Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Удивительные приключения цеппелина в России

2018-11-09 16:10:44, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Об истинной цели визита «Графа Цеппелина» в Москву, до сих пор мало что известно. То ли это был «визит вежливости», то ли рекламная акция, то ли обычный перевоз почты, совмещенный с коммерческими планами командира корабля Хуго Эккенера.

Он был успешным бизнесменом и главой фирмы Luftschiffbau Zeppelin, которая планировала подписать с СССР контракт в плане дирижаблестроения. На борту «Граф Цеппелин», кроме команды, были воздушные туристы. Помимо этого дирижабль привез в Москву письма, открытки – всего около полутонны разной корреспонденции. В то время и дирижабли, и отправка почты на нем были в такую диковинку, что люди платили за это большие деньги. И дела Хуго Эккенера уверенно шли в гору.

Командир корабля Хуго Еккенер. Первый немец, пролетевший над  Красной Площадью. 

Первый раз дирижабль, совершая кругосветный полет, был в районе СССР в 1929 году. Его ждали. К его прилету тщательно готовились. Но, из-за погодных условий, дирижабль пролетел севернее Москвы. В тот раз на его борту находились журналисты, военные, американский миллионер Билл Лидс, японцы и представители СССР. Но больший интерес у общественности вызывало присутствие там единственной дамы - леди Грейс, которая дала понять, что женщина на корабле – это к успеху.

Внутреннее убранство цеппелина

Цеппелин прилетал в СССР дважды - осенью 1930 и летом 1931 года. И оба раза советские люди встречали дирижабль очень радушно.

Это было поистине самым важным и запоминающимся событием, сродни фантастики. Фото и кинооператоры ловили каждый момент полета. Сегодня все эти уникальные документы хранятся в Красногорске, в Российском Государственном архиве кино-фото документов.

9 сентября 1930 года, с крейсерской скоростью 115 километров в час, дирижабль вылетел по направлению к Советскому Союзу. Он проделал сложный путь – Нюрнберг, Кениксберг, Литва, Латвия. Кстати, на российско-латвийской границе корабль был обстрелян. Ни латвийские, ни совесткие власти так и не признались, чьих рук это было дело. Каждый винил в инценденте другую сторону. Хуго Эккенер никому официальных претензий предъявлять не стал.

Спустя 26 часов, 10 сентября, в 10-00 по московскому времени «Граф Цеппелин» не совершив ни одной посадки, уже пролетал над Москвой. Сказать, что его появление в небе советской столицы произвело фурор, значит, ничего не сказать. Махина 236 метров в длину делала над Москвой круг за кругом. Дирижабль специально опустился ниже, чтобы показать себя во всей своей красе, и чтобы его могли рассмотреть все. Весь город, бросив свои дела, высыпал на улицу. Когда еще можно будет увидеть подобное чудо! «Графа» было видно издалека. Но снисходительно улыбаться не стоит. Согласитесь, пролети подобный воздушный корабль над Москвой сейчас, эффект от его появления был бы таким же.

В этот день Сталина в столице не было, он находился на отдыхе и его жена, Надежда Аллилуева, писала ему: «Всех нас в Москве развлек прилет цеппелина, зрелище было, действительно, достойное внимания. Глядела вся Москва на эту замечательную машинку…»

Дирижабль медленно облетал город, параллельно снимая его с высоты своего полета. Он пролетел над Брянским вокзалом (ныне Киевский), над Триумфальной аркой, которая в то время находилась на Тверской.

Кремль

Дома на Васильевском спуске

Красная площадь

Приземлился он на Ходынском поле. В ту пору там был аэродром имени Фрунзе, который был открыт в 1910 году, и являлся первой советской воздушной гаванью. Располагался очень удобно, всего 6 километров от Кремля. По нынешним меркам – рукой подать.

Посадка «Графа Цеппелина» была не менее эффектной, чем его полет. Чтобы это посмотреть, люди съезжались отовсюду. На это, так сказать, зрелище, даже продавались билеты.

Храм Христа Спасителя

В тот день был очень сильный ветер. Но такому гиганту он не помешал - мощные моторы и высокая скорость позволяли ему приземлиться без каких-либо эксцессов.

На взлетном поле развернули специальные посадочные знаки. Дирижабль завис над землей и сбросил троссы. Их подхватила наземная команда, состоящая из 200 человек. Они работали так слаженно, как-будто «парковка» воздушных машин была их привычным делом. Немцы были в шоке. Потом командир корабля писал, что он был поражен тем, как дружно, не мешая друг другу, работали члены наземной команды. А ведь цеппелин был первым дирижаблем в их жизни, который они увидели.

Посадочные троссы. Наземная команда

«Графа Цеппелина» встречала команда пожарных. В 1937 году, под Нью-Йорком, по невыясненным причинам, сгорел самый крупный из дирижаблей - «Гиндербург».

А на следующий год, держа курс в Арктику, цеппелин сделал промежуточную посадку в Ленинграде. Это была международная научная экспедиция. На корабле летели ученые из СССР, американцы, немцы, швед, швейцарец. В Ленинграде дирижабль простоял одну ночь. За это время были пополнены запасы еды, воды, водорода. 

Для удобства экипажа были организованы питательный пункт, почтово-телеграфная контора и отделение Госбанка, для обмена валюты на рубли. К прилету дирижабля в Ленинграде была построена причальная мачта и переносной водородный завод.

  

На место посадки приехал немецкий посол Герберт фон Дирксен и Президент Российской Академии наук Карпинский. Это было событие международного уровня – научная экспедиция, в ходе которой было сделано множество научных и географических открытий, в том числе и новые земли.

Все ждали цеппелина обратно. Но командир корабля решил не садиться, а ограничиться благодарственным письмом. Это было сделано специально, чтобы не передавать советской стороне кино- и фото документы, отснятые во время экспедиции. Было сказано, что архив пришлют из Берлина. Но потом все пленки удивительным образом вдруг оказались засвеченными. Немцы долго извинялись, винили в случившемся какого-то вероятно несуществующего помощника-техника. Но, когда к власти пришел Гитлер, оказалось, что архив цел и невредим.

Впрочем, об этом мы расскажем в другой статье...

Фото из открытых источников




Комментарии к статье:
2018-11-22 18:19:50, Андрей
Гинденбург сгорел в 1937, а пожарные встречают в Москве Цеппелин в 1930! Что ж так небрежно!
2018-11-23 12:40:36, автор
люди с канатами на предпоследнем фото - действительно пожарные. Но почему Автор замечания свел воедино "Графа Цеппелина" (он дан в тексте в кавычках, то есть как название вполне конкретного аппарата) и "Гинденбурга", я не знаю.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Эх, дороги
  • Знаменитые ворота Индии
  • Портвейн и поузады
  • Новый Гоголь, или Куда исчезла семейная коллекция
  • РЕЗОЛЮЦИЯ Х научно-практического семинара по истории почты и филателии
  • Филателистический план ООН
  • Фигурная резка марок
  • Искусство & Ремесла & Марки
  • Атомный век. Атомный маршал
  • Монако. Как объехать страну за час
  • «Киношные» друзья человека
  • Для счастья нужен только альбом с марками
  • Непобедимый адмирал
  • Роль филателистической дипломатии
  • Это элементарно, Ватсон
  • Cамая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Ватикан. Государство в государстве
  • План Америки раскрыт
  • Тыва. Первые марки
  • Критическая стадия коллекционирования
  • Почта Тувы. От оленей до автомобиля
  • Тыва - провинция Китая и протекторат Российской империи
  • Магия лунного света
  • Самый главный национальный продукт
  • От А до Я. Филателистический словарь. Окончание
  • Черчилль на марках. Это вам не цветочки
  • От А до Я. Филателистический словарь (П-Т)
  • Физкультура по-китайски
  • Айн Рэнд: Марки - это эстетика и чудесный восстановитель мозга
  • Шерше ля фам. Узнайте женщину
  • Все ли тайны раскрыла «Мона Лиза»?
  • От А до Я. Филателистический словарь (К-О)
  • Как я вернулся в филателию
  • Япония.Через малое видеть великое
  • Раз-два-три...продано!
  • Парагвай. Далекая-далекая страна
  • Сергей Морозов: Сувенирную буклетию есть смысл собирать
  • От А до Я. Филателистический словарь (А-И)
  • Все дороги ведут в Рим
  • Учкудук - урановые колодцы
  • Право голоса по гендерному признаку
  • Милькин и его марки
  • Антарктида. Неведомая земля
  • История британских памятных марок
  • История Минина и Пожарского
  • Атомный век. «Многовалентный» Флеров
  • Музыка марок
  • Марки для благотворительности
  • Ностальжи. Забытое хобби
  • Мост на Аляску, или стоит ли покупать Гренландию?
  • Альфонсы бывают разные
  • Марки разные читать
  • Физик и лирик
  • Возобновляемая энергия
  • Наследие принца Альберта
  • Аполлон-11. Гигантский скачок человечества
  • Истоки атома
  • Вышиваем марки
  • Самый узнаваемый дизайн
  • Мирный атом Обнинска
  • Атомный век. Засекреченный армянин
  • Маяки: от истории до памятных объектов
  • Тематика или хронология?
  • Кто сказал «мяу»?
  • Атомный век. Харитон против Оппенгеймера
  • Как увлечь детей филателией?
  • «Дружба народов» от визы не зависит
  • История и вопросы одного конверта
  • Атомный век. Отец советской атомной бомбы
  • Первый конкурс юных филателистов
  • Короли и филателия
  • Филателистическая история ЕАО
  • История одного эксперимента
  • Атомный век. Начало
  • Свидание на лунной орбите
  • Филателия в лицах. А.Сергеев: Коллекционирование – огромная, колоссальная, всепожирающая страсть
  • Песни бродят по Европе
  • Тур де Франс. Марки и факты
  • Филателия в лицах. Казахский Микеланджело
  • Президент Хаим Вейцман и его Институт в зеркале филателии
  • Интерес + Случай = Коллекция
  • От ромашки станет всем светлей
  • Игра этого лета
  • Марка с QR-кодом
  • Удивительные свойства филателии
  • Истории с провенансом. На одних весах с марками
  • Киты, крабы, осьминоги
  • Палитра марок СНГ
  • Филателия. В чем корень всех проблем?
  • Юмор и сатира на почтовых марках
  • Мариза Хилз. Ирония судьбы
  • Венский храм святителя Николая в филателии и филокартии
  • Мариза Хилз. Женщина-легенда
  • Из жизни отдыхающих
  • Художники на марках. Почему так, а не иначе?
  • Достижения Викторианской эпохи
  • Велосипедная неделя в марках
  • Истории с провенансом. Марки для музыкантов
  • Королева Британской Империи
  • Цветочное шоу - на марках и в саду
  • Ювелир Его Императорского Величества
  • Знаменитые брюнетки на почтовых марках
  • Необычное путешествие конвертов
  • Марки со странностями и курьезами
  • Марки, которых не было
  • Истории с провенансом. Филателист-зоолог
  • Жизнелюбие и образ советского человека
  • Как филателия помогла разоблачить военных преступников
  • От рекламы Kodak до детского журнала
  • Пришли мне бумаги почтовой, вина и сыру
  • Дом с садом за прививку
  • Великая леди аэрофилателии
  • Подвиг ваш бессмертен
  • День радио
  • Мы - Молодая гвардия рабочих и крестьян!
  • Покровители филателии
  • Итоги юбилейного аукциона
  • Коллекция для родителей
  • От сына шахтера до придворного гравера
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»?
  • Кто пополнил Список выдающихся филателистов
  • Notre-Dame de Paris. Внеси свой вклад в реконструкцию
  • История с провенансом. Выставка женских работ
  • Космические «целинники»
  • Огненное небо над Парижем
  • Через коллекцию я познаю мир
  • Эра космических открытий
  • Почтовая марка Пермского уезда
  • К истории «спартакиадной» серии. Окончание
  • Супергерои в филателии
  • Благоверная жена филателиста
  • Любимая женщина Юлия и Марка
  • Тем, кто любит погорячее
  • История «спартакиадной» серии. Часть II
  • Истории с провенансом. Жил-был художник один
  • Уникумы с рубля
  • Почему Спартак не пошел на Олимп? К истории «спартакиадной» серии
  • Джаз и рафинад чешских почтовых марок
  • Дом Аэрофлота. Часть II
  • Дом Аэрофлота. История и метаморфозы
  • История с провенансом. Заслуженный филателист Великобритании
  • Приглашает «Варшавка»
  • Как Иран входил в советскую филателию. Часть II
  • Охота на львов: как Иран входил в советскую филателию
  • Антон Макаренко. Воспитание сердцем
  • Борис Кисин. Возвращение
  • Страны-призраки
  • Марки-призраки
  • «Коллекции России». Итоговая точка