Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года. Часть II

2019-01-28 14:28:52, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Продолжаем наш рассказ о том, как в Москву пришло метро и с какими трудностями столкнулись метростроевцы, чтобы оно наконец-то заработало.

Главным препятствием для метростроевцев тогда были подземные воды. Когда подземная река Ольховка хлынула в котлован на Комсомольской площади, оседание грунта удалось остановить буквально в десяти метрах от стены Казанского вокзала. А далее произошло самое невероятное... станция «Дзержинская» поплыла в сторону «Охотного ряда»... всем показалось, что это катастрофа.

По проекту под площадью должна была расположиться просторная станция «Дзержинская». Но над будущей станцией располагалось огромное подземное болото, существовавшее на этом месте с незапямятных времен. Его пытался «извести» еще Петр I, а потом попросту засыпали сверху землей. Но когда началось сооружение станции, болото «поплыло» и посреди площади образовалась огромная воронка, которая с каждым днем росла в размерах, медленно «сползая» в сторону Неглинки и Театральной площади. Вариант у проходчиков оставался один – «уйти» еще глубже под землю, положившись на крепость железобетона – тут как нельзя кстати пригодился опыт днепростроевцев, отлично знавших, как утихомиривать разбушевавшуюся воду.

Станция «Дзержинская» в итоге получилась очень оригинальной. Из-за сложности проходки архитектор Н. Ладовский остановился на двухтоннельном варианте перронного зала, без «срединного» прохода между платформами (это заметно на марке). Перед архитектором стояла непростая задача — оформить станцию с кривизной путей, массивными опорами. И это удалось, «Дзержинская» в итоге получилась очень интересной:

К сожалению, после кардинальной перестройки в 1970-х годах станция утратила свой конструктивистский вид и превратилась в типовую станцию столичной подземки тех времен. Но он, к счастью, сохранился на почтовой марке, которая (уже к сожалению) сегодня относится к категории филателистической редкости. На мой взгляд, это можно объяснить тем, что марки номиналом 15 копеек в этот период выпускались небольшими тиражами, поскольку внутри страны они были не особенно востребованы из-за того, что такого почтового тарифа для писем попросту не существовало – он предназначался разве что для оплаты международной корреспонденции.

Не менее интересна с содержательной стороны для коллекционеров, интересующихся историей московского метро, и 10-копеечная марка серии 1935 года.

С одной стороны, на ней представлена типичная станция глубокого заложения: три тоннеля, которые приходилось пробивать проходчикам, эскалатор. Но если приглядеться внимательнее, то можно обнаружить любопытную деталь. В правом верхнем углу мы видим перекресток, трамвай, белый входной павильон с надписью «Метро»,. И если все это сопоставим с топографией Москвы 1935-го года, то у окажется, что на поверхности запечатлен вход в реальную станцию «красной» ветки – «Библиотека им. Ленина». Сегодня этого входа уже нет, но он, к слову, остался запечатленным на другой советской марке, правда, без уточнения, что это вход в метро: 

Располагался он на углу Охотного ряда и улицы Коминтерна (сегодня Воздвиженки) и служил входом сразу на две станции: «Библиотека им. Ленин» и «Коминтерн» (ныне «Александровский сад». Позднее его снесли – на этом месте сегодня стоит памятник Достоевскому.

«Выдает» станцию «Библиотека им. Ленина» и пол, изображенный на упоминаемой марке. Привычные гранитные плиты на станциях «красной» ветки появились позднее, а в 1935 году на станциях еще лежало асфальтовое покрытие – в Москве просто не хватало камнерезательных мощностей и Метрострой даже был вынужден открыть свой мраморный цех на своем железобетонном заводе, чтобы успеть отделать в срок строившиеся станции. В общем, было не до пола. И только на «Библиотеке» лежали квадраты настоящего паркета! Лежали они, правда, не долго, спустя некоторое время паркет пришлось заменить на асфальт, но зато как это смотрелось в день открытия!

Очень интересна и схема будущего московского метро, запечатленная на 10-копеечной марке. Она очень напоминает схему современных «радиусов», свидетельствуя о том, что уже тогда (художник И.Соколов отталкивался при работе над почтовой миниатюрой от плана 1932 года) столичные власти хорошо представляли себе, как и в каких направлениях будет в перспективе развиваться город. Другой вопрос, что московскими окраинами тогда виделись такие станции метро, как нынешние «Сокол», «Кутузовская», «Автозавродская», «Улица 1905 года» или «Семеновская»…

И в заключение – небольшая история о поезде метро, запечатленном на 10-копеечной марке.

Делались вагоны на заводе в Мытищах. Однажды туда приехал Л.Каганович, отвечавший за строительство московского метро. Ему все показали, он был доволен. Но только до тех пор, пока его взгляд не упал на сиденья в вагонах – они были обиты дешевым дерматином. Это привело Кагановича в ярость. Он тут же устроил разнос заводскому руководству: «Мы строим лучший в мире метрополитен, а вы взяли какой-то дрянной дерматин!» В несколько дней завод спешно организовал специальную мастерскую и через десять дней сиденья всех были уже обиты лучшей кожей. Такими они и вышли на линию.

…Закончить небольшой экскурс в историю московского метро, мне хочется словами Евгения Долматовского из его романа в стихах «Добровольцы». Он сам был в числе тех, кто трудился на строительстве первой ветки московского метро и все знал не понаслышке. По-моему, они лучше всего передают атмосферу тех лет и которую постарались передать все, кто трудился над выпуском первой советской серии «метростроевских» марок.

Игра теней на улицах весенних,

И вот он, наконец, «Охотный ряд».

Под нами эскалатора ступени

Вдруг двинулись, шумя, как водопад.

Торжественно и чисто на платформе.

Давно ли здесь стучали молотки!..

Две девушки в путейской новой форме

Стоят, держа железные флажки.

Гудит туннель. Вот вырвался оттуда

Циклопий глаз. Вздыхает левый путь.

В зеркальных стеклах, мчащихся, как чудо,

Зрачки ребят мелькают, словно ртуть.

Перрон в приветствиях, в веселом гаме,

И мы вступаем в новенький вагон —

Как в сказку, невесомыми шагами,

И мчит мечта за поездом вдогон.

Мы первыми дорогу проложили

Здесь, в плывунах, среди кромешной тьмы,

И, первые — по праву — пассажиры,

Подземною дорогой едем мы.

Как будто повторенье детской гаммы,

Звучит на новых стыках путь стальной,

И станции, похожие на храмы,

Встречают нас прохладной тишиной.

Наш первый поезд, первый поезд мчится,

Мы в будущее мыслями летим.

Какие стройки кто из нас воздвигнет,

Кого Героем назовет народ?

В каких пучинах кто из нас погибнет

И кто до коммунизма доживет?

Но это нам покуда неизвестно.

Все впереди. Построено метро.

 

Сергей Шаров

Начало>>>




Комментарии к статье:
2025-05-17 17:58:21, Олег Юрьевич Латышев
Сердечно благодарим Вас за важную и нужную работу! Успехов и еще раз успехов! С почтением, семья Латышевых.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Говорим и пишем на языке филателии
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Марки разные читать. Подвиг генерала Карбышева
  • Резолюция XVI научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Прогулки по Питеру
  • Марки разные читать. История освоения космического пространства
  • Патриотическая тематика в Отечественных почтовых коллекциях
  • Иностранные марки, посвящённые играм
  • Командный дух питерских посткроссеров
  • С кляссером – в метро. Станция «Площадь Революции»
  • Осенний вернисаж. «Санкт-Петербург-2025. Неделя почтовых коллекций»
  • Молодым везде у нас дорога...
  • КОНКУРС! Марки разные читать...
  • Марки России из металлической фольги
  • Мастера «Строгановки»
  • Всемирная выставка почтовых марок PHILAKOREA 2025
  • Юбилей маршала Василевского
  • Всероссийская филателистическая выставка «Ульяновск-2025»
  • Издательское товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг»
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2025 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 14
  • Бизнес из слов и магии
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Окончание
  • Выставка «Пожарная охрана на почтовых марках, конвертах и открытках»
  • Аромат почтовых марок
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Часть 2
  • Пропаганда российской филателии
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Итоги
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 13
  • Марки с микротекстом
  • Герои опер П. И. Чайковского на открытках Павла Скотаря
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период. Окончание
  • Московское метро на почтовых марках
  • Кинематограф в филателии
  • Вклад СССР в независимость Китая
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2025 года
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
  • История железной дороги в раритетных документах
  • КОНКУРС: Мой любимый филателистический сувенир
  • Картины из почтовых марок
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период
  • История открытки. Издательство «Ришар»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 12
  • Золотых дел мастер
  • Щедрый дар государству московского коллекционера П.П. Щапова
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Второй период
  • Ростовская финифть
  • Филателия помогает жить...
  • КОНКУРС ЭССЕ. Филателистические издания. Оформление и иллюстрации.
  • Научно-просветительский журнал «Мир Русской Филателии». К 80-летию Победы
  • Маяки. Пример тематической разработки
  • Марки со стираемой краской
  • Художественно-графическое оформление филателистической литературы
  • Волшебство и мистика Гребнево
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Первый период
  • Пособие «Политическая карта мира в почтовых марках»
  • Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках
  • «Илья Муромец» в небе филателии
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2025 года
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет. Окончание...
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 11
  • Марки с элементами перфорации
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет...
  • Вопрос филателиста. Неизвестный художник В.Андреев
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великий дар актера Смоктуновского
  • Открытки объединяют
  • Владимир Маяковский на почтовых марках и конвертах
  • История открытки. Община святой Евгении
  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»