Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Реклама - двигатель филателии

2018-11-30 14:03:36, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К концу XIX века использование почтовых марок было повсеместным и естественным. Даже самые отсталые и отдалённые государства выпускали марки – причём как дефинитивные (сугубо для оплаты отправлений), так и коммеморативные (в честь различных событий, в первую очередь для коллекционеров).

Объём почтовых перевозок в мире рос не по дням, а по часам. И в 1880-х годах какой-то умный рекламный менеджер придумал хороший ход, получивший название «рекламных марок» (poster stamps). Собственно, непочтовые марки (cinderella stamps) печатались и раньше, с 1860-х, например, но в 80-е в этом деле появилось то, что дало дальнейший толчок развитию индустрии, – коммерческий интерес.

 

    

Рекламная марка, по сути, – клочок бумаги. Чаще перфорированный. Это связано с тем, что разрезание перфорацией проще и дешевле, чем резка ножами (по крайней мере, была в то время). В отличие от почтовой марки, никаких законов оформления у рекламных марок нет.

    

Вы спросите: зачем вообще такой странный формат рекламы? Как он использовался? Да очень просто. Эти марки клеились на конверты вместе с обычными почтовыми марками – и приходили адресату. По сути, это была реклама на конвертах. Иногда компании договаривались прямо с почтовыми службами, иногда просто предписывали клеить такие марки своим сотрудникам – и так далее. Но спешу заметить, что это лишь один из многих вариантов использования рекламных марок. Помимо того, рекламные марки клеились на журналы, брошюры, коробки - да абсолютно на всё, что может попасть в руки потенциальному покупателю! Посмотрим, что в этой сфере имеется ещё.

Расцвет рекламных марок пришёлся на 1908-14 годы. За этот период, например, одни только немецкие компании (да и государство тоже) выпустили более 50 000 наименований рекламных марок – в разы больше, чем все почтовые марки мира за тот же период, вместе взятые. Германия вообще была лидером в рекламно-эрринофилических делах (эрринофилия – это коллекционирование непочтовых марок, не путать с филателией).

    

Отдельно хотелось бы отметить компании Metzeler (производителя резины – автомобильных шин, оборудования для дирижаблей) и Abadie (сигареты), напечатавших весьма эффектные монохромные серии, причём если у Metzeler марок было что-то около 120, то Abadie зашкалила за 1000.

  

  

С заметным отставанием от Германии по количеству подобной продукции шли США, Франция, Дания, Швеция, Великобритания, Россия. Да-да, Россия тоже входила в ряд самых активных производителей рекламных марок (четвёртая по счёту марка на иллюстрации - рекламно-выставочная, о них будет отдельный пост).

    

 

Как уже говорилось, подобные марки клеились на конверты наряду с почтовыми сёстрами. Но если почтовая марка-дефинитив в первую очередь стремилась к небольшому размеру, чтобы не занимать места на конверте и позволить набрать любую сумму, то рекламные марки как раз были большими и красочными – чтобы сразу быть заметными. Средний размер рекламной марки того периода составлял 4 на 5 сантиметров, но доходило и до 5x7, и даже ещё больше. Самая крупная почтовая марка казалась весьма средненькой по сравнению с рекламными гигантами.

Быстро сообразив, что коллекционеры начнут гоняться за рекламными марками, некоторые производители начали печатать серии. То есть «получи 6 писем, собери полный набор». Или сходи в фирменный магазин, купи там шоколадку и получи марку в подарок.

Первая Мировая сильно нарушила развитие рекламной филпродукции. По сути, в 1915-м вся эта история замерла (правда, взамен появились пропагандистские марки – но о них позже). И надо отметить, что после войны она практически не возродилась в том виде, в каком существовала до неё. В России рекламные марки исчезли как явление – Советы не подразумевали такого вида рекламы (да вообще реклама в РСФСР и СССР свелась к государственной монополии). Впрочем, порядка сотни рекламно-коммерческих марок в СССР всё-таки выпустили. Вот такого плана:

Более того, во многих рекламных марках СССР была применена оригинальная методика. За рубежом рекламные марки клеились на конверты рядом с почтовыми марками. У нас же придумали оставлять прямо на рекламной марке место под почтовую, превращая их при склеивании в единый объект. На примерах - чистая и с накленной почтовой маркой.

  

Но в 1920-е рекламные марки во второй раз вышли на пик популярности – и теперь этому способствовала Швейцария. Собственно, швейцарские производители шоколада и до войны печатали, как и все европейские государства, рекламные марки. Но в 20-е начался пик альбомного коллекционирования подобной продукции.

Проще говоря, все шоколадные бренды Швейцарии начали выпускать специальные коллекционные альбомы и марки к ним. Купишь шоколадку – получишь марочку, положишь в альбом. Это был принцип «вкладышей к жевачкам», если говорить просто. Особенно старались, конечно, Nestle, Cailler, Tobler. Один только Tobler (кстати, именно они придумали это дело в 1905 году, но тогда как-то «не пошло») напечатал за несколько лет в 1920-х более 1500 марок! На иллюстрациях – страницы из коллекционных альбомов.

Суммарно количество «шоколадных» марок зашкалило за 20 000, а последние серии допечатывались ещё в 1960-х годах.

Удивительно, но рекламные марки не стали частью истории. По сей день порой можно встретить их на различных фирменных конвертах или бланках. Например, вот блок марок с рекламой Международной академии бизнеса (обратите внимание, на марках оставлено место для наклейки дефинитива, как и на старых советских):

Заказать рекламные марки можно в ряде типографий. Приводить адреса не буду, если нужно, достаточно запросить в Google печать рекламных марок. В принципе, уже к началу Второй мировой войны рекламные марки сошли на «нет» (иногда, повторимся, подобные вещи появляются даже сегодня - крайне редко, лишь случайно). Зато очень активно развились другие направления непочтовой филателии (класса cinderella stamps) – например, пропагандистские марки. Также вплоть до сегодняшнего дня выпускаются выставочные марки к различным экспозициям. Но о них я расскажу как-нибудь в другой раз.

Автор:  Тим Скоренко, nostradamvs.livejournal.com

Продолжение следует



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Динамика цен на марки за 12 лет
  • «Сакура» в цвете. Часть 2
  • Почтовые дороги России
  • Старый добрый почтовый ящик
  • Мастер пейзажа
  • Наследство профессора Беляева
  • Художник с коммерческой жилкой
  • Молодость моя, Белоруссия!
  • «Сакура» в цвете
  • Europa-CEPT
  • Шах и мат в советской филателии
  • Шах и мат в мировой филателии
  • Что такое филателия? К 40-летию Олимпиады-80
  • Где находится край земли?
  • Нету милей моей Молдавии родной!
  • Детские марки Джона Леннона
  • Почтовая администрация ООН
  • Как добиться выпуска почтового конверта
  • Страна озер, марципана и макраме
  • Бесценные марки Фредди Меркьюри
  • День семьи, любви и верности
  • Города на марках. Крым
  • Монгольский вклад в военно-полевую почту СССР
  • Художественное наследие Боголюбова
  • Великолепный Тарбозавр
  • Города на марках. Юг и Северный Кавказ
  • Филателисты и российские дороги
  • В Литве все по-другому
  • В стране литературных героев
  • По главной площади с Победой
  • Чесменский бой - он трудный самый
  • Как попасть на марку?
  • Пуп Луны
  • Медицина и пандемии. Часть II
  • Медицина и пандемии
  • Города на марках. Центральная Россия
  • Пять книг для взрослых
  • Кто рисует марки?
  • Перевертки - что за этим стоит?
  • И чувства добрые он лирой пробуждал
  • «Голубая Александрия». Символ невероятной любви
  • Истина в деталях
  • Филателия - это динамичное хобби
  • ТОП-7 русских поэтов
  • Приглашаем к обсуждению. Пора поддержать героев
  • История одного конверта
  • Филателистическая история одной семьи
  • Молодые филателисты Новой Зеландии
  • Опережая Илона Маска
  • Всего два простых слова на марке: СПАСИБО, ВАМ!
  • Приглашаем к обсуждению. Проект плана выпуска марок на 2021 год
  • Эпоха Просвещённого мира
  • Филателия. Одна - но пламенная страсть
  • Приглашаем к обсуждению. Пропадет ли интерес к филателии?
  • Разновидность? Или так?....
  • Так начиналось метро. Вредно ли оно для деревни?
  • Антарктическая Франция
  • Марки от прапрапрадеда
  • Давно мы из дома...
  • История Выборга в коллекции местного филателиста
  • Мы помним! Мы гордимся!
  • Приглашаем к обсуждению. Филателия и внутренний туризм
  • Неожиданная находка
  • Этот день мы приближали, как могли. ТОП марок Победы
  • Занятие для души
  • Самоизоляция - новые возможности
  • Желаю коллекционерам неугасаемого интереса к собирательству
  • 1 Мая. Повод побыть дома
  • Истории с провенансом. Мыс Кеннеди
  • Филателия - целый мир, где нет границ и карантина
  • О прошлом и о настоящем коллекционирования в Латвии
  • Приглашаем к обсуждению. Чернобыльская катастрофа
  • История почтового транспорта на Урале
  • ТОП-5 фильмов для филателистов
  • Приглашаем к обсуждению. Истина - в деталях
  • Ульяновы. Факты из биографии
  • Профессия бить в барабан и выращивать устрицы
  • Неотъемлемая часть нашей юности
  • Атрибут Пасхального празднования
  • Мифические картины Ильи Репина
  • «Лениниана» на картинах и марках
  • Тамбовские коллекционеры - собиратели истории
  • Письмо от Юрия Гагарина
  • Один гигантский скачок в космос
  • Аудиотур по истории почты
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть II
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть I
  • ТОП марок о космосе
  • Ошибки и неточности на марках. Часть II
  • Горы Кыргызстана не впечатлили геологов
  • Приключения принцессы
  • Роберт Кох: Никогда не быть праздным!
  • Королевский фотограф
  • Ошибки и неточности
  • Интересные находки
  • ТОП книг о филателии
  • Марки, передающие эмоции и чувства
  • Древние почтовые маршруты
  • Тайна одного шедевра
  • Страна огней
  • А истина дороже
  • Евросоюз. А был ли мальчик?
  • Как пенсионерка изучала посткроссинг на фрегате "Паллада"
  • Приглашаем к обсуждению. Коллекционирование проигрывает компьютеру?
  • Чем запомнился 2019 год в Филателии?
  • Искусство на марках. Картины русских художников
  • Выдающиеся филателисты. Огласите весь список
  • Страна «Властелина колец»
  • Фолкленды 1933
  • Чем живут современные филателисты
  • К 75-летию Победы. Начало
  • Гренландия. Лучшая марка 2019
  • Женский день
  • Женщины искусства на марках
  • Главная загадка Вестминстерского дворца
  • Масленица. История и современность
  • Идеальное совпадение: марки, орхидеи и фотография
  • Филателия для подростка - очень развивающее занятие
  • Тридесятое королевство
  • Тактические игры в солдатиков
  • История страны на марках. Выбираем самую самую.
  • Ностальгия о стране, которой больше нет
  • Приглашаем к обсуждению
  • Формула-1. Путь к победам
  • Любовь, которую мы выбираем
  • Названа самая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Цвет королевской любви
  • Символ «холодной войны»
  • Памятник жертвенной любви
  • Клод Моне. От карикатур до шедевров
  • Лувр. Дворец в охотничьих угодьях
  • Странное время года
  • Голосуем за Антарктиду
  • Ювелирное дело в филателии
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда
  • Три почтовых марки для Сенегала
  • Хлеб и письма блокадного Ленинграда
  • Почтовые дороги войны
  • Женщины Рафаэля Кирхнера
  • Гадкий утенок-голос в защиту
  • День рождения попкорна
  • Барышня, Смольный, пожалуйста
  • Кыргызстан. Лучший выпуск марок 2019 года
  • Редкие марки Ольденбурга
  • Лучшей маркой года признана...
  • Самая неудачная марка 2019 года- объявлен конкурс
  • Лучшая марка 2019 года по версии АО «Марка»
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание
  • Эх, дороги... Нелегкая доля ямщиков
  • Филателия в лицах. Первая новогодняя марка