Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва

2019-02-20 14:20:45, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

«Он готов, наш канал! Скоро наша Москва будет портом пяти морей!». Почему о канале «Волга-Москва» вспомнили только через десять лет?

*  *  *

2 мая 1937 года был открыт канал «Волга-Москва». Сталин на церемонии отсутствовал. Практическое судоходство по нему началось позднее, летом. Но главная задача, ради которой он, собственно, сооружался, была решена – столица теперь гарантированно обеспечивалась питьевой водой. И сегодня, по каналу, в Москву поступает порядка 60% воды, потребляемой горожанами, а в середине 1930-х эта цифра была еще выше. Но для большинства филателистов тема «Канала имени Москвы» берет начало с серии почтовых марок 1947 года, выпущенной уже в ознаменование его 10-летия:

Почему отечественная филателия обратилась к этой теме лишь после войны? 1936-й и 1937-е годы были вообще не слишком богаты на новые оригинальные почтовые миниатюры. Многие, значимые для страны события, остались, скажем так, «за кадром».

На почтовых марках канал «отметился» лишь в начале 1941 года, и то за счет своей флотилии – имеется в виду двадцатикопеечная марка из серии «Индустриализация в СССР», на которой, на заднем плане, изображен (более крупный) один из пассажирских кораблей, построенных на заводе «Красное Сормово» специально к открытию пассажирского судоходства по каналу.

Причина "невнимания" к каналу на официальных почтовых выпусках отчасти может быть объяснена следующим образом. Тема нашла свое отражение на непочтовых, агитационных марках, и это - благодаря Коминтерну.

Аббревиатура AUS в левом нижнем углу марки означает Amigos de la Union Sovietica – Общество друзей СССР, действовавшее на тот момент в Испании. Общество занималось продвижением советских идей среди иностранных рабочих и служащих. Его работу курировал Коминтерн.

Одним из важных направлений работы AUS был выпуск агитационных непочтовых марок. Это было объяснимо – визуальной информации о том, что происходит в первой стране победившего пролетариата на Западе явно недоставало. Придумывать что-то особенное не приходилось, работа строилась на основе фотоматериалов, которые поступали из Советского Союза: 

или:

Особенно в этой работе преуспело испанское Общество друзей СССР: в период Гражданской войны в этой стране было выпущено порядка десяти подобных агитационных серий. Но сейчас нас интересует одна из них:

 

Точнее, одна из марок этой серии – в середине 1970-х годов, когда я впервые увидел ее в коллекции одного из моих знакомых, ходило мнение, что изображенный на ней человек не кто иной, как глава НКВД Н. Ежов (понятное дело, что фотографий самого Ежова в «свободном доступе» тогда было не найти). Кроме того, эта, пусть и непочтовая миниатюра являлась едва ли не первой, на которой «вживую», а не в виде барельефа, был запечатлен И. Сталин.

Точно известен день, когда был сделан снимок, который лег в ее основу – 22 апреля 1937 года. Тогда И. Сталин, В. Молотов, К. Ворошилов и Н. Ежов объезжали Икшинский и Центральный районы строительства канала «Волга-Москва». В общей сложности это был третий приезд Сталина на стройку – он пожелал собственными глазами увидеть, как построенный канал заполняют водой. У шлюза №4, в поселке Деденево, под Дмитровом и была сделана фотография.

 

Поездку «вождя народов» освещала пресса, в первую очередь, газета «Правда»:

Возможно, эта заметка как раз и внесла некоторую сумятицу в головы филателистов, некоторые из которых высказывали мнение, что на марке испанского Общества друзей СССР, рядом с К. Ворошиловым, запечатлен Н. Ежов. «Масла в огонь» подлила и открытка, выпущенная через некоторое время, в 1938-м году, на которой, стараниями ретушеров, один из людей исчез «из кадра»:

Известна еще одна фотография, сделанная в тот же день, уже начальником охраны И. Сталина Н. Власиком. Власик, как известно, отлично фотографировал и был своего рода «личным фотографом» вождя и его семьи. Неудивительно, что собираясь на канал 22 апреля 1937 года, он захватил с собой и свой ФЭД.

