Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Все ли тайны раскрыла «Мона Лиза»?

2019-10-04 13:17:32, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Италия. Сказочная и приветливая страна, воспетая поэтами и художниками. Вообще, итальянские живописцы – это непревзойденные мастера. Может быть климат так влияет или люди здесь более эмоциональные и склонные к творчеству. Мы продолжаем цикл статей об этой стране. И расскажем вам о художниках, которые посредством своих гениальных полотен шагнули в вечность...

  

*  *  *

Сегодня речь пойдет о самой известной картине, история которой начинается во Франции...

В Париже мне понравилось все – ряды каштанов, платана и акаций, архитектура и уютные улочки. Даже мусор не вызывал отрицательных эмоций - он ни сколько не портил внешний облик французской столицы. Она от этого, как ни странно, не теряла своей привлекательности. Лувр тоже впечатлил: огромные залы, картины, скульптуры… Именно здесь меня ждало некоторое разочарование…

Справиться с волнением было сложно. Я ждала встречи. Мы прошли еще несколько залов. Вот ОНА!!!  Картина была защищена пуленепробиваемым стеклом и висела на колонне, стоящей в центре. Взгляд женщины, изображенной на ней, был направлен на меня. Казалось, что она тоже жила ожиданием...

«…единственная картина в Лувре, для которой созданы такие меры безопасности…— доносился до меня голос экскурсовода, — … была совершена первая и единственная попытка ее кражи… итальянец, работник музея посчитал оскорблением то, что картина находится во Франции, и он решил восстановить справедливость и отвезти Джоконду на родину… кража была совершена не ради личной выгоды… больше попыток не было… стена, в случае опасности, вместе с картиной автоматически опускается в подвал…». К слову, вся эта система обошлась Лувру почти в 7 миллионов евро. Полотно застраховано на 3 миллиарда долларов. Это самая дорогая и самая охраняемая картина в мире. И нет, наверное, такой страны, на марках которой не было ее изображения.

Я не знаток искусства, и рисовать тоже не умею, поэтому рассуждать о значимости той или иной картины, наверное, не имею права. Но мнение высказать могу. «Мона Лиза» показалась мне из разряда «много шума из ничего». Я ожидала большего. Много слышала и читала о ней, и в моих представлениях она казалась более величественной. В Лувре висит множество полотен больше и, на мой взгляд, намного интересней «Джоконды», даже картины того же Леонардо… но все-таки именно эта почему-то притягивает людей, вызывая вокруг себя ажиотаж, несмотря на то, что практически все ее тайны давно разгаданы… А все ли?

Вряд ли мы найдем картину более известную, чем эта. Написана «Мона Лиза» на обычной доске более 500 лет назад и называется «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Искусствоведы не устают спорить о том, кто же на самом деле изображен на картине: сам художник в женском платье или это Лиза Герарадини, жена торговца из Флоренции, а может, ученик Леонардо – Салаи. А по версии Фрейда, вообще, на картине мать художника.

Несомненно, есть в ее взгляде что-то магическое. Под каким бы углом вы не подошли к ней, она всегда будет смотреть вам прямо в глаза и загадочно улыбаться.

Готье писал: «Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…».

*  *  *

Первым хозяином картины стал ученик (по некоторым данным – возлюбленный) Леонардо да Винчи, Салаи. Затем, король Франциско I, который был заядлым коллекционером, купил «Джоконду» у родственников Салаи за 4 тысячи экю и повесил ее в своей бане в Фонтебло. К слову сказать, в то время люди особо не мылись и баня служила местом не сколько для гигиены, сколько для развлечений.

Картина висела в «парной» до прихода на трон Людовика XIV, который увез ее в Версаль. В 1793 году картина попала в Лувр и провисела там до тех пор, пока не приглянусь Наполеону. Он ничего не понимал в живописи, но уважал Леонардо да Винчи, считая его гением. Для «Моны Лизы» Бонапарт отвел место в своей спальне, а став императором вернул ее обратно Лувру.

Картина не могла не нравиться – яркие и сочные краски (со временем потускневшие), красивая по тем временам женщина, с бездонными глазами, в которых спрятаны микроскопические цифры – дата создания картины.

В августе 1911 года картину украли. Сотрудник музея Винченцо Перуджа, ведомой мыслью о справедливости, в понедельник 21 августа, вынес картину через служебный вход. Ничего вам это не напоминает? Примерно так из Третьяковской галереи украли Куинджи.

Пропажу обнаружил реставратор, пришедший забрать ее для мелкого ремонта. Практически стразу были закрыты все границы, чтобы предотвратить вывоз «Джоконды» из страны. Полностью была уволена администрация музея. А в это время газеты раздули шумиху так, что по сей день «Мона Лиза» остается самой знаменитой картиной мира. Об этом не писал только ленивый.

Обратно картина вернулась спустя два года, благодаря жадности ее похитителя. Он решил продать украденное... на чем и попался. На вопрос судьи зачем он это сделал, одним из аргументов прозвучало: «Я был очарован ее улыбкой».

В настоящее время было принято решение не вывозить картину за пределы Лувра. До этого она покидала его стены несколько раз. Один из которых пришелся на время Второй Мировой войны. Это была вынужденная мера. Гитлер был одержим идеей создания своего музея и нацисты беспощадно грабили мировые сокровищницы.

Фельдмаршал Герд фон Рундштедт в Лувре

Да и у себя дома «госпожа Лиза Джокондо» не всегда была в безопасности: ее обливали краской, резали ножом, забрасывали камнями. А сколько диагнозов ей было поставлено! Зоб, беременность, повышенный холестерин, воспаление лицевого нерва (вот откуда эта загадочная улыбка), кариес и даже частичное отсуствие зубов.

Несмотря на все это она загадочна и обворожительна. Зигмунд Фрейд, в своей статье «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве», пишет: «… Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».

С другими картинами великого Леонардо да Винчи можно ознакомиться у нас на сайте>>>

PS В 1974 году, проездом из Японии, «Джоконда» «останавливалась»  в Москве, в Пушкинском музее. Страховая сумма в 100 миллионов долларов была найдена Екатериной Фурцевой. