Когда летом 1959-го года в почтовых отделениях страны появились марки серии «Морской флот СССР», это не вызвало особого удивления – «корабельная» тема была на слуху. В Ленинграде завершалось строительство первого в мире атомохода «Ленин», только что завершившийся внеочередной XXI съезд КПСС поставил перед страной задачу – в ближайшие семь лет не только вдвое увеличить тоннаж и грузооборот отечественного морского флота и оснастить его современными судами, но и серьезно нарастить пассажирские перевозки, особенно в удаленных районах.
Плановые показатели, к слову, тогда перекрыли едва ли не в полтора раза, а темпы развития, взятые в конце 1950-х годов, через пятнадцать лет позволили не только перевести отечественный морской транспорт по общему тоннажу из второй двадцатки на пятое место в мире - к началу 1970-х годов советский морской флот считался еще и самым молодым в мире.
Морские пассажирские лайнеры решающей роли в решении всех этих задач не играли, но для «зарубежья» они должны были служить подтверждением того, что на XXII съезд КПСС в 1959 году назвали «полной и окончательной победой социализма в СССР».
О каждом из лайнеров, что представлены на миниатюрах, можно рассказать немало интересного. И самая, на мой взгляд, захватывающая история связана с первой из них, 10-копеечной маркой «Пассажирская линия Владивосток – Петропавловск-Камчатский».
В каталогах времен СССР лайнер, изображенный на ней, фигурирует под названием «Александр Можайский». Спустя годы оно перекочевало и в некоторые постсоветские каталоги. Но это совсем другой корабль – «Советский Союз».
«Александр Можайский»
«Советский Союз»
Почему произошла эта «подмена»? Путаница началась в середине 1960-х годов. Как раз в это время начала работать линия «Находка-Иокогама» - первая послевоенная международная морская пассажирская линия, связавшая порты СССР и Японии. На ней-то и работал «Александр Можайский», приписанный, как и «Советский Союз» к порту Владивостока. Составители каталога почтовых марок, выпущенного в 1965 году, не особо вглядываясь в фотографии, посчитали, что на марке (разговоры об открытии пассажирской линии велись еще с середины 1950-х годов) изображен именно «Можайский». А «Советский Союз» работал на каботажной линии, занимался перевозкой людей с их имуществом, продовольствия и других грузов. Да и среди его пассажиров, в основном были те, кто ехали по оргнабору на рыбный промысел.
Тем самым внимание филателистов было невольно «отвлечено» от истории реального лайнера, изображенного на марке. Между тем, она таит в себе немало тематических поворотов - от темы туризма до истории Великой отечественной войны и информационно-пропагандистского противостояния двух политических систем.
Начнем с того, что корабль, запечатленный на марке 1959 года был известен под тремя названиями – «Альберт Баллин», «Ганза» и «Советский Союз».
Альберт Баллин – фигура в истории мирового судоходства удивительная. Фактический создатель крупнейшей пароходной империи в мире, он был еще и основателем совершенно нового тогда направления в туристическом бизнесе – морских круизов.
Карьеру Альберт Баллин начал семнадцатилетним сотрудником их семейной фирмы, которая занималась организацией выезда немецких эмигрантов за границу, главным образом в США. Желающих в середине XIX века отправиться за океан было предостаточно, только плыли они на грузовых судах, в трюмах. В начале 1880-х гг. Баллин предложил одному судовладельцу переоборудовать для перевозки пассажиров два грузовых парохода. Тот пожал плечами, но согласился. Но неожиданно для многих бизнес оказался очень прибыльным - спустя два года компания Баллина имела уже пять пассажирских судов. На обратном пути из Америки в Европу пароходы, чтобы не идти порожняком, брали на борт различные грузы. И очень скоро между компанией Баллина и крупнейшей немецкой пароходной компанией HAPAG разгорелась нешуточная «война цен». Закончилась она тем, что они договорились о слиянии, Альберт Баллин, которому исполнился лишь 31 год, вошел в ее совет директоров и скоро стал ее руководителем.
Взвалив на свои плечи груз ответственности за огромный даже по географическим меркам бизнес (в картель, к слову, входила и флотилия Русского Восточно-Азиатского общества, обслуживавшего пароходные линии на Дальнем Востоке), Баллин продолжал думать над тем, как еще больше «монетизировать» пассажирские перевозки. И здесь неожиданно для себя нашел единомышленника. Им оказался его ровесник, недавно взошедший на престол германский император Вильгельм II.
Кайзер, можно сказать, был «болен морем» и придавал огромное значение развитию германского флота. Неудивительно, что гамбургская компания HAPAG и ее руководитель Альберт Баллин оказались в поле его зрения. Вильгельм II начал регулярно наезжать в Гамбург - Баллин даже построил для его приездов отдельную виллу. Во время очередных «посиделок» на ней и родилась идея открыть совершенно новое тогда направление в пассажирском морском бизнесе - круизы. Переезд из одной страны в другую морем было делом обычным, а вот организовать для пассажиров отдых на борту судна в тёплых широтах – дело другое!
Сказано - сделано. Вильгельм II выступил в роли рекламного агента, и в январе 1891 года цвет немецкого общества отправился на пароходе Альберта Баллина, названном в честь матери Вильгельма II «Августа Виктория» в первый в мире круиз по Средиземному морю.
Первый блин не вышел комом: спрос на круизы неожиданно оказался настолько высоким, что компания начала открывать все новые и новые маршруты – в Северную и Южную Америки, в Индийский океан. Для особо любознательных и не обремененных домашними заботами даже предлагались 110-дневные кругосветные плавания. На кораблях компании Баллина были открыты почтовые отделения и пассажиры ими активно пользовались, тем более что HAPAG постоянно подогревали их интерес многочисленными фирменными почтовыми карточками и виньетками. И сегодня в Германии коллекционирование этих почтовых отправлений занятие весьма распространенное.
Интересная деталь: первый в мире круизный пароход «Августа Виктория» в 1904 году купило наше царское правительство. Но вовсе не для того, чтобы возить на нем праздных туристов – его переоборудовали во вспомогательный крейсер, переименовали в «Кубань» и отправили (как позднее и другой корабль HAPAG, «Советский Союз») на Дальний Восток на Русско-японскую войну.
Биpнес Альберта Баллина рухнул с началом Первой мировой войны. После поражения Германии почти весь немецкий флот поделили между собой союзники-победители. Альберт Баллин не смог пережить краха Империи - 9 ноября 1918 года, в день капитуляции Германии, он покончил жизнь самоубийством. Надо отдать должное немцам – после тяжелейшего поражения они не опустили руки. Уже в декабре 1918 года в HAPAG приняли решение о постройке четырех новых лайнеров. Первое из них, которое назвали в честь бывшего президента компании «Альберт Баллин» заложили летом 1921 года, И спустя два года оно отправилось в свой первый трансатлантический рейс.
Сергей Шаров
Продолжение следует - как «Альберт Баллин» стал «Ганзой» и попал в СССР.