На ней, за спинами И. Сталина и Н. Ежова, мы видим того же «человека с марки».

Кокарда на фуражке и петлица на левом лацкане шинели выдают в нем работника НКВД, но кто конкретно из руководящего состава комиссариата в этот день был вместе с руководителями партии и государства на шлюзе, мне, сколько я не пытался, выяснить не удалось. Может, это известно кому-нибудь из филателистов?

В том, что человек «с марки» оперативно «исчез» на открытке, нет ничего удивительного. Вояж руководства на канал состоялся практически сразу после известного февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП(б), фактически положившего начало «большому террору», который, отчасти, коснулся и руководства канала. 

Скорей всего Сталин из-за этого и не поехал в Химки на речной вокзал встречать первую флотилию. А ведь в Москву на ней приплыли лучшие из лучших – передовики стройки, рабочие многих советских заводов, создававших для канала оборудование. Корабелы из Нижнего Новгорода специально к этому событию построили четыре новых лайнера – «Иосиф Сталин», «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов» и «Вячеслав Молотов». Их отличал совершенно новый дизайн (это отметили даже за рубежом), а внутренние помещения были отделаны по высшему разряду и ценными породами дерева.

Теплоход «Иосиф Сталин», впрочем, все же остался запечатленным на двух других, более поздних советских почтовых марках: 

 

И кроме того - в замечательной кинокартине «Волга-Волга»:

…Судьба распорядилась таким образом, что эти корабли, порой уже под другими названиями, можно было видеть на канале еще в 1970-е годы. Правда, «Иосиф Сталин» к этому времени стал «Михаилом Фрунзе», но в памяти по-прежнему оставался флагманским кораблем первой флотилии, прошедшей по каналу Волга-Москва спустя несколько дней после события, оставшегося запечатленным на марке AUS испанского Общества друзей СССР.

