, известный, как "war bonnet". Производство классических Индианов было крайне ограниченным, и в 1949 году модель Chief была снята с производства. В 1953 году всё производство было остановлено.

Попытки возрождения

Импортные Роял Энфилды под брендом Индиан

После банкротства в 1953 году права на марку были куплены фирмой Brockhouse Engineering. С 1955 по 1960 год они импортировали британские мотоциклы Роял Энфилд (Royal Enfield) и после лёгкого тюнинга продавали под маркой Индиан. Почти все модели Роял Энфилд имели соответствующих двойников на американском рынке. Были модели Indian Chief, Trailblazer, Apache (все три с двигателями 700 cc twin), Tomahawk (500 cc twin), Woodsman (500 cc одноцилиндровый), Westerner (500 cc одноцилиндровый), Hounds Arrow (250 cc одноцилиндровый), Fire Arrow (250 cc одноцилиндровый), Lance (150 cc 2-тактный) и 3-колёсный Patrol Car (350 cc одноцилиндровый).

В 1960 году марка Индиан была куплена британской фирмой AMC. Роял Энфилд был их конкурентом, поэтому они резко свернули продажи всех моделей, кроме Chief. Планы были продавать мотоциклы Matchless и AJS под брендом Indian, но в 1962 году фирма AMC была ликвидирована.

Импорт Флойда Клаймера и Алана Ньюмана, 1963-1977

В середине 60-х годов XX века предприниматель Флойд Клаймер (Floyd Clymer) начал использовать бренд Indian, видимо, не покупая его у предыдущего владельца. Под этим брендом он начал продавать мотоциклы, закупаемые у итальянца Леопольдо Тартарини, владельца фирмы Italjet. Минибайки с 50-кубовым двигателем Minarelli продавались под маркой Indian Papoose. Они были успешны, и Клаймер поручил Тартарини построить полноразмернй мотоцикл на базе Italjet Griffon с 750-кубовым двигателем от Royal Enfield Interceptor.

Дальнейшим развитием стал Indian Velo 500 с двигателем Velocette, итальянской коробкой передач, лёгкой рамой от Italjet, передней вилкой Marzocchi со ступицами Grimeca, алюминиевыми колёсными дисками Borrani и быстросъёмными сиденьем и баком, что облегчило мотоцикл на 20 кг. Однако смерть Клаймера в 1970 году прервала эту работу. 200 машин были отправлены в США, ещё 50 остались в Италии и были куплены лондонским дилером Velocette Джефом Додкиным (Geoff Dodkin). После теста британский журнал Motorcycle Sport описывал их, как "британская инженерия и итальянский дизайн в одном флаконе, предназначенный для рынка Америки", и что Додкин хотел бы оснастить эти мотоциклы либо стандартным двигателем Venom, либо более дорогим Thruxton.

После смерти Клаймера в 1970, его вдова продала марку Индиан адвокату из Лос-Анжелеса Алану Ньюману, который продолжил импортировать мотоциклы Italjet, а позже построил сборочный завод на Тайване. Выпускалось несколько моделей с двигателями от 50 до 175 сс, преимущественно двухтактными фирм Italjet и Franco Morini.

В 1974 году Ньюман решил возродить производство тяжёлых мотоциклов Indian-900 с 860-кубовым двигателем Ducatti и поручил Тартарини сделать прототип. Проект оказался неудачным. Дальше прототипа дело не пошло.

К 1975 году продажи Ньюмана стали уменьшаться, а в январе 1977 года он обанкротился.


Дальнейшие попытки, 1977-1999

После этого права на использование марки оказались в руках нескольких владельцев и стали предметом судебных исков в 1980-х. К 1992 году права на марку были переданы корпорации Indian Motocycle Manufacturing Co. Inc., возглавляемой Филиппом С. Занги (Philip S. Zanghi).

В июне 1994 года в Альбукерке, штат Нью-Мексико, президент корпорации Indian Motocycle Manufacturing Уэйн Боуман (Wayne Baughman) представил и опробовал прототип Indian Century V-Twin Chief. После предыдущих заявлений Боумана о постройке мотоциклов это был первый ходовой экземпляр.

Однако ни Занги, ни Боуман так и не начали серийный выпуск мотоциклов. В августе 1997 года, Занги был признан виновным в мошенничестве с ценными бумагами, уклонении от уплаты налогов и отмывании денег.

В январе 1998 года право на марку Indian перешло к компании Эллер Индастриз (Eller Industries). Эллер Индастриз поручила Руш Индастриз (Roush Industries) разработать двигатель для мотоцикла и вела переговоры с индейским племенем Ампква (Umpqua) о постройке завода на их земле. Три изображения мотоциклов (круизер, спорт-круизер и спортбайк), сделанные дизайнером Джеймсом Паркером, были показаны прессе в феврале 1998 года.

Эллер Индастриз наметила публичную презентацию прототипа круизера на ноябрь 1998 года, но показ был сорван получателем, обвинившим Эллер в невыполнении своих обязательств. Договор был расторгнут после того, как компания не уложилась в срок, и не смогла договориться с получателем о продлении срока. Другие условия, включая оплату административных расходов и презентацию рабочего прототипа, также не были выполнены Эллер Индастриз. Исходя из этого, Федеральный арбитражный суд в Денвере, штат Колорадо, постановил продать бренд фирме IMCOA Licensing America Inc. в декабре 1998 года.

Indian Motorcycle Company of America (1999–2003)

В 1999 году права на использование марки Indian Федеральным судом были переданы компании Indian Motorcycle Company of America, занимавшейся реставрацией мотоциклов Indian. В том же году было начато производство мотоциклов на мощностях бывшего завода CMC в городе Гилрой, Калифорния. Первой моделью стал Indian Chief с двигателем S&S объёмом 1442 см³, передачей на заднее колесо зубчатым ремнём и дизайном в стиле Indian 40-х годов. В 2001 появились модели Scout и Spirit. С 2002 года стали ставиться двигатели Powerplus объёмом 100 куб. дюймов (1600 см³). В 2003 году, компания обанкротилась.

Indian Motorcycle Company (2006-2011)

20 июля 2006 года в Кингс Маунтин был открыт новый завод по производству мотоциклов Indian, принадлежавший зарегистрированной в Лондоне компании Stellican Limited. На заводе производились ограниченными сериями мотоциклы Stellican Indian Chief с V-образным двигателем объёмом 1720 см³, основанные на конструкции модели 1999 г. В 2009 году Indian Chief получил модернизированный двигатель Powerplus объёмом 105 куб. дюймов (1720 см³) с электронным впрыском топлива.

Приобретение фирмой Polaris (с 2011)

В 2011 году Indian Motorcycles была приобретена компанией Polaris Industries. Производство было перенесено в Спирит Лэйк, штат Айова, и началось 5 августа 2011 года. В августе 2013 года увидели свет три новые модели мотоциклов, отличающиеся в основном дизайном: Indian Chief Classic, Indian Chief Vintage и Indian Chieftain.

Марка Indian представила новый модельный ряд мотоциклов 2016 года. И если кто-то ожидал появления в ассортименте американского бренда эндуро или кафе-рейсера, то он просто недостаточно хорошо знаком с маркой Indian.

Маркетологи концерна Polaris, который сейчас является владельцем марки Indian Motorcycle – очень прагматичные люди. Зачем убивать курицу, несущую золотые яйца? Если мотоцикл продаётся – добавляем, а на худой конец, меняем цвета и продаём его дальше. Если не продаётся – снимаем с производства. Немного утрировано, но похоже, что изменения в линейке мотоциклов Indian в этот раз происходили именно так.

По материалам: 

http://motos-of-war.ru/ru/motorcycles/indian-841/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Indian

https://www.drive2.ru/b/2810278/

https://topgearrussia.ru/news/18270_Moto_Indian_Chieftain

http://indian-motorcycles.moscow/

bikepost.ru
masterok.livejournal.com


  • Исчезнувший гений
  • Сокровища погибших кораблей
  • Мы пионеры, дети рабочих!
  • Пираты Карибского моря
  • Пишу тебе письмо из 45-го
  • Окей, Гугл. Или сила печатного слова. Есть ли газеты без цензуры?
  • Indian. История двух колес
  • От шабаша до маевки
  • Самый, самый, самый
  • Живее всех живых
  • Аукционы 2017 года. Хиты продаж
  • Шедевры мировой культуры
  • История одной картонки
  • Он сказал «Поехали!»
  • Время собирать марки
  • Христос Воскресе!
  • Как Вас обманут
  • А Шмидт-то - ненастоящий!
  • Уртонная почта Золотой Орды
  • Филателия будет жить! Репортаж с выставки «Россия-2018»
  • Мой ласковый и нежный зверь
  • С чего начинается театр?
  • Мультики-пультики
  • Каждому по счастью
  • Право выбора
  • Люди-птицы
  • Самый женский день!
  • Как в СССР поздравляли женщин с 8 Марта
  • Марки Forever
  • Весна наступила, весна!
  • Один из тысячи
  • Тайна четырех океанов
  • Солдаты армий мира. Чья армия сильнее?
  • Что изменилось?
  • Зимние Олимпийские игры 2018. Новые горизонты
  • Тайны северных птиц
  • Вегетарианец Левша
  • День влюбленных? Или гуманоидных роботов?
  • Верность на века
  • Это роскошь, а не средство передвижения
  • Максим Горький, поставщик марок для русских и иных наций
  • Что дальше - продолжение
  • Королева и Президент
  • Что дальше?
  • Мускул карс всегда в деле!
  • Чем запомнился 2017 год в Филателии?
  • Марок аромат вдыхая
  • Автомобили, буквально все заполонили
  • Хранение марок в листах. Чтобы деньги не съедались.
  • Водичка, водичка, освяти мое личико
  • Самая высокая, самая красивая
  • Знаки судьбы
  • Недолго сказка сказывается, да долго атомный реактор делается
  • Мадонна ожила
  • Игра престолов, или Мир вымышленных героев
  • Год усюй
  • Какая ты, самая лучшая марка-2017 ?
  • Марки-подарки
  • Я знаю - саду цвесть, когда такие марки у филателистов есть!
  • Побеждать... или не побеждать? Вот в чем вопрос...
  • Марка с купоном. История... Эта история не про марки. Это - про нашу жизнь
  • Вокруг света за Рождеством
  • От голубя до «соб@ки»
  • Время собирать камни
  • 75 лет назад они приземлились
  • Поэт и политик
  • Вооруженный глазом
  • Письма из далека, помню я твой знакомый почерк
  • От мореплавателя до президента
  • Волгоградские раритеты
  • Марки Гвианы, или Как превратить цент в миллион долларов
  • Через тернии к звездам и маркам
  • Жизнь и смерть во имя науки. К 150-летию Марии Склодовской-Кюри
  • Филателия WWF. Мы за фауну? или за роботов?
  • История всемирных фестивалей молодежи
  • История одной марки
  • Не пьянства ради, здоровья для
  • К 100-летию Революции
  • Halloween, или канун Дня всех Святых
  • Знаменитые филателисты. Джон Леннон и Фрэдди Меркьюри
  • Справедливая удача!
  • Знаменитые филателисты. От Георга V к Шараповой
  • То, что сорвалось. К юбилею Марины Цветаевой
  • Марки «Заводовские»
  • Футбольная карусель, или нам есть чем гордиться
  • Роберт Бернс. To be, or not to be...
  • Звездные войны теперь на марках!
  • Вы поддерживаете виртуальные выставки?
  • Черные брокеры от филателии
  • Вроде марки...и не марки
  • Почему буклеты?
  • Перевернутая реальность
  • Пробы ставить некуда
  • Марки и Большая политика
  • Купить марку за миллиард
  • Из-за марок даже начинаются войны
  • Марок царской России ждет возрождение и большое будущее
  • Покушение на наш филателистический рынок?
  • «Серая почта», или старо как мир.
  • Как правильно хранить малые листы и ЛУФ
  • Информация, общение или деньги?
  • Голубая бестия
  • С чего началась филателия?
  • Типы Токийских блоков
  • Самый самый блок мечты
  • Фауна против спорта - чья возьмет?
  • Новогодние и рождественские почтовые марки
  • Курьезы на марках
  • Марки с полями
  • Эволюция дизайна почтовых марок
  • Как улучшить доступность марок?
  • Чем привлекательны марки?
  • Марки дороже недвижимости. Вышел новый каталог
  • Еще раз про фальшивые марки
  • Деньги в марки
  • Кому береста, а кому - водяные знаки
  • Отмечен рост интереса россиян к почтовым маркам
  • Титов - защита от подделки
  • Филателия и молодежь
  • Как мы знаем нашу историю?
  • Трепетное отношение к нашей истории и роль Филателии.
  • Осторожно, фальсификаты!
  • У кого покупать марки?
  • О чем рассказала марка
  • О магической привлекательности «золотого стандарта».
  • Оригинальные марки на конвертах, отношение к ним.
  • Как всходила Земля над Луной
  • О сведении штемпелей на марках
  • Марки, которые радуют себя и других коллекционеров.
  • Как Вы относитесь к разновидностям?
  • Откровения про альбомы
  • Эволюция кляссера: от Алисы в стране чудес до девочки Лиды
  • Золотой фонд отечественной филателии
  • Где Вы покупаете марки?
  • История одного увлечения.
  • Космическая мечта
  • Ждем лучшую космическую марку
  • Космическая филателия
  • Что собирать дальше? Или семейная терапия
  • Коллекционирование ради чего?
  • Филателия против войны
  • Кому война. а кому - филателия....
  • Марка - "миг истории", в Советских марках была "душа".
  • Сравним марки разных лет
  • Обладать редкой маркой.
  • Российские филателисты, Внимание – опасность!
  • Приключения подлодок продолжаются
  • Отсутствие клея не говорит о том что марка бракованная?
  • На сколько можно доверять каталогам в Интернете?
  • Фаберже - о Филателии