О том, что горит Собор Парижской Богоматери мне сообщила подруга. Я очень трепетно отношусь к Франции и всему тому, что с ней связано, и она, буквально ошарашила меня новостью о пожаре.
По телевизору показывали кадры с места событий. Народ, наблюдая, как рушатся стены Собора, пел «Аве, Мария»… Огонь жадно поглощал остатки многовекового памятника… и без преувеличения, было больно смотреть, как величественная красота превращается в пепел…
Фото www.mk.ru
В экскурсионный план моей поездки в столицу Франции входило посещение Нотр-Дам-де-Пари. Символ Парижа, он был основан в 1163 году. Именно тогда, на месте старых, сгоревших храмов, был заложен первый камень в основание нового Собора, который, по замыслу архитекторов, должен быть настолько большим, что там с легкостью могли бы вместиться все жители города, а их на тот момент было около девяти тысяч человек. На возведение этого архигромадного сооружения ушло почти два века. Строителей, соответственно, было множество, и каждый внес в архитекутрный облик свой стиль.
Что только не пережил Нотр-Дам за время своего сущестования - годы упадка, разруху, кстати, на месте Соборной площади когда-то были пристройки, примыкавшие к Собору и дома, которые были снесены, так как мешали строительным работам. Его называли «твердыня мракобесия» и не раз порывались снести.
Популярным он стал после того, как был упомянут в знаменитом романе Гюго «Нотр-Дам-де-Пари», в предисловии к которому автор, очень переживавший за то, в каком бедственном положении находится Собор, написал: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». И на него наконец-то обратили должное внимание.
Этот символ Парижа поражает… извините, поражал своей красотой. Внутри огромное пространство. Там не было стен, только многочисленные колонны. Проемы арок украшали изумительные витражи, от которых невозможно было отвести глаз.
В середину самого большого нефа, а их в Соборе было пять, легко поместился бы двадцатиэтажный дом.
Собор был окутан шлейфом тайн и легенд. Говорят, что входе его строительства было решено выковать огромные ворота. Да такие, чтобы они поразили своей красотой всех, даже видавших виды! Сделать это поручили кузнецу Бискорне, который оценив реально свои физические и временные возможности, прибегнул к помощи дьявола. Работа была выполнена в срок. Ворота получились отменными – их украшали дивные замысловатые узоры. За это произведение искусства кузнец поплатился жизнью.
В 1724 году, французский историк Анри Соваль, который пытался исследовать и понять, как выкованы узоры на воротах, написал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».
Химеры и гаргульи, своим жутковатым видом, тоже не раз становились героями мифов. Они много веков наблюдают... наблюдали с крыши Собора за прихожанами. По мнению эзотериков эти существа являются неким шифром оккульного учения.
Собор был свидетелем почти всех знаменательных событий страны – сюда, перед отъездом на войну, приходили молиться крестоносцы. Здесь короновались Генрих VI и Наполеон, венчалась Мария Стюарт и отпевались монаршие особы. Его не раз грабили и частично разрушали. В Соборе был эпицентр французской революции, во время которой он использовался как продовольственный склад. В Нотр-Дам де Пари хранилась христианская святыня - Терновый венец Христа, который в 1239 году был приобретен Людовиком IX. Венец был вынесен из огня. Кроме этого, удалось спасти Алтарь и алтарный крест, а также несколько небольших картин. По ориентировочным подсчетам спасено около 30% реликвий. Остальные потеряны навсегда.
Почему Собор, простоявший много веков и переживший не одно потрясение, сгорел? Сам ли или кто-то приложил к этому руку, пока неизвестно. По предварительным оценкам на его восстановление уйдет 10 лет. Да, Нотр-Дам отстроят, надеюсь, всем миром (помощь уже предложили видные бизнесмены, Правительство РФ, ЮНЕСКО, Нью-Йоркский музей Метрополитен). По фотографиям нарисуют новые витражи, из современных материалов вылепят химер, но духа древности и величия уже, увы, не будет. Может быть, спустя сотни лет, наши потомки и почувствуют его... но это будет потом... уже после нас...
Елена Кравцова