Сегодня вышла очередная марка из серии маяков. Чем не повод поднять тему "светлячков".
Маяк Толбухин стал первым каменным маяком в России. Занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1957 году был оснащен первой в СССР автоматической ветровой электростанцией. А теперь там установлены солнечные батареи, ждущие своего подключения.
У этого маяка была проведена самая первая регата в России. О нем написан романтический очерк декабристом Бестужевым «Толбухинский маяк». Который, кстати, после неудачного декабрьского восстания бежал по льду и был схвачен жандармами у самого маяка.
________________
Первые маяки появились в Средиземном море во время расцвета Древнего Египта и Крита. Однако это были обычные костры, которые разжигали на берегу, чтобы указать путь кораблям.
Чуть позже греки усовершенствовали технологию и начали строить высокие каменные башни, чтобы разводить огонь на высоте. Ночью моряки видели пламя, а днем ориентировались по столбу дыма. В 7-8 веках маяки стали устанавливать в Черном море. Это были эллинские колонии, основанные Александром Великим по пути от Македонии до Индии.
Одна из самых первых высоких башен достигала высоты в 180 метров! Ее вес был был более чем 75 тонн. Свет от этого маяка был виден на 50 километров. Башню причислили к «чудесам света», а прослужила она морякам почти тысячу лет, но была разрушена в 1326 году.
Кроме настоящих маяков, в истории упоминаются и ложные сооружения, которые строили для того, чтобы специально заманивать корабли на мель и рифы, а затем грабить.
Одна из таких башен была возведена в 17-м веке в Таллине бароном Унгерн-Штернбергом. Лже-маяк приводил суда на мелководье, после чего слуги-разбойники забирали все самое ценное.
Маяк Мудьюгский, 1837, Белое море
Маяк установлен на Мудьюгском острове, в устье реки Северная Двина, на самом крупном острове Белого моря. Второе его название «Белая башня». Ее возведение начал в 1834 году военный инженер Власов. Позже маяк был передан в ведение Архангельского порта и стал действовать с 7 октября 1838 года. На сегодняшний день сооружение является старейшим среди беломорских маяков и до сих пор функционирует.
Маяк Святоносский, 1862, Граница Белого и Баренцева морей
На Терском берегу возвышается огромная скала – Святой Нос. На этой высокой точке было решено соорудить маяк с одноименным названием. На сегодняшний день он действует, призывая корабли к побережью. Идея постройки появилась в 1828 году, однако само сооружение появилось гораздо позже. Изначально маяк был построен из дерева из-за отсутствия финансовых средств на более прочные материалы. Позже его укрепили при реконструкции. Сегодня Святоносская башня оснащена современными осветительными приборами и причислена к памятникам исторического и архитектурного значения.
Маяк Соловецкий, 1862, Белое море
Маяк назван в честь Соловецкого монастыря – исторического и природного музея-заповедника в Онежском заливе. В 19-м веке здесь строили суда в мастерской при храме. А когда с 1860-го года на остров стали совершаться регулярные рейсы крупных пароходов из Архангельска, появилась необходимость в возведении маяка. На вершине 74-метровой Секирной горы построили церковь, купол которой преобразовали под башенный маяк. Необычность сооружении заключалась в том, что моряки видели вроде бы церковь, но свет от креста указывал им путь к Соловецкой обители.
Маяк Канинский, 1938, Граница Белого и Баренцева морей
Сооружение находится на полуострове Канин. Изначально там был навигационный знак, но он не отвечал требованиям навигации. После начала бурного освоения Северского морского пути в 1914 году появилась необходимость постройки маяка. Круглая железная башня высотою в 3,6 метров освещала вокруг на 12 миль. Позже маяк был перестроен и сейчас его высота составляет 23 метра, а дальность света остигает 22 миль. В тумане работает звукосигнальная установка и круговой радиомаяк.
Маяк Кильденский-Северный, 1953, Баренцево море
Маяк находится в 11 милях к востоку от устья Кольского залива в Баренцевом море на острове Кильдин. Промышленным центром это место стало еще в 9-м веке, когда сюда заходили не только суда поморов, но и иностранные корабли. Однако первый маяк был построен только в 1931 году. Он представлял собой временное сооружение. Позже его планировали заменить капитальным строением из камня. И только в 1953 году работы были завершены. На сегодняшний день маяк оснащен современным вращающимся электрическим аппаратом и фонарным освещением.
Маяк Вайдагубский, 1966, Баренцево море
Сооружение построено на северо-западе полуострова Рыбачий. Маяк обеспечивает безопасное плавание вдоль Кольского полуострова до губы Вайда. Решение по установке маяка было принято в 1894 году. Первая башня начала функционировать в 1896 году. Это был бревенчатый домик с красной железной крышей, на которой возвышалась башенка. Небольшое сооружение значительно оживило судоходство. Но спустя время потребовалась реконструкция. И вот, в 1966 году, каменный маяк высотою 29 метров заменил миниатюрный старинный аналог.
Токаревский маяк, 1910, Владивосток
Это один из самых старых маяков на Дальнем Востоке, но он до сих пор остается важным навигационным сооружением и достопримечательностью Владивостока. Первый светящийся знак был установлен в 1876 году, а саму башню возвели чуть позже – в 1910-м. Маяк расположен на широком участке косы, разделяя ее на два отрезка. На первом ее части протянута линия электропередачи. Другая же часть косы имеет шутливое название «кошкин хвост», так как большая часть уходит в открытое море, но во время отлива по ней можно посуху дойти до самого конца косы.
Маяк Тарханкутский, 1816, Черное море
Маяк является самой западной точкой Крымского полуострова. Он расположен на мысе Тарханут. Сооружение было возведено в 1816 году, а в работу запустилось лишь через год. Команда, которая поддерживала функционирование маяка, состояла из двенадцати человек – 11 матросов и отставной офицер военно-морского флота. Спустя несколько лет были заменены лампы, чтобы они вращались на 180 градусов, не создавая, тем самым, «мертвых зон» для кораблей. В 1970 году маяку сделали капитальный ремонт, укрепили основание и оснастили современным сооружением.
Маяк Херсонесский, 1816, Черное море
Действующий маяк направляет суда в Севастополь. Расположен на мысе Херсонес полуострова Крым. Сооружение с 200-летней историей было спроектировано Леонтием Спафарьевым, который руководил всеми маяками Финского залива. Башня была настолько крепко сооружена, что выдерживала самые сильные штормы, и даже выстояло в Крымское землетрясение в 1927 году. Кроме того, с маяком связано много историй. Считается, что он находится под покровительством Николая Чудотворца, а над вершиной башни часто видели необычное яркое свечение.
Вот что пишет коллекционер Антон Лунев: А вот первая марка с маяком была выпущена в Германии в 1923 году. На ней маяк города Мемель (Клайпеда). Построен был в 1796 году по проекту инженера Йохана Лиленталя. Вот именно этот маяк и попал на марку. В конце оккупации Литвы отступающие немецко-фашистские захватчики взорвали маяк, нор его восстановили. Однако позже этот маяк был перестроен и сохранилась только его нижняя часть.
И на марках Литвы 2012 и 2013 года изображен уже новый маяк. На марки СССР этот маяк не попал.