Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Пришли мне бумаги почтовой, вина и сыру

2019-05-15 13:30:53, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать?

Свое письмо Татьяна писала на французском. Пушкин предлагает нам прочитать его уже в переводе на русский. А что и кому писал сам поэт? В преддверии 220-летия со дня его рождения это попытались выяснить филателисты из Уфы

Какое несравнимое ни с чем удовольствие читать переписку Александра Сергеевича Пушкина! В ней он не поэт, нет – в ней он обыкновенный человек со своими заботами и страстями, негодованиями и просьбами. И как отличаются его письма жене и крупным сановникам, друзьям и родственникам, просто знакомым.

Широка география его писем. Пушкин пишет из Михайловского, Кишинёва, Одессы, Пскова, Петербурга, Москвы, Болдина, Царского Села, Симбирска, Тригорского. Адресует свою корреспонденцию в Лондон, Варшаву, Тифлис, Ригу, Петербург, Москву, Ярополец, Полотняный Завод (где находилась усадьба Гончаровых), Ставрополь, Казань, Пятигорск, Елабугу, Мазу, Артек…

Отношение поэта к жене – отдельная нежнейшая и интимнейшая тема в его письмах. Ныне же мне хочется затронуть работу почты в первой половине 19 века, как её видел великий поэт и донёс до нас в своём эпистолярном наследии. Хотя Пушкин, будучи в двадцатилетнем возрасте, сообщал cвоему приятелю Н.И.Кривцову, что не любит писать писем, а их «язык и голос едва ли достаточны для наших мыслей – а перо так глупо, так медленно – письмо не может заменить разговора», - тем не менее, думается, это не так.

Более восьмисот писем и записок, дошедших до нас, говорят о том, что поэт в писании, особенно родным и близким, находил отдушину, отдавал им, хотя и не полностью (мешала цензура), частицу себя. Или вот он обращается к Н.И.Гнедичу, переводчику «Илиады» Гомера на русский язык: «Письмо ваше такое существительное, которому не нужно было прилагательное, чтобы меня искренне обрадовать». Приведённая игра слов также подтверждает мысль, что поэт любил писать тем, к кому благоволил.

Почтовый дилижанс

Он пользовался как государственной почтой, так получал и отправлял письма через друзей, других доверенных людей. Пишет брату Льву из Одессы (1824г.): «Письмо это доставит тебе Синявин, адъютант графа Воронцова, славнейший малый, мой приятель; он доставит тебе обо мне все сведения, которых только пожелаешь». Поэту и другу Петру Вяземскому в конце апреля – начале мая 1826 года сообщает: «Письмо это тебе вручит очень милая и добрая девушка…».

Ему же через четыре года: «У меня есть на столе письмо, уже давно к тебе написанное – я побоялся послать его тебе по почте. Жена твоя, вероятно, полнее и дельнее рассказала тебе, в чем дело». До И.В.Киреевского, известного русского религиозного философа, литературного критика и публициста, Пушкин доводит, что прекратил свою переписку «с Вами, опасаясь навлечь на Вас лишнее неудовольствие или напрасное подозрение, несмотря на мое убеждение, что уголь сажею не может замараться. Сегодня пишу Вам по оказии и буду говорить Вам откровенно» (1832). И доставленных государственной почтой писем Пушкину и от него не так мало.

Почта в те времена, особенно в небольших населённых пунктах, доставлялась не ежедневно, а раз-два в неделю и даже реже. «Помилуй, за что …ты меня бранишь? – писал поэт жене в 1834 году из Петербурга в Полотняный Завод, - что я пропустил одну почту? но ведь почта у нас всякий день; пиши сколько хочешь и когда хочешь; не то что из Калуги, из которой письма приходят каждые десять дней». Жене из Болдина в столицу: «Почта идет во вторник, а сегодня только еще суббота; итак, это письмо нескоро до тебя доберется».

За Пушкиным в годы его творчества существовал государственный тайный и открытый надзор. Это его очень беспокоило и раздражало. Так, обращаясь к своей приятельнице, дочери М.И.Кутузова, Елизавете Михайловне Хитрово, он сообщает: «Прошу у вас, сударыня, миллион раз прощения за то, что так бесстыдно ленив. Ничего не поделаешь, это сильнее меня – почта для меня просто пытка. Позвольте мне представить вам моего брата и соблаговолите уделить ему частицу той благосклонности, которой вы меня удостаиваете» (1830). Письмо, надо понимать, было передано через Льва Пушкина.

Поэт возмущается и просмотром его отправлений. «Я не писал тебе потому, что свинство почты так меня охолодило, что я пера в руки взять был не в силе. Мысль, что кто-нибудь нас с тобой подслушивает, приводит меня в бешенство… Без политической свободы жить очень можно; без семейственной неприкосновенности … невозможно: каторга не в пример лучше», – из письма жене в её родовое поместье (1834). Через некоторое время опять поясняет милой Натали, чтобы та не требовала от него нежных и любовных писем. «Мысль, что мои распечатываются и прочитываются на почте, в полиции, и так далее – охлаждает меня, и я поневоле сух и скучен. Погоди, в отставку выйду, тогда переписка нужна не будет».

О надзоре за ним сообщает и близкому другу П.В.Нащокину в 1835 году: «О себе говорить я тебе не хочу, потому что не намерен в наперсники (наперсник – человек, пользующийся особым доверием и благосклонностью кого-либо – А.С.) брать московскую почту, которая нынешний год делала со мною удивительные свинства; буду писать тебе по оказии». Иногда Пушкин не получал корреспонденцию по вине недобросовестных почтовиков. «…Вернувшись сюда (в Болдино – А.С.), я надеялся, по крайней мере, найти письмо от вас, - пишет Н.Н.Гончаровой в Москву (1830). – Но надо же было пьянице-почтмейстеру в Муроме перепутать пакеты, и вот Арзамас получает почту Казани, Нижний – Лукоянова, а ваше письмо (если только есть письмо) гуляет теперь не знаю где и придет ко мне, когда богу будет угодно».

Поэт пользовался в своей переписке, как правило, хорошей почтовой бумагой. Что и читаем в письме брату: «Пришли мне бумаги почтовой и простой, если вина, так и сыру, не забудь и (говоря по-делилевски) витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки – т.е. штопер». Петербургский почтамтПочту Пушкин отправлял как на конкретный адрес, так и до востребования на Петербургский почтамт. Кстати, учреждению сему недавно исполнилось 300 лет. «Я очень виноват перед вами, но не настолько, как вам может это казаться. Приехав в Москву, я тотчас написал вам, адресуя мои письма (на ваше имя в почтамт). Оказывается, вы их не получили. Это меня обескуражило…» - сообщает он П.А. Осиповой в Тригорское (1827).

Получал поэт и застрахованную корреспонденцию. Так он пишет П.В.Нащокину в Москву: «Вот уже неделя, как я в Царском Селе, а письмо твое получил только третьего дня. Оно было застраховано, и я возился с полицией и почтой». Доходила до него почта, побывавшая в карантине, на дезинфекции, где все бумаги прокалывались. Н.Н.Гончаровой в 1830г. из Болдина в Москву: «Где вы? что вы? я писал в Москву, мне не отвечают. Брат мне не пишет, полагая, что его письма, по обыкновению, для меня неинтересны. В чумное время дело другое; рад письму проколотому; знаешь, что по крайней мере жив, и то хорошо».

Московский почтамт

И ещё один штрих в переписке Пушкина. Довольно часто, особенно жене он напоминает, чтобы правильно и подробно писала обратный адрес на конверте. «Мой ангел, сейчас получаю от тебя вдруг два письма, первые после симбирского. Как они дошли до меня, не понимаю: ты пишешь в Нижегородскую губернию, в село Абрамово, оттуда etc. (так далее – А.С.). А об уезде ни словечка. Не забудь прибавлять в Арзамасском уезде; а то, чего доброго, в Нижегородской губернии могут быть и не одно село Абрамово; так, как не одно село Болдино» (1833). «…Не забудь моего адреса: в Арзамасском уезде, в село Абрамово, оттуда в село Болдино» (1834г.).

«Целую тебя. Как твой адрес глуп, так это объедение! В Псковскую губернию, в село Михайловское. Ах ты, моя голубушка! а в какой уезд, и не сказано. Да и Михайловских сел, чаю, не одно; а хоть и одно, так кто ж его знает. Экая ветреница! Ты видишь, что я всё ворчу; да что делать? нечему радоваться» (1835г.).

Алексей Сухарев



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди