За последние 25 лет в России наблюдалось резкое снижение людей увлеченных коллекционированием, и филателией в частности. По естественным причинам уходит старшее поколение коллекционеров, а юные коллекционеры совсем не спешат занять их место. И дело не только в объективных причинах, нехватка времени или нехватка финансов, но и в субъективных, отсутствии четко выстроенной работы по привлечению и воспитанию молодых кадров.
В советское время в нашей стране существовали Клубы Юных Филателистов, которые работали при Дворцах Культуры, Домах Пионеров, Станциях Юных Техников, школах и просто при ЖЭКах. В помощь руководителям этих Клубов разрабатывались программы дополнительного и внешкольного образования, и в области филателии в том числе.
Одна из программ для работы с юными филателистами
В то же время, для самих юных филателистов был создан и постоянно пополнялся ряд книг, написанных ведущими филателистами Советского Союза, и объединенный в серию «Библиотека юного филателиста».
Некоторые книги из серии «Библиотека юного филателиста»
У меня у самого до сих пор есть несколько книг из этой серии. Кроме того, в журнале «Квант» периодически так же печатались статьи посвященные филателии. Предвижу множество возражений, связанных с указанием на развитие технологий и интернета. Я скажу, что вы правы, но лишь отчасти.
Во-первых, даже эти старые книги надо еще суметь найти. Во-вторых, за них надо опять же заплатить денег. В-третьих, Эти книги всегда были настольными у всех юных филателистов Советского Союза. И в-четвертых, со времени написания этих книг прошло уже много времени, и информацию содержащуюся в них надо актуализировать и дополнить.
Таким образом, ввиду всего выше изложенного, на сегодняшний день сам собой складывается план проведения «идеального» конкурса юных филателистов. Конкурс должен быть не только собственно соревнованием, но платформой для обучения юных филателистов. Самым удачным решением для проведения конкурса юных филателистов будет двух этапная система. Первый этап теоретический, для всех желающих, состоящий из нескольких вопросов(сложность зависит от возрастной категории участников) и эссе на предложенную тему. По итогам первого этапа отбираются участники для второго — практического этапа.
Здесь, прошедшие во второй этап участники, должны на суд жюри представить созданную ими одно стендовый филателистический экспонат. Здесь стоит выделить первый аспект конкурса. Для прошедших в практический этап участников, необходимо организовать установочные лекции по теории создания, формирования и оформления выставочных коллекций. Желательно снабдить всех участников лекций кратким справочником по оформлению выставочного экспоната. Идеальным местом для проведения такого лектория был бы Центральный Музей Связи им. Попова, где лекции могут быть совмещены с экскурсиями и ознакомлением с сокровищницей знаков почтовой оплаты России.
Проведение второго этапа должно быть совмещено с проведением большой выставки, а работы участников этого этапа должны быть оценены жюри выставки. После окончания второго тура, каждый его участник, должен получить письменные пояснения относительно допущенных им ошибок и рекомендации по дальнейшему развитию представленного экспоната до полно размерной выставочной коллекции.
Вторым аспектом, на котором я хотел бы остановиться, это внедрение положительного опыта других стран, наработанного при проведении различных конкурсов. В частности, в Великобритании при проведении литературных, поэтический или конкурсов сочинений, введена практика публикации всех творческих работ участников в виде отдельной книги(сборника). Книга поступает в свободную продажу и в библиотеки. Родители детей — участников, социологи и педагоги с удовольствием покупают эти книги на память и для работы. Точно так же, все представленные на конкурс в первом туре эссе, должны быть опубликованы в виде сборника.
Регулярная публикация и сравнительный анализ таких работ, позволит оценить побуждающие мотивы обращения к занятию филателией юных коллекционеров, и выявить основные направления и оценить успешность работы по приобщению молодежи к занятию коллекционированием.
И в заключение о третьем аспекте. Каждый участник конкурса, не зависимо от результата должен получать уникальный филателистический подарок. Это может быть набор в обложке, включающий в себя марку и конверт со спец гашением, посвященный конкурсу, причем марка должна быть выпущена ограниченным тиражом, только для участников и организаторов конкурса, но при этом являться официальным знаком почтовой оплаты. Это придаст дополнительный вес и популярность конкурсу.
Антон Лунев
Первый конкурс юных филателистов
PS Что думают об этом «бывалые филателисты»?