Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года. Часть II

2019-01-28 14:28:52, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Продолжаем наш рассказ о том, как в Москву пришло метро и с какими трудностями столкнулись метростроевцы, чтобы оно наконец-то заработало.

Главным препятствием для метростроевцев тогда были подземные воды. Когда подземная река Ольховка хлынула в котлован на Комсомольской площади, оседание грунта удалось остановить буквально в десяти метрах от стены Казанского вокзала. А далее произошло самое невероятное... станция «Дзержинская» поплыла в сторону «Охотного ряда»... всем показалось, что это катастрофа.

По проекту под площадью должна была расположиться просторная станция «Дзержинская». Но над будущей станцией располагалось огромное подземное болото, существовавшее на этом месте с незапямятных времен. Его пытался «извести» еще Петр I, а потом попросту засыпали сверху землей. Но когда началось сооружение станции, болото «поплыло» и посреди площади образовалась огромная воронка, которая с каждым днем росла в размерах, медленно «сползая» в сторону Неглинки и Театральной площади. Вариант у проходчиков оставался один – «уйти» еще глубже под землю, положившись на крепость железобетона – тут как нельзя кстати пригодился опыт днепростроевцев, отлично знавших, как утихомиривать разбушевавшуюся воду.

Станция «Дзержинская» в итоге получилась очень оригинальной. Из-за сложности проходки архитектор Н. Ладовский остановился на двухтоннельном варианте перронного зала, без «срединного» прохода между платформами (это заметно на марке). Перед архитектором стояла непростая задача — оформить станцию с кривизной путей, массивными опорами. И это удалось, «Дзержинская» в итоге получилась очень интересной:

К сожалению, после кардинальной перестройки в 1970-х годах станция утратила свой конструктивистский вид и превратилась в типовую станцию столичной подземки тех времен. Но он, к счастью, сохранился на почтовой марке, которая (уже к сожалению) сегодня относится к категории филателистической редкости. На мой взгляд, это можно объяснить тем, что марки номиналом 15 копеек в этот период выпускались небольшими тиражами, поскольку внутри страны они были не особенно востребованы из-за того, что такого почтового тарифа для писем попросту не существовало – он предназначался разве что для оплаты международной корреспонденции.

Не менее интересна с содержательной стороны для коллекционеров, интересующихся историей московского метро, и 10-копеечная марка серии 1935 года.

С одной стороны, на ней представлена типичная станция глубокого заложения: три тоннеля, которые приходилось пробивать проходчикам, эскалатор. Но если приглядеться внимательнее, то можно обнаружить любопытную деталь. В правом верхнем углу мы видим перекресток, трамвай, белый входной павильон с надписью «Метро»,. И если все это сопоставим с топографией Москвы 1935-го года, то у окажется, что на поверхности запечатлен вход в реальную станцию «красной» ветки – «Библиотека им. Ленина». Сегодня этого входа уже нет, но он, к слову, остался запечатленным на другой советской марке, правда, без уточнения, что это вход в метро: 

Располагался он на углу Охотного ряда и улицы Коминтерна (сегодня Воздвиженки) и служил входом сразу на две станции: «Библиотека им. Ленин» и «Коминтерн» (ныне «Александровский сад». Позднее его снесли – на этом месте сегодня стоит памятник Достоевскому.

«Выдает» станцию «Библиотека им. Ленина» и пол, изображенный на упоминаемой марке. Привычные гранитные плиты на станциях «красной» ветки появились позднее, а в 1935 году на станциях еще лежало асфальтовое покрытие – в Москве просто не хватало камнерезательных мощностей и Метрострой даже был вынужден открыть свой мраморный цех на своем железобетонном заводе, чтобы успеть отделать в срок строившиеся станции. В общем, было не до пола. И только на «Библиотеке» лежали квадраты настоящего паркета! Лежали они, правда, не долго, спустя некоторое время паркет пришлось заменить на асфальт, но зато как это смотрелось в день открытия!

Очень интересна и схема будущего московского метро, запечатленная на 10-копеечной марке. Она очень напоминает схему современных «радиусов», свидетельствуя о том, что уже тогда (художник И.Соколов отталкивался при работе над почтовой миниатюрой от плана 1932 года) столичные власти хорошо представляли себе, как и в каких направлениях будет в перспективе развиваться город. Другой вопрос, что московскими окраинами тогда виделись такие станции метро, как нынешние «Сокол», «Кутузовская», «Автозавродская», «Улица 1905 года» или «Семеновская»…

И в заключение – небольшая история о поезде метро, запечатленном на 10-копеечной марке.

Делались вагоны на заводе в Мытищах. Однажды туда приехал Л.Каганович, отвечавший за строительство московского метро. Ему все показали, он был доволен. Но только до тех пор, пока его взгляд не упал на сиденья в вагонах – они были обиты дешевым дерматином. Это привело Кагановича в ярость. Он тут же устроил разнос заводскому руководству: «Мы строим лучший в мире метрополитен, а вы взяли какой-то дрянной дерматин!» В несколько дней завод спешно организовал специальную мастерскую и через десять дней сиденья всех были уже обиты лучшей кожей. Такими они и вышли на линию.

…Закончить небольшой экскурс в историю московского метро, мне хочется словами Евгения Долматовского из его романа в стихах «Добровольцы». Он сам был в числе тех, кто трудился на строительстве первой ветки московского метро и все знал не понаслышке. По-моему, они лучше всего передают атмосферу тех лет и которую постарались передать все, кто трудился над выпуском первой советской серии «метростроевских» марок.

Игра теней на улицах весенних,

И вот он, наконец, «Охотный ряд».

Под нами эскалатора ступени

Вдруг двинулись, шумя, как водопад.

Торжественно и чисто на платформе.

Давно ли здесь стучали молотки!..

Две девушки в путейской новой форме

Стоят, держа железные флажки.

Гудит туннель. Вот вырвался оттуда

Циклопий глаз. Вздыхает левый путь.

В зеркальных стеклах, мчащихся, как чудо,

Зрачки ребят мелькают, словно ртуть.

Перрон в приветствиях, в веселом гаме,

И мы вступаем в новенький вагон —

Как в сказку, невесомыми шагами,

И мчит мечта за поездом вдогон.

Мы первыми дорогу проложили

Здесь, в плывунах, среди кромешной тьмы,

И, первые — по праву — пассажиры,

Подземною дорогой едем мы.

Как будто повторенье детской гаммы,

Звучит на новых стыках путь стальной,

И станции, похожие на храмы,

Встречают нас прохладной тишиной.

Наш первый поезд, первый поезд мчится,

Мы в будущее мыслями летим.

Какие стройки кто из нас воздвигнет,

Кого Героем назовет народ?

В каких пучинах кто из нас погибнет

И кто до коммунизма доживет?

Но это нам покуда неизвестно.

Все впереди. Построено метро.

 

Сергей Шаров

Начало>>>



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Эх, дороги
  • Знаменитые ворота Индии
  • Портвейн и поузады
  • Новый Гоголь, или Куда исчезла семейная коллекция
  • РЕЗОЛЮЦИЯ Х научно-практического семинара по истории почты и филателии
  • Филателистический план ООН
  • Фигурная резка марок
  • Искусство & Ремесла & Марки
  • Атомный век. Атомный маршал
  • Монако. Как объехать страну за час
  • «Киношные» друзья человека
  • Для счастья нужен только альбом с марками
  • Непобедимый адмирал
  • Роль филателистической дипломатии
  • Это элементарно, Ватсон
  • Cамая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Ватикан. Государство в государстве
  • План Америки раскрыт
  • Тыва. Первые марки
  • Критическая стадия коллекционирования
  • Почта Тувы. От оленей до автомобиля
  • Тыва - провинция Китая и протекторат Российской империи
  • Магия лунного света
  • Самый главный национальный продукт
  • От А до Я. Филателистический словарь. Окончание
  • Черчилль на марках. Это вам не цветочки
  • От А до Я. Филателистический словарь (П-Т)
  • Физкультура по-китайски
  • Айн Рэнд: Марки - это эстетика и чудесный восстановитель мозга
  • Шерше ля фам. Узнайте женщину
  • Все ли тайны раскрыла «Мона Лиза»?
  • От А до Я. Филателистический словарь (К-О)
  • Как я вернулся в филателию
  • Япония.Через малое видеть великое
  • Раз-два-три...продано!
  • Парагвай. Далекая-далекая страна
  • Сергей Морозов: Сувенирную буклетию есть смысл собирать
  • От А до Я. Филателистический словарь (А-И)
  • Все дороги ведут в Рим
  • Учкудук - урановые колодцы
  • Право голоса по гендерному признаку
  • Милькин и его марки
  • Антарктида. Неведомая земля
  • История британских памятных марок
  • История Минина и Пожарского
  • Атомный век. «Многовалентный» Флеров
  • Музыка марок
  • Марки для благотворительности
  • Ностальжи. Забытое хобби
  • Мост на Аляску, или стоит ли покупать Гренландию?
  • Альфонсы бывают разные
  • Марки разные читать
  • Физик и лирик
  • Возобновляемая энергия
  • Наследие принца Альберта
  • Аполлон-11. Гигантский скачок человечества
  • Истоки атома
  • Вышиваем марки
  • Самый узнаваемый дизайн
  • Мирный атом Обнинска
  • Атомный век. Засекреченный армянин
  • Маяки: от истории до памятных объектов
  • Тематика или хронология?
  • Кто сказал «мяу»?
  • Атомный век. Харитон против Оппенгеймера
  • Как увлечь детей филателией?
  • «Дружба народов» от визы не зависит
  • История и вопросы одного конверта
  • Атомный век. Отец советской атомной бомбы
  • Первый конкурс юных филателистов
  • Короли и филателия
  • Филателистическая история ЕАО
  • История одного эксперимента
  • Атомный век. Начало
  • Свидание на лунной орбите
  • Филателия в лицах. А.Сергеев: Коллекционирование – огромная, колоссальная, всепожирающая страсть
  • Песни бродят по Европе
  • Тур де Франс. Марки и факты
  • Филателия в лицах. Казахский Микеланджело
  • Президент Хаим Вейцман и его Институт в зеркале филателии
  • Интерес + Случай = Коллекция
  • От ромашки станет всем светлей
  • Игра этого лета
  • Марка с QR-кодом
  • Удивительные свойства филателии
  • Истории с провенансом. На одних весах с марками
  • Киты, крабы, осьминоги
  • Палитра марок СНГ
  • Филателия. В чем корень всех проблем?
  • Юмор и сатира на почтовых марках
  • Мариза Хилз. Ирония судьбы
  • Венский храм святителя Николая в филателии и филокартии
  • Мариза Хилз. Женщина-легенда
  • Из жизни отдыхающих
  • Художники на марках. Почему так, а не иначе?
  • Достижения Викторианской эпохи
  • Велосипедная неделя в марках
  • Истории с провенансом. Марки для музыкантов
  • Королева Британской Империи
  • Цветочное шоу - на марках и в саду
  • Ювелир Его Императорского Величества
  • Знаменитые брюнетки на почтовых марках
  • Необычное путешествие конвертов
  • Марки со странностями и курьезами
  • Марки, которых не было
  • Истории с провенансом. Филателист-зоолог
  • Жизнелюбие и образ советского человека
  • Как филателия помогла разоблачить военных преступников
  • От рекламы Kodak до детского журнала
  • Пришли мне бумаги почтовой, вина и сыру
  • Дом с садом за прививку
  • Великая леди аэрофилателии
  • Подвиг ваш бессмертен
  • День радио
  • Мы - Молодая гвардия рабочих и крестьян!
  • Покровители филателии
  • Итоги юбилейного аукциона
  • Коллекция для родителей
  • От сына шахтера до придворного гравера
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»?
  • Кто пополнил Список выдающихся филателистов
  • Notre-Dame de Paris. Внеси свой вклад в реконструкцию
  • История с провенансом. Выставка женских работ
  • Космические «целинники»
  • Огненное небо над Парижем
  • Через коллекцию я познаю мир
  • Эра космических открытий
  • Почтовая марка Пермского уезда
  • К истории «спартакиадной» серии. Окончание
  • Супергерои в филателии
  • Благоверная жена филателиста
  • Любимая женщина Юлия и Марка
  • Тем, кто любит погорячее
  • История «спартакиадной» серии. Часть II
  • Истории с провенансом. Жил-был художник один
  • Уникумы с рубля
  • Почему Спартак не пошел на Олимп? К истории «спартакиадной» серии
  • Джаз и рафинад чешских почтовых марок
  • Дом Аэрофлота. Часть II
  • Дом Аэрофлота. История и метаморфозы
  • История с провенансом. Заслуженный филателист Великобритании
  • Приглашает «Варшавка»
  • Как Иран входил в советскую филателию. Часть II
  • Охота на львов: как Иран входил в советскую филателию
  • Антон Макаренко. Воспитание сердцем
  • Борис Кисин. Возвращение
  • Страны-призраки
  • Марки-призраки
  • «Коллекции России». Итоговая точка