В Курске, на пересечении улиц Челюскинцев и Льва Толстого, когда-то стоял дом, в котором 20 мая 1899 года, в семье Александа Филоретовича Дейнеки родился сын Саша, создавший впоследствии образ «счастливого советского человека».
В своих автобиографиях художник писал, что родители его были малограмонтными. Отец - железнодорожник, мать - скромная работница. Но, если Александр Филоретович внешне и выглядел «простым», то Марфа Никитична такого впечатления не производила.
По некоторым данным художник целенаправленно «исказил» некоторые факты биографии своих родителей, дабы сделать свою - безупречно-пролетарской. Это было необходимо для карьеры.
Мать и сестра
Вся молодость художника была связана с военными и революционными событиями. Юный Саша встретил революцию очень восторженно и принимал в этом активное участие. В 1918 году он устраивается на работу в курский уголовный розык фотографом. А чуть позже уже возглавляет секцию ИЗО Наробраза и занимается художественным оформлением спектаклей и агитпоездов.
Жизнелюбию Дейнеки можно было только позавидовать. Он успевал все - творить, любить, заниматься спортом. Он и первую супругу встретил легко и непринужденно - плавая в бассейне увидел девушку, прыгающую с вышки, она и стала его женой.
В начале 20-х, еще служа в Армии, Александр с радостью принимает приглашение в Москву, в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Пять лет учебы у лучших пелагогов, общение с известными художниками и поэтами формирует новое мировоззрение Дейнеки. Его учителями были Фаворский и Нивинский. Много дала и дружба с Маяковским. У поэта Александр Александрович научился лаконичности и любил повторять, что «композиция — это очищение сюжета от всего лишнего». Впоследствии его называли «Маяковский в живописи».
Под влиянием великих мастеров Дейнека пишет свою первую монументальную историко-революционную картину «Оборона Петрограда».
В 1932 году с картины «Мать», начинается новый виток в творчестве мастера.
В это время художником были созданы смелые, на тот момент, произведения - «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки», «Полдень».
В середине 30-х художник увлекся авиацией. В те годы не было человека, который остался бы равнодушным к этому «символу эпохи». И Дейнека пишет ряд работ, воспевающих чудо технического прогресса.
В 1934 году появляется картина «Парашютисты над морем», а в 1937 он начинает работать над иллюстрациями к детской книге летчика Байдукова «Через полюс в Америку», а потом из под его пера выходит картина «Будущие летчики».
Это был удивительный художник, который умел все - работал в живописи, графике, скульптуре. Занимался мозаикой.
В Москве станция метро «Маяковская» оформлена мозаикой, выполненной Дейнекой в 1938-39 годах. Это поистине шедевр монументального искусства.
Эти годы вообще были очень плодотворными - оформление станций метро, фабрики-кухни в Филях, создание декоративного панно для Театра Красной Армии. В это время он путешествует по Европе, откуда привозит много картин и эскизов. Его плакаты тех лет даже украшают обложки иностранных журналов, из-за чего Дейнеке потом дого пришлось доказывать свою благонадежность жизнеутверждающими картинами.
Обложка журнала Vanity Fair, январь 1936 г
Во время войны работа тоже не прекращается. В 1943 году на станции метро «Новокузнецкая» были установлены смальтовые мозаики, выполненные художником Фроловым по эскизам А.А. Дейнеки. К слову сказать, изначально эта мозаика предназначалась для станции «Павелецкая». Но из-за войны ее не успели достроить и архитектор Таранов решил установить мозаики, которые были вывезены из блокадного Ленинграда, в уже готовую на тот момент «Новокузнецкую».
На фронте Дейнека тоже был. Принимал участие в боях недалеко от Москвы. Все это так же нашло отражение в его картинах. У художника возникает идея написать фундаментальное полотно «Оборона Севастополя», которое стало гимном защитникам города.
Также под впечатлением войны он создает картину «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года».
Но война подходила к концу, нужно было жить дальше и поднимать дух советского народа. В 1944 году художник пишет картину «Раздолье» - яркую и жизнерадостную. Далее следует цикл работ посвященный восстановлению страны.
В 50-годы художник берет «паузу» - он занимается натрюрмортами, пишет натурщиц и особых больших работ у него в то время не было.
Это был художник, который очень любил жизнь и его имя ассоциируется с жизнелюбием. Он всегда воспевал в своих картинах красивое и спортивное тело. Разве можно не восхищаться его футболистами?
Или девушками-спортсменками? Как тут не вспомнишь - «Спортсменка, комсомолка, красавица».
Власти художника тоже любили - Герой Социалистического труда, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, Народный художник СССР, Герой Социалистического труда и прочая,и прочая, и прочая...
Но самое главное, он был и остается любим народом и востребован по сей день - в октябре 2015 года, картина А.А. Дейнеки «За занавеской» (по этическим соображениям фото картины не публикуем) была продана на лондонском аукционе за 2 миллиона 248 тысяч фунтов. Эта работа была написана в 1933 году и была подарена в знак дружбы Федору Богородскому, в семье которого долгое время и хранилась.
Скончался Александр Александрович Дейнека 12 июня 1969 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, в Москве.