Сергей Шаров




Комментарии к статье:
2019-02-22 17:07:43, александр
это - скорее всего, Семен Фирин, начальник Дмитлага.
2019-02-25 15:31:08, Михаил
А мне, кажется, что на марке Семен Фирин, а на фото Лазарь Коган в свите Сталина.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История страны на марках. Выбираем самую самую.
  • Ностальгия о стране, которой больше нет
  • Приглашаем к обсуждению
  • Формула-1. Путь к победам
  • Любовь, которую мы выбираем
  • Названа самая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Цвет королевской любви
  • Символ «холодной войны»
  • Памятник жертвенной любви
  • Клод Моне. От карикатур до шедевров
  • Лувр. Дворец в охотничьих угодьях
  • Странное время года
  • Голосуем за Антарктиду
  • Ювелирное дело в филателии
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда
  • Три почтовых марки для Сенегала
  • Хлеб и письма блокадного Ленинграда
  • Почтовые дороги войны
  • Женщины Рафаэля Кирхнера
  • Гадкий утенок-голос в защиту
  • День рождения попкорна
  • Барышня, Смольный, пожалуйста
  • Кыргызстан. Лучший выпуск марок 2019 года
  • Редкие марки Ольденбурга
  • Лучшей маркой года признана...
  • Самая неудачная марка 2019 года- объявлен конкурс
  • Лучшая марка 2019 года по версии АО «Марка»
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание
  • Эх, дороги... Нелегкая доля ямщиков
  • Филателия в лицах. Первая новогодняя марка
  • Советская атомная бомба. Разведка
  • А скоро Новый год!
  • Что мы знаем о погоде?
  • Филателия - семейное увлечение
  • Самая большая коллекция
  • Эскизы одного художника
  • Самая рождественская сказка
  • Рождественская песнь
  • С ЛУФами или без?
  • Не дарите почтальонам алкоголь
  • Филателия в лицах. День Независимости Казахстана
  • Станция «Луна-9». Миссия выполнима
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II
  • Лучшая марка 2019 года
  • Резьба по кости
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского
  • История Хрустального дворца
  • АЭС в филателии
  • Родина неожиданностей
  • День рождения почтовой марки
  • М.Сачёв: Марки - это возможность «тактильно» соприкоснуться с историей
  • Совместные выпуски. Укрепление дружбы
  • Непочтовые марки. Собирать, не собирать
  • История авиапочты
  • Кто подделал марки Викторианской эпохи?
  • Первая городская почта
  • Атомный век. Сталинский нарком
  • Блюда национальной кухни
  • Эх, дороги
  • Знаменитые ворота Индии
  • Портвейн и поузады
  • Новый Гоголь, или Куда исчезла семейная коллекция
  • РЕЗОЛЮЦИЯ Х научно-практического семинара по истории почты и филателии
  • Филателистический план ООН
  • Фигурная резка марок
  • Искусство & Ремесла & Марки
  • Атомный век. Атомный маршал
  • Монако. Как объехать страну за час
  • «Киношные» друзья человека
  • Для счастья нужен только альбом с марками
  • Непобедимый адмирал
  • Роль филателистической дипломатии
  • Это элементарно, Ватсон
  • Cамая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Ватикан. Государство в государстве
  • План Америки раскрыт
  • Тыва. Первые марки
  • Критическая стадия коллекционирования
  • Почта Тувы. От оленей до автомобиля
  • Тыва - провинция Китая и протекторат Российской империи
  • Магия лунного света
  • Самый главный национальный продукт
  • От А до Я. Филателистический словарь. Окончание
  • Черчилль на марках. Это вам не цветочки
  • От А до Я. Филателистический словарь (П-Т)
  • Физкультура по-китайски
  • Айн Рэнд: Марки - это эстетика и чудесный восстановитель мозга
  • Шерше ля фам. Узнайте женщину
  • Все ли тайны раскрыла «Мона Лиза»?
  • От А до Я. Филателистический словарь (К-О)
  • Как я вернулся в филателию
  • Япония.Через малое видеть великое
  • Раз-два-три...продано!
  • Парагвай. Далекая-далекая страна
  • Сергей Морозов: Сувенирную буклетию есть смысл собирать
  • От А до Я. Филателистический словарь (А-И)
  • Все дороги ведут в Рим
  • Учкудук - урановые колодцы
  • Право голоса по гендерному признаку
  • Милькин и его марки
  • Антарктида. Неведомая земля
  • История британских памятных марок
  • История Минина и Пожарского
  • Атомный век. «Многовалентный» Флеров
  • Музыка марок
  • Марки для благотворительности
  • Ностальжи. Забытое хобби
  • Мост на Аляску, или стоит ли покупать Гренландию?
  • Альфонсы бывают разные
  • Марки разные читать
  • Физик и лирик
  • Возобновляемая энергия
  • Наследие принца Альберта
  • Аполлон-11. Гигантский скачок человечества
  • Истоки атома
  • Вышиваем марки
  • Самый узнаваемый дизайн
  • Мирный атом Обнинска
  • Атомный век. Засекреченный армянин
  • Маяки: от истории до памятных объектов
  • Тематика или хронология?
  • Кто сказал «мяу»?
  • Атомный век. Харитон против Оппенгеймера
  • Как увлечь детей филателией?
  • «Дружба народов» от визы не зависит
  • История и вопросы одного конверта
  • Атомный век. Отец советской атомной бомбы
  • Первый конкурс юных филателистов
  • Короли и филателия
  • Филателистическая история ЕАО
  • История одного эксперимента
  • Атомный век. Начало
  • Свидание на лунной орбите
  • Филателия в лицах. А.Сергеев: Коллекционирование – огромная, колоссальная, всепожирающая страсть
  • Песни бродят по Европе
  • Тур де Франс. Марки и факты
  • Филателия в лицах. Казахский Микеланджело
  • Президент Хаим Вейцман и его Институт в зеркале филателии
  • Интерес + Случай = Коллекция
  • От ромашки станет всем светлей
  • Игра этого лета
  • Марка с QR-кодом
  • Удивительные свойства филателии
  • Истории с провенансом. На одних весах с марками
  • Киты, крабы, осьминоги
  • Палитра марок СНГ
  • Филателия. В чем корень всех проблем?
  • Юмор и сатира на почтовых марках
  • Мариза Хилз. Ирония судьбы
  • Венский храм святителя Николая в филателии и филокартии