Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Возвращение нашего Беринга

2019-03-04 15:38:07, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Мы продолжаем серию статей о несоотвествиях и ошибках на почтовых марках. И сегодня расскажем очередную историю, связанную с лицом известного мореплавателя Беринга.

*  *  *

На разговор о советских почтовых марках, посвященных Витусу Берингу, меня натолкнула случайно увиденная некоторое время назад одна «фантастическая» миниатюра:

О драматической камчатской экспедиции российского мореплавателя, безусловно, знают многие. О самом Витусе Беринге – все, кто хотя бы раз держал в руках географический атлас: его имя носят пролив между Северным Ледовитым и Тихим океаном и самое большое из дальневосточных морей.

Меня же заинтересовало другое – человек на марке никак не походил на своего «однофамильца», знакомого по отечественным почтовым маркам и памятным конвертам:

Двухсотая годовщина смерти Витуса Беринга стала своего рода отправной точкой темы великих географических открытий на почтовых марках Страны Советов, пусть и с двухгодичным опозданием – скончался Беринг в 1741 году, а серия, о которой идет речь, вышла из типографии только весной 1943-го:

В том, что годовщину смерти знаменитого человека решили отметить именно выпуском почтовых марок, не было ничего удивительного: в 1930-е годы это делалось с завидным постоянством. Так поступали со многими – от Л. Толстого и А. Пушкина до К. Маркса, Ф. Энгельса и Ф. Дзержинского. Вопрос в другом: почему марки, посвященные В. Берингу, вышли в свет с двухгодичным опозданием? И почему на них, в отличие от всех остальных подобных советских почтовых марок, отсутствовало изображение самого Беринга?

Было бы неверным считать, что Наркомат связи СССР, планируя выпуск почтовых марок на 1941 год, «проворонил» эту дату – в этом плане нашлось место и годовщине взятия А. Суворовым Измаила, и годовщинам смерти А. Сурикова, М. Лермонтова, юбилею поэта А. Навои. Более того, все говорит о том, что эта тема была в поле его зрения.

По национальности Витус Беринг был датчанином, и хотя в 22-летнем возрасте он перешел на русскую службу, датчане, продолжая считать его своим, решили выпустить собственную серию марок, посвященных памяти Беринга. С таким начинанием выступили власти родного города Беринга - Хронеса. Их поддержали датские националисты, заявившие, что «отвоевать» у русских «нашего» Беринга – дело принципиальное. «Масла в огонь» подлила и газета Fædrelandet, сообщившая, что русские сами готовятся выпустить соответствующие почтовые марки и поэтому надо поторопиться.

И тут выяснилось, что портретов Витуса Беринга, которые можно было бы использовать для будущих марок, в Дании нет! Датчане обратились к советской стороне, но та, не горя особым желанием помогать профашистским властям (Дания на тот момент уже была «мягко» оккупирована Германией), отослала просителей к «известным дореволюционным источникам». А по ним, на начало ХХ века, Витус Беринг выглядел так:

Опубликован этот портрет был в 1912 году в «Истории русской армии и флота». И сразу вызвал множество вопросов, прежде всего потому, что на груди, якобы Витуса Беринга, красовались ордена (Владимира и Георгия IV степени), учрежденные в России спустя много лет после смерти прославенного морехода. К тому же мундир этого человека никак не соответствовал времени службы Витуса Беринга на российском флоте. Тогда датчане обратились за помощью к американцам. Но те не нашли ничего лучшего, как отослать их к «изображению» Беринга на упаковке сигар:

Это было уже слишком. В итоге датчане обошлись без портрета Беринга и оставили на своих марках только его пакетбот «Святой Петр»:

Марки вышли в обращение в ноябре 1941 года. Тогда же, впервые в датской филателистической истории, были выпущены конверты первого дня.

Почему же в СССР спустя два года все-таки «вспомнили» о Витусе Беринге? Я подозреваю, что в этом был свой политический подтекст. К тому времени уже неоднократно вставал вопрос о встрече лидеров трех стран антигитлеровоской коалиции, и весной 1943-го, на весьма высоком уровне, рассматривался вопрос о встрече Сталина и Рузвельта именно на берегах Берингова пролива. «Знаковость» этого места проведения обуславливалась и тем, что Тихоокеанский маршрут был основным каналом поставок по ленд-лизу и именно в 1943 году он заработал «на полную мощность» – по сравнению с годом предыдущим, поставки возросли практически вдвое. Ф. Рузвельт был не против встречи на Дальнем Востоке, но все «уперлось» в У. Черчилля – без него встреча союзников выглядела бы двусмысленной, но его очень пугал столь дальний перелет (Черчилль вообще очень не любил летать на самолетах). Беседу в итоге перенесли в Тегеран.

Она состоялась в том же 1943 году. По завершении Великой Отечественной войны советская филателия, словно восстанавливая историческую справедливость, в 1949 году пополнилась серией марок, посвященных 300-летию открытия пролива между Азией и Северной Америкой Семеном Дежнёвым.

Он еще в 1648 году прошел проливом, который сегодня называется Беринговым. Другое дело, что его сообщению в Москве в то время не очень поверили. И не верили вплоть до времен Петра I, который снарядил на Дальний Восток первую камчатскую экспедицию Витуса Беринга с наказом: «Надлежит на Камчатке или в другом месте зделать один или два бота, на оных ботах возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля — часть Америки. И для того изкать, где оная сошлась с Америкою» (орфография автора сохранена).

Портрета Семена Дежнёва времен царствования еще отца Петра I, Алексея Михайловича по понятным причинам не нашлось. Но чтобы в России не осталось портрета Витуса Беринга? В это было трудно поверить. В 1945 году на чердаке у правнучки Беринга, проживавшей тогда в Москве, наконец обнаружился портрет, который и стал в СССР считаться «каноническим» портретом прославленного мореплавателя.

Справедливости ради, стоит заметить, что уже тогда специалисты предупреждали, что у них есть вопросы. Однако решение на этот счет было принято и озвучено на страницах «Известий Всесоюзного Географического общества»: «Ввиду отсутствия в настоящее время другого портрета Беринга исключается возможность сличения для проверки достоверности изображения. Нужно поверить преданию, сохранившемуся у потомков Беринга, так как нет оснований его опорочить». С этого момента Витус Беринг стал таким:

Датская сторона, правда, с этим не согласилась. Она заявила, что человек, изображенный на портрете, это тоже Витус Беринг, но только не прославленный мореплаватель Витус Ионассен Беринг, а дядя его матери, поэт Витус Педерсен Беринг, в честь которого и назвали будущего покорителя океанов. Но доводы датчан особого успеха не возымели, и в 1957 году на свет появилась советская почтовая марка в ознаменование 275-летия со дня рождения Витуса Беринга, уже с портретом «соответствующим преданию», сохранившемуся у его потомков:

«Предание» сохранялось несколько десятилетий. Портреты «дяди Беринга» тиражировались на открытках, их печатали в школьных учебниках, поэт Беринг даже «засветился» на обложке книги из серии ЖЗЛ, посвященной «Русскому Колумбу».

Его переоблачали из партикулярного платья в мундир офицера русского флота и треуголку, иногда даже, для большей мужественности, пририсовывали усы. Временами тихий датский придворный поэт начинал выглядеть едва ли не корсаром, «грозой морей», как на одной албанской почтовой миниатюре:

Другим знаменитым участникам второй камчатской экспедиции Беринга в «визуальном отношении» повезло больше. Естествоиспытатель Георг Вильгельм Стеллер «собственной персоной» остался увековеченным на почтовой марке ГДР:

Капитан второго корабля экспедиции «Святого Петра», Алексей Чириков, упомянутый на почтовой миниатюре 1991-го года, тоже остался запечатленным при жизни:

И только Витус Беринг свою 300-ю годовщину со дня рождения на советских марках по-прежнему встречал с «чужим лицом», хотя, по сравнению с 1957 годом, уже более похожим на морского офицера:

 … В 1991 году на Командорские острова, на одном из которых закончился жизненный путь морехода, отправилась российско-датская археологическая экспедиция.

Целью экспедиции было найти утерянное захоронение Витуса Беринга. Это, как им показалось, удалось сделать. Появилась реальная возможность восстановить истинный облик капитан-командора. К работе подключился Институт судебной медицины. На основании анализа изображений почти 150 потомков мореплавателя был получен и необходимый иконографический материал, судебные медики выделили основные черты, присущие роду Берингов и сравнили с ними найденный на Командорских островах череп. Их вердикт был однозначным – археологи действительно обнаружили могилу Витуса Беринга, а метод выдающегося советского антрополога и скульптора М. Герасимова позволил восстановить истинный облик мореплавателя…

Настоящий Витус Беринг сегодня уже стоит на улице своего имени в Сколково.

Было бы, на мой взгляд, правильно, если бы прославленный мореплаватель в своем истинном обличии появился и на отечественных почтовых марках. Не потому, что его датский дядя был плохим поэтом, не потому, что имя Беринга во всех атласах мира, и не потому, что географическая тема, связанная с Берингом едва ли не самая обширная в отечественной филателии и требует своего «логического завершения». А потому, что страна, как говорится, должна знать своих героев. И если появилась такая возможность, в лицо.

Сергей Шаров

PS Если вы нашли какое-то несоотвествие на марках или знаете какую-то интересную историю, связанную с этим, напишите нам.




Комментарии к статье:
2019-03-09 23:38:06, Михаил Быков
Превосходный материал! Благодарю от всего сердца! Ничего про эти ошибки не знал. Теперь я почти эрутит в этом вопросе, благодаря автору.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллеционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова