Год назад депутаты Госдумы предложили отказаться от почтовых марок. В Минкомсвязи обещали обсудить предложение. Филателисты замерли в ожидании. «Слуги народа» руководствовались «благими намерениями», мол, негоже в век цифровых технологий использовать бумагу. Нужно ввести штрих-коды и печатать их на конвертах. Вместо марок.
Филателисты сначала напряглись, а потом вздохнули с облегчением. «От марок мы, скорее всего, не откажемся… есть международные правила. Марок как таковых все равно меньше становится, письменная корреспонденция кратно сократилась», — успокоил всех замглавы Минкомсвязи Рашид Исмаилов.
* * *
Наверное, самая совершенная в мире почтовая система – американская. И если в России, по словам замглавы Минкомсвязи, объем письменной корреспонденции сокращается, то в США все происходит с точностью до наоборот – жизнь американского гражданина тесно связана с почтой - посылки, письма, оплата счетов, покупки. Объемы отправок растут в геометрической прогрессии.
Чтобы справиться с таким потоком и был введен QR-код, данные которого содержат такую информацию, как количество почтовых отправлений, почтовый индекс отправителя, пункт назначения, класс почты, вес, номера подтверждения/отслеживания и криптографическая подпись.
Вся эта информация очень быстро распознается не только специальными приборами, но и с помощью камеры на мобильном телефоне. Это здорово разгрузило американские почтовые отделения. В некоторых случаях там даже на Почту идти не надо - посылку или письмо легко можно отправить из любого супермаркета, где оборудован уголок со специальными машинами.
Сейчас Почтовая служба Соединенных Штатов использует QR-код в маркетинговых целях. Например, вот эти марки, с изображением легенд музыки - Эдит Пиаф и Майлза Дэвиса. При сканировании QR-кода, размещенного на этих почтовых миниатюрах, вы попадаете на сайт, на котором сможете послушать и скачать песни и музыку в их исполнении, а также прочитать биографию этих уникальных и талантливых людей.
КСТАТИ! QR-коды первоначально использовались в автомобильной промышленности для учета запасов запчастей. Затем, QR-код начали применять в рекламных целях компании, занимающиеся доставкой продуктов. Теперь они дошли и до почтовых марок.
В Хорватии, к 20-летию выпуска почтовых марок национальной почтовой службой Hrvatske pošte была выпущена почтовая миниатюра с данным кодом. Владелец марки, при помощи мобильного приложения, сканировал индивидуальный QR-код и попадал на промо-сайт почтового отделения, где мог отследить посылку, увидеть подтверждение о получении письма, когда оно было отправлено и сколько километров уже преодолело. Согласитесь, очень удобно.
Почта Австралии пошла еще дальше и представила «видео-марку», при сканировании QR-кода которой, можно записать 15-секундное видео.
Пресс-секретарь Почты сообщила, что видео-марка является электронным эквивалентом почтовой открытки: любой, кто имеет доступ к QR-коду, может просмотреть сообщение. Представители почтовой службы утверждают, что марки с QR-кодом стоят не дороже обычных, и так же могут стать неплохим источником дохода.
А недавно Почта Австрии представила лимитированную серию цифровых марок на основе блокчейна Ethereum. Österreichische Post официально объявила о том, что юбилейная цифровая марка скоро станет доступна для покупки
Известно то, что марка выйдет на блокчейне Эфириума. Ее номинальная стоимость – 6,9 евро. Будет выпущена в количестве 150 тысяч штук. Приобрести юбилейную марку можно будет в любом из почтовых отделений. Хранить ее можно будет в криптокошельке.
По дизайну новая почтовая марка будет отличаться от обычных. Она выглядит как двухсторонняя карточка. На левой стороне изделие украшает единорог. В дополнение к нему, на каждой «криптопечати» напечатан QR-код, который содержит уникальный идентификатор держателя марки. При желании марку можно использовать при отправке обычной почты.
В 2011 году, Почтовая служба Тайваня выпустила две марки «День Святого Валентина 2011» с QR-кодом и зашифрованными в нем надписями на английском и китайском языках - на марке с номиналом 5 юаней: «С Днем Святого Валентина!» и на марке с номиналом 25 юаней: «Я тебя люблю!».
Испанская почтовая служба выпускает собственные почтовые марки для маркетинговых целей с 2007 года и недавно представила марку с QR-кодом, отсканировав который вы можете посмотреть видео об истории дворца Альгамбра, построеннного в 14 веке и расположенного в Гренаде.
В России первая марка с подобным кодом была выпущена к Олимпиаде в Сочи. Как отметила тогда руководитель Дирекции корпоративных коммуникаций Почты России Светлана Сергеева: «Почтовая марка – это гораздо больше, чем просто знак оплаты. Путешествуя на конвертах по всему миру, пополняя собрания коллекционеров, марки привлекают внимание огромного количества людей к запечатленным на них сюжетам, вызывают желание узнать побольше о стране, их выпустившей, и о событиях, которым они посвящены. Новая марка с QR-кодом и изображением логотипа олимпийских игр в Сочи, которую мы ввели в обращение, не имеет аналогов в России. Она станет символом инновационного развития нашей страны».
Мы с вами живем в удивительное время, когда фантастика становится реальностью. Быть может, наступит момент, когда пропадет вся печатная информация — ее закодируют в специальные чипы.
А что же будет с марками? А они останутся... Их также и будут продолжать коллекционировать, но только, скорей всего, перестанут использовать по прямому назначению.
Или вы думаете иначе?