Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Реклама - двигатель филателии

2018-11-30 14:03:36, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К концу XIX века использование почтовых марок было повсеместным и естественным. Даже самые отсталые и отдалённые государства выпускали марки – причём как дефинитивные (сугубо для оплаты отправлений), так и коммеморативные (в честь различных событий, в первую очередь для коллекционеров).

Объём почтовых перевозок в мире рос не по дням, а по часам. И в 1880-х годах какой-то умный рекламный менеджер придумал хороший ход, получивший название «рекламных марок» (poster stamps). Собственно, непочтовые марки (cinderella stamps) печатались и раньше, с 1860-х, например, но в 80-е в этом деле появилось то, что дало дальнейший толчок развитию индустрии, – коммерческий интерес.

 

    

Рекламная марка, по сути, – клочок бумаги. Чаще перфорированный. Это связано с тем, что разрезание перфорацией проще и дешевле, чем резка ножами (по крайней мере, была в то время). В отличие от почтовой марки, никаких законов оформления у рекламных марок нет.

    

Вы спросите: зачем вообще такой странный формат рекламы? Как он использовался? Да очень просто. Эти марки клеились на конверты вместе с обычными почтовыми марками – и приходили адресату. По сути, это была реклама на конвертах. Иногда компании договаривались прямо с почтовыми службами, иногда просто предписывали клеить такие марки своим сотрудникам – и так далее. Но спешу заметить, что это лишь один из многих вариантов использования рекламных марок. Помимо того, рекламные марки клеились на журналы, брошюры, коробки - да абсолютно на всё, что может попасть в руки потенциальному покупателю! Посмотрим, что в этой сфере имеется ещё.

Расцвет рекламных марок пришёлся на 1908-14 годы. За этот период, например, одни только немецкие компании (да и государство тоже) выпустили более 50 000 наименований рекламных марок – в разы больше, чем все почтовые марки мира за тот же период, вместе взятые. Германия вообще была лидером в рекламно-эрринофилических делах (эрринофилия – это коллекционирование непочтовых марок, не путать с филателией).

    

Отдельно хотелось бы отметить компании Metzeler (производителя резины – автомобильных шин, оборудования для дирижаблей) и Abadie (сигареты), напечатавших весьма эффектные монохромные серии, причём если у Metzeler марок было что-то около 120, то Abadie зашкалила за 1000.

  

  

С заметным отставанием от Германии по количеству подобной продукции шли США, Франция, Дания, Швеция, Великобритания, Россия. Да-да, Россия тоже входила в ряд самых активных производителей рекламных марок (четвёртая по счёту марка на иллюстрации - рекламно-выставочная, о них будет отдельный пост).

    

 

Как уже говорилось, подобные марки клеились на конверты наряду с почтовыми сёстрами. Но если почтовая марка-дефинитив в первую очередь стремилась к небольшому размеру, чтобы не занимать места на конверте и позволить набрать любую сумму, то рекламные марки как раз были большими и красочными – чтобы сразу быть заметными. Средний размер рекламной марки того периода составлял 4 на 5 сантиметров, но доходило и до 5x7, и даже ещё больше. Самая крупная почтовая марка казалась весьма средненькой по сравнению с рекламными гигантами.

Быстро сообразив, что коллекционеры начнут гоняться за рекламными марками, некоторые производители начали печатать серии. То есть «получи 6 писем, собери полный набор». Или сходи в фирменный магазин, купи там шоколадку и получи марку в подарок.

Первая Мировая сильно нарушила развитие рекламной филпродукции. По сути, в 1915-м вся эта история замерла (правда, взамен появились пропагандистские марки – но о них позже). И надо отметить, что после войны она практически не возродилась в том виде, в каком существовала до неё. В России рекламные марки исчезли как явление – Советы не подразумевали такого вида рекламы (да вообще реклама в РСФСР и СССР свелась к государственной монополии). Впрочем, порядка сотни рекламно-коммерческих марок в СССР всё-таки выпустили. Вот такого плана:

Более того, во многих рекламных марках СССР была применена оригинальная методика. За рубежом рекламные марки клеились на конверты рядом с почтовыми марками. У нас же придумали оставлять прямо на рекламной марке место под почтовую, превращая их при склеивании в единый объект. На примерах - чистая и с накленной почтовой маркой.

  

Но в 1920-е рекламные марки во второй раз вышли на пик популярности – и теперь этому способствовала Швейцария. Собственно, швейцарские производители шоколада и до войны печатали, как и все европейские государства, рекламные марки. Но в 20-е начался пик альбомного коллекционирования подобной продукции.

Проще говоря, все шоколадные бренды Швейцарии начали выпускать специальные коллекционные альбомы и марки к ним. Купишь шоколадку – получишь марочку, положишь в альбом. Это был принцип «вкладышей к жевачкам», если говорить просто. Особенно старались, конечно, Nestle, Cailler, Tobler. Один только Tobler (кстати, именно они придумали это дело в 1905 году, но тогда как-то «не пошло») напечатал за несколько лет в 1920-х более 1500 марок! На иллюстрациях – страницы из коллекционных альбомов.

Суммарно количество «шоколадных» марок зашкалило за 20 000, а последние серии допечатывались ещё в 1960-х годах.

Удивительно, но рекламные марки не стали частью истории. По сей день порой можно встретить их на различных фирменных конвертах или бланках. Например, вот блок марок с рекламой Международной академии бизнеса (обратите внимание, на марках оставлено место для наклейки дефинитива, как и на старых советских):

Заказать рекламные марки можно в ряде типографий. Приводить адреса не буду, если нужно, достаточно запросить в Google печать рекламных марок. В принципе, уже к началу Второй мировой войны рекламные марки сошли на «нет» (иногда, повторимся, подобные вещи появляются даже сегодня - крайне редко, лишь случайно). Зато очень активно развились другие направления непочтовой филателии (класса cinderella stamps) – например, пропагандистские марки. Также вплоть до сегодняшнего дня выпускаются выставочные марки к различным экспозициям. Но о них я расскажу как-нибудь в другой раз.

Автор:  Тим Скоренко, nostradamvs.livejournal.com

Продолжение следует



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • От Гиппократа до наших дней
  • Американская история с провенансом
  • Зачем нужны рождественские марки
  • Дед Мороз к нам мчится, скоро все случится
  • До чего дошел прогресс - до невиданных чудес
  • Марки ценой в баранов и верблюдов. Часть II
  • Филателистический вальс
  • Марки ценой в баранов и верблюдов
  • От «марки Кохера» до компьютерной графики
  • Реклама - двигатель филателии
  • С пинцетом и лупой
  • Гиганты неба. Куда улетела «ленинская эскадра»
  • Почему Медный всадник смотрит в другую сторону
  • В одном ряду с Пушкиным
  • 100 лет тому назад
  • Истории с провенансом. Председатель Совета надзирателей
  • Владимир Лязгин: Мне было бы скучно, если бы в моей жизни не было марок
  • Гиганты неба. «5 в 4», или Энтузиазм в «экспортном варианте»
  • Дмитрий Зимин: Мной движет чувство долга
  • «Обрезание» снижает цену
  • Хранители марок
  • День победы филателии
  • Гиганты неба. Курс на Арктику
  • Под крылом пеликана
  • Удивительные приключения цеппелина в России
  • Коллекция дедушки, или Судьба марок
  • Приглашаем к обсуждению. Дополнения к плану 2019 года
  • Билет в один конец
  • Гиганты неба: история отечественного дирижаблестроения в советских почтовых марках
  • Мосты-победители
  • Маленькие картинки с историей
  • Золотая медаль за один цент
  • Коллекция для внуков
  • Коллекции жутких марок
  • Предлагаем обсудить. Требования к почтовым маркам
  • Ледокол «Малыгин» - почему филателисты знают больше других
  • Это наша с тобой биография
  • Профессор и его марки
  • МХТ. Предлагаемые обстоятельства
  • История почты. «Пони-экспресс»
  • Письмо Президенту Рузвельту
  • Рубиновые тайны, или Откуда дует ветер
  • С.С.С.Р. пострадавшему от наводнения Ленинграду
  • Альфред Нобель. Он знал зачем родился
  • Приключения «Почты Донбасса»
  • Две обувные коробки с марками
  • Конверт с провенансом
  • Что такое осень - Бабье лето
  • Новое дыхание филателии
  • Фокусник и его хобби
  • Исключительно для души
  • В. Коваль. Мелодии почтовой миниатюры
  • Он где-то в небе
  • Король почтовых марок
  • Почтовый ящик. Дизайнерский вариант
  • Путь к звездам открыт
  • Призрак бродит по отелю
  • Приглашаем к обсуждению
  • Место встречи - блошиный рынок
  • Звездный путь: новое поколение
  • Д.А. Устинов: Марки для меня - это все и даже чуть больше
  • Байкал. Пройти тест на прочность
  • Сюрреализм — это ОН!
  • Greenpeace. Зеленые спасатели
  • Филателия - стимул жить и развиваться
  • 16 сентября не обходится без «Ромео и Джульетты»
  • Папа Иоффе: вечное стремление вперед
  • Солнце ее жизни
  • Я не коллекционер, я – собиратель!
  • Сувенирная буклетия
  • Сын ювелира, собирающий марки
  • И снова фальшивки
  • Гавайские миссионеры. Цена марки - жизнь
  • Селфи для Рембрандта
  • Наш путь к Победе
  • Август, изменивший ход войны
  • Тайны «Третьяковки»
  • Родина-мать приглашает в Урюпинск
  • Август пахнет хлебом, медом и яблоками
  • Космические собаки
  • Знак ГТО на груди у него
  • FIFA в России глазами английского филателиста
  • Сирия: война и филателия
  • Лучше гор могут быть только горы
  • Дети с доставкой на дом
  • Великая Китайская Мистификация
  • Ильин день - время купаться в фонтанах
  • Доходные марки княжества Лих­тен­штейн
  • Император Всероссийский
  • Крещение Руси. Как это было
  • Придет ли время перемен?
  • Вслед за Гогеном
  • Интеллект и габариты. Размер имеет значение
  • От тотема до орла
  • Что такое Вебинары по Филателии?
  • Шах и мат
  • Маяковский: Мне и рубля не накопили строчки!
  • Только ты — рыба моей мечты!
  • Проект EUROPA-2017. Дух истории: тайны старинных замков
  • Мы хотим всем рекордам дать футбольные имена
  • Мы верим твердо в героев спорта. Нам победа, как воздух, нужна
  • Шоколада хочется именно потому, что хочется шоколада
  • НЛО: невероятное и необъяснимое
  • Математика футбольного мяча
  • Так выглядит любовь
  • Американский День Независимости
  • Цветок влечения
  • Неизвестный «Запорожец»
  • Союз футбола и пива
  • От эпохи Марадоны к веку блистательного Месси
  • Мосты через Европу
  • Их любят иностранцы
  • Двадцать второго июня, ровно в 4 часа
  • Москва – Северный плюс – Ванкувер
  • Тифлисская уника
  • Футбол и пиво близнецы-братья
  • "Черный квадрат" - плагиат?
  • Болельщик Папа Римский
  • Эй, небо, сними шляпу!
  • Вратарь, который забил 131 гол
  • Футбольное поле в рыбацкой деревне
  • Команда начинается с вратаря
  • Футбол. Только факты и курьезы
  • Картины и их тайны
  • Потомок Ганнибала
  • Филдневник ЧМ-2018. Он приедет! Значит, ждали мы не зря
  • Из жизни Королевы
  • Детство - это я и ты
  • Что тебе снится, крейсер Аврора?
  • День блондинок - кто самая популярная на марках?
  • Медовый месяц
  • Что могут короли?
  • Как пройти в библиотеку?
  • Исчезнувший гений
  • Сокровища погибших кораблей
  • Мы пионеры, дети рабочих!
  • Пираты Карибского моря
  • Пишу тебе письмо из 45-го
  • Окей, Гугл. Или сила печатного слова. Есть ли газеты без цензуры?
  • Indian. История двух колес
  • От шабаша до маевки
  • Самый, самый, самый
  • Живее всех живых
  • Аукционы 2017 года. Хиты продаж
  • Шедевры мировой культуры
  • История одной картонки
  • Он сказал «Поехали!»
  • Время собирать марки
  • Христос Воскресе!
  • Как Вас обманут