Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Жизнелюбие и образ советского человека

2019-05-20 12:39:05, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В Курске, на пересечении улиц Челюскинцев и Льва Толстого, когда-то стоял дом, в котором 20 мая 1899 года, в семье Александа Филоретовича Дейнеки родился сын Саша, создавший впоследствии образ «счастливого советского человека».

В своих автобиографиях художник писал, что родители его были малограмонтными. Отец - железнодорожник, мать - скромная работница. Но, если Александр Филоретович внешне и выглядел «простым», то Марфа Никитична такого впечатления не производила.

По некоторым данным художник целенаправленно «исказил» некоторые факты биографии своих родителей, дабы сделать свою - безупречно-пролетарской. Это было необходимо для карьеры.   

Мать и сестра

Вся молодость художника была связана с военными и революционными событиями. Юный Саша встретил революцию очень восторженно и принимал в этом активное участие. В 1918 году он устраивается на работу в курский уголовный розык фотографом. А чуть позже уже возглавляет секцию ИЗО Наробраза и занимается художественным оформлением спектаклей и агитпоездов.

Жизнелюбию Дейнеки можно было только позавидовать. Он успевал все - творить, любить, заниматься спортом. Он и первую супругу встретил легко и непринужденно - плавая в бассейне увидел девушку, прыгающую с вышки, она и стала его женой. 

В начале 20-х, еще служа в Армии, Александр с радостью принимает приглашение в Москву, в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Пять лет учебы у лучших пелагогов, общение с известными художниками и поэтами формирует новое мировоззрение Дейнеки. Его учителями были Фаворский и Нивинский. Много дала и дружба с Маяковским. У поэта Александр Александрович научился лаконичности и любил повторять, что «композиция — это очищение сюжета от всего лишнего». Впоследствии его называли  «Маяковский в живописи». 

Под влиянием великих мастеров Дейнека пишет свою первую монументальную историко-революционную картину  «Оборона Петрограда».

В 1932 году с картины «Мать», начинается новый виток в творчестве мастера.

В это время художником были созданы смелые, на тот момент, произведения - «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки», «Полдень».

В середине 30-х художник увлекся авиацией. В те годы не было человека, который остался бы равнодушным к этому «символу эпохи». И Дейнека пишет ряд работ, воспевающих чудо технического прогресса.

В 1934 году появляется картина «Парашютисты над морем», а в 1937 он начинает работать над иллюстрациями к детской книге летчика Байдукова «Через полюс в Америку», а потом из под его пера выходит картина «Будущие летчики».

Это был удивительный художник, который умел все - работал в живописи, графике, скульптуре. Занимался мозаикой.

В Москве станция метро «Маяковская» оформлена мозаикой, выполненной Дейнекой в 1938-39 годах. Это поистине шедевр монументального искусства.

Эти годы вообще были очень плодотворными - оформление станций метро, фабрики-кухни в Филях, создание декоративного панно для Театра Красной Армии.  В это время он путешествует по Европе, откуда привозит много картин и эскизов. Его плакаты тех лет даже украшают обложки иностранных журналов, из-за чего Дейнеке потом дого пришлось доказывать свою благонадежность жизнеутверждающими картинами.

Обложка журнала Vanity Fair, январь 1936 г

Во время войны работа тоже не прекращается. В 1943 году на станции метро «Новокузнецкая» были установлены смальтовые мозаики, выполненные художником Фроловым по эскизам А.А. Дейнеки. К слову сказать, изначально эта мозаика предназначалась для станции «Павелецкая». Но из-за войны ее не успели достроить и архитектор Таранов решил установить мозаики, которые были вывезены из блокадного Ленинграда, в уже готовую на тот момент «Новокузнецкую». 

На фронте Дейнека тоже был. Принимал участие в боях недалеко от Москвы. Все это так же нашло отражение в его картинах. У художника возникает идея написать фундаментальное полотно «Оборона Севастополя», которое стало гимном защитникам города. 

Также под впечатлением войны он создает картину «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». 

Но война подходила к концу, нужно было жить дальше и поднимать дух советского народа. В 1944 году художник пишет картину «Раздолье» - яркую и жизнерадостную. Далее следует цикл работ посвященный восстановлению страны.

В 50-годы художник берет «паузу» - он занимается натрюрмортами, пишет натурщиц и особых больших работ у него в то время не было.

Это был художник, который очень любил жизнь и его имя ассоциируется с жизнелюбием. Он всегда воспевал в своих картинах красивое и спортивное тело. Разве можно не восхищаться его футболистами?

Или девушками-спортсменками? Как тут не вспомнишь - «Спортсменка, комсомолка, красавица».

Власти художника тоже любили - Герой Социалистического труда, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, Народный художник СССР, Герой Социалистического труда и прочая,и прочая, и прочая...

Но самое главное, он был и остается любим народом и востребован по сей день - в октябре 2015 года, картина А.А. Дейнеки «За занавеской» (по этическим соображениям фото картины не публикуем) была продана на лондонском аукционе за  2 миллиона 248 тысяч фунтов. Эта работа была написана в 1933 году и была подарена в знак дружбы Федору Богородскому, в семье которого долгое время и хранилась.

Скончался Александр Александрович Дейнека 12 июня 1969 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, в Москве.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди