Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал.
Альберт Эйнштейн
Говорят, что филателия уже не та. Проблемная она какая-то стала. Немецкие социологи утверждают, что в мире отмечается устойчивая тенденция, направленная на коллекционирование почтовых марок. Причем, наблюдается она у людей разных возрастных категорий. Объясняется это тем, что хобби является неким успокоительным средством.
В этом социологическом исследовании принимали участие жители Берлина, ну так вот, 80% опрошенных считают, что покуда жива почта, будет существовать и филателия. Да и проблем-то особых у современных коллекционеров нет.
Россияне же думают иначе…
В пору тотального дефицита марки собирали практически все. Кто-то подходил к этому увлечению серьезно – обменивал, «доставал», «перекупал». А кто-то, в основном, мальчишки, осаждали киоски «Союзпечати», радуясь новым экземплярам и скупали все подряд. Коллекции именно этих, уже выросших ребят, продают сегодня на известных интернет-площадках, наивно рассчитывая получить баснословную прибыль.
Главная проблема современной филателии в том, что средний возраст коллекционера около 60 лет. Не увлекается молодежь почтовыми марками и все тут.
На одной из выставок филателисты сетовали по этому поводу: «Тяжелые сейчас времена. Есть дети, внуки, а передать коллекцию некому. Интереса к маркам у них нет. И как-то грустно становится от этого».
По словам Константина Филобока, зав. отделом выставочной работы Союза филателистов России, эксперта Министерства культуры РФ, филателия переживает кризис.
- Марок много, желающих их собирать – мало. - говорит он. - Молодежь вся в гаджетах, и вот, честно, не знаю, как их вытащить оттуда. Посмотрите, сколько сейчас выпускается марок. А раньше это было событием! В чем суть коллекционирования? Купить что-то редкое, недоступное. И то, что поступает в продажу миллионными тиражами – никому не интересно. Еще один момент, который, по моему мнению дал, что называется, начало концу - это интернет. Мой сегодняшний кругозор, мои знания, полученные из книг, да и вообще интерес к чтению, все это у меня есть благодаря увлечению филателией. Я покупал марку, и мне хотелось что-то о ней узнать. Это сегодня - открыл интернет и все прочитал.
А раньше-то, помните? Надо пойти в библиотеку, выпросить книгу у товарища или сдать кучу макулатуры, чтобы получить заветный том. А какие собирались шикарные тематические коллекции – это же были целые энциклопедии! Сегодня – это никому не нужно. Постепенно марки превращаются в гору обычной бумаги. Да и современная молодежь не всегда понимает ценность того или иного экземпляра. Вот, к примеру, самая дорогая марка - Голубой Маврикий. Для большинства - это клочок потертой бумаги, на котором без лупы и не разберешь, что нарисовано. Лежит под пуленепробиваемым стеклом. И непонятно, в чем ее ценность...
Сегодня пока еще существует убеждение, что марки что-то стоят и если ты вкладываешь в них деньги, то они вернуться тебе с процентами. Многие филателисты убеждены, что именно сейчас настало время собирать марки. И этим моментом надо воспользоваться.
В России интерес к маркам падает. Это подтверждают наши соотечественники. А вот в странах Европы, Канаде, Америке, в Китае, популярность данного хобби неуклонно растет. О чем свидетельствует прошедшая недавно Международная филателистическая выставка «Китай-2019», побившая все мыслимые и немыслимые рекорды.
Филателисты со стажем с сожалением констатируют, что в последние лет 20 на рынке наблюдается изобилите марок. Они печатаются огромными тиражами. Этот выбор, от которого разбегаются глаза, по большему счету, никому не нужен. Он обесценивает филателию как хобби. Коллекционеры просто физически не в состоянии отследить все новинки. Не говоря уже о финансовой составляющей вопроса. А про дизайн многих марок, вообще, скромно промолчим...
Разве эти почтовые миниатюры будут представлять какую-то ценность?
Хотя, некоторые современные марки все-таки становятся ценными и дефицитными, так как выпускаются ограниченным тиражом и не всем филателистам удается их заполучить. Пример тому, недавно вышедшие блоки к юбилею Поленова и Репина.
Мир с современными технологиями готовит филателистам новый «удар» - цифровые марки. Так, на днях, почта Австрии представила лимитированную серию цифровых марок на основе блокчейна Ethereum. И эта цифровая марка скоро станет доступна для покупки. По дизайну новая почтовая марка будет отличаться от обычных. Она выглядит как двухсторонняя карточка. На левой стороне изделие украшает единорог, который является данью уважения сообществу Эфириума. Правая сторона содержит учетные данные держателя марки.
При желании марку можно использовать при отправке обычной почты. А вот займет ли она место в альбоме с марками, еще неизвестно. Хотя... некоторые коллекционеры, так сказать, адаптировались к ситуации и начали собирать филсувениры и необычные марки.
А впереди еще штрих-коды вместо марок, возможность печатать марки на заказ. Некоторые коллекционеры считают, что персонализированные марки вообще способны погубить филателию.
В одном из писем, пришедших в нашу редакцию, было написано: «Филателия - это прежде всего люди. Они-то и есть корень всех проблем...».А как по вашему, какие проблемы у современной филателии? Выскажете свое мнение или оставьте комментарий к нашей заметке.