В 1943 году, в самый разгар Второй мировой войны, группа художников, выступавших против нацизма, основала Ассоциацию – «Salon de Mai», в которую вошли Гастон Диль, Анри-Жорж Адам, Эммануэль Аурикосте, Люсьен Куто, Жак Деспьер. А в 1945 году, в рамках Салона, состоялась первая выставка.
В 1967 году «Salon de Mai» встречала Гавана. Организатором выставки выступил Карлос Франки, при содействии таких великих художников, как - Вифредо Лам, Рене Портокарреро, Александра Колдера, Хуана Миро, Пабло Пикассо.
Вифредо Лам писал: «Как хорошо, что молодые художники и скульпторы могут работать в такой социалистической стране, как Куба, и наслаждаться спонтанностью создания чего-либо. У них останутся воспоминания о том удовольствии, которое они испытали, работая только ради работы».
Некоторые художники были приглашены на Остров свободы за несколько недель до открытия Салона. Все это время они писали картины, которые потом были переданы в дар кубинскому правительству для формирования коллекции Музея современного искусства, который, к слову сказать, так и не был построен.
Основной темой мероприятия было - Сотрудничество. 19 июля 1967 года перед павильоном, где проходила выставка, висело большое белое полотно для создания общей фрески Cuba colectiva. Более восьмидесяти художников и писателей внесли свой вклад, добавив изображение или текст внутрь спиральных полос, исходящих от центра полотна.
Вот как описывает это событие одна из парижских газет: «...с огромной скоростью гигантское белое полотно превращалось в цветное. Оно висело на улице, во влажном ночном воздухе тропиков ... Это было ощущение сюрреалистической магической церемонии, которая проходила в разгар популярного фестиваля. Хотя не было выпито ни капли алкоголя, мероприятие было опьяняющим».
По словам Франки, мероприятие представляло: «Коллективное искусство, социалистическое искусство, искусство свободы, революции, образное, судорожное, революционное, народное ... Впервые за одну ночь революционные художники и народ создали совместную образную реальность».
Поэт Ален Джоффрой написал: «Коллективная роспись представляет собой новую культурную и историческую реальность, благодаря которой человек впервые находится в прямом диалоге с коллективным политическим сознанием. Присутствовала идеология Че Гевара, чувственность, праздничность, бред, нежность, дружба ... и достаточно того, что кубинская революция установила контекст, в котором встретились революционные художники и интеллектуалы, где надежда на примирение подрывного воображения и революционного политического разума стала реальностью».
Кубинское правительство выпустило серию памятных марок, на которых изображены 25 работ, представленных на Выставке.
Марки можно купить у нас, на портале Филателия.ру, в разделе КУБА. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.
По материалам: en.wikipedia.org