Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Ювелир Его Императорского Величества

2019-05-30 11:22:27, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Его работы стоят миллионы долларов. А имя, даже сегодня, является поводом для интриг, домыслов и страстей…

Карл Фаберже называл себя художником-ювелиром. Его компания создала более 200 000 ювелирных изделий, в том числе легендарные пасхальные яйца. Он родился 30 мая 1846 года в семье французских эмигрантов, державших небольшой ювелирный бизнес в Санкт-Петербурге.

К слову сказать, сам Карл, несмотря на то, что был ювелиром, не сделал своими руками ни одного из своих шедевров. По признанию самого Фаберже, строгий отец буквально вбивал в сына секреты семейного дела и любовь к юверному мастерству, но, со слов Карла, «Меня не били, вот ничего и не вышло».

Юношу отправили на учебу в Европу, где он все-таки освоил азы ювелирного искусства, но не более того. Карл преуспел в другом - он был гениальным менеджером и маркетологом. Именнно это и позволило ему в возрасте 24-х лет возглавить фирму отца.

В Европе младший Фаберже познакомился с выдающимися мастерами, гениями своего дела, которых он и переманил в Россию, создав для них прекрасные условия. У него было невероятное чутье на талантливых людей и дар убеждения. «Если это могут сделать за меня, почему это должен делать я?», - говорил Карл. И все же основным генератором идей был именно он. С его подачи в работе ювелиров стали использоваться российские камни-самоцветы, ранее считавшиеся непригодными для «ювелирки».

Ювелирный дом Фаберже начал набирать обороты и пользоваться бешеной популярностью у тогдашней элиты. Ассортимент был достаточно широк - украшения, шкатулки, столовое серебро, сувениры, сервизы, миниатюрные игрушки. В 1914 году на одном из заводов ювелирного дома выпускались даже медные чарки.

В 1882 году, во время Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, работы ювелирного дома Фаберже увидела императорская семья - Александр III и его жена Мария Федоровна. Они были настолько впечатлены, что Карл получил не только покровительство царской семьи, но и звание ювелира Его Императорского Величества.

Однажды Император попросил ювелира сделать к Пасхе необычный подарок для жены – интересную вещицу из золота и драгоценных камней. И выполнить это так искусно, чтобы она восхищалась им и вспоминала его целый год.

Некоторые историки и искусствоведы сходятся во мнении, что первое яйцо, выполненное Фаберже для императорского дома, было плагиатом. Якобы подобный сувенир был у Марии Федоровны в детстве. Другие считают, что нечто похожее Александр III видел на выставке в Париже. Тем не менее, первое пасхальное яйцо очень понравилось Императору и его заказы на эти изделия стали ежегодными.

Николай II, придя к власти, продолжил эту традицию, только он заказывал уже по два ювелирных яйца - жене и матери.

Одно из яиц Фаберже даже стало «главным» персонажем в фильме «Двенадцать друзей Оушена». Кстати, его копия обошлась создателям картины в 4000 долларов. Это «Коронационное» яйцо. Оно, как сейчас модно говорить, интерактивное - в карете Императрицы, которая как сюрприз находится внутри яйца, открываются дверки и выпадает ступенька. Хранится это произведение искусства в музее Фаберже в Петербурге. 

А вот яйцо «Ландыши», которое в 1900 году выставлялось на Всемирной выставке в Париже, было нещадно раскритиковано из-за того, что веточки ландышей «слишком близко прилегают к яйцу» и заканчиваются завитками. 

Некоторые изделия Фаберже до сих пор окутаны шлейфом тайн, как, например, яйцо-шкатулка «Ренессанс» - последний подарок Императора любимой жене. Что было внутри шкатулки и размер счета, выставленного ювелирным домом императорскому так и останется тайной.

Всего для императорского дома было создано 54 яйца. Для семьи Кельха - 7 копий и 11 копий было выполнено для ряда богатых заказчиков, таких как герцогиня Мальборо, которая буквально упросила ювелира сделать ей такое же яйцо-шкатулку (только в розовом цвете), которое подарил Николай II своей жене. Герцогиня заплатила за работу две цены. 

Сегодня известна судьба 62-х яиц. После событий 1917 года в частные коллекции было продано 14 яиц, которые, со временем, были выкуплены Малькольм Форбсом, после его смерти все яйца приобрел русский олигарх Вексельберг. Сегодня коллекция из 15 яиц (11 императорских, 2 из коллекции Кельха, плюс 2 копии из частных коллекций) выставлены в петербургском Музее Фаберже. 

Непроданные после революции экземпляры, а это 10 яиц, находятся на территории Московского кремля, в Оружейной палате. Еще часть принадлежит ювелирному дому Фаберже, несколько экземпляров осели в частных коллекциях и музеях мира.

Где остальные - до сих пор тайна. Как, например, вот это яйцо, выполненное в 1889 году. Последний раз его видели в 1949 году, в Лондоне.

Кстати, Королева Англии владеет тремя императорскими пасхальными яйцами Фаберже. Это  «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика».

К слову сказать, королевская коллекция Фаберже, в которую входят не только вышеназванные пасхальные яйца, но и украшения, сувениры, рамки, хоть и считается одной из самых больших в мире, все равно лишь малая часть изделий, созданных этим, самым известным, ювелирным домом. 

В 1918 году ювелирный дом был закрыт, а сам Фаберже вынужден был эмигрировать за границу. У него не было уже ни сил, ни здоровья, ни денег, чтобы начать все сначала. Вывести удалось лишь совсем немного изделий, остальное было национализировано. 

Умер Карл Фаберже в 1920 году, в возрасте 74-х лет.




Комментарии к статье:
2019-06-10 10:24:43, Владимир
Спасибо! Очень интересно и познавательно!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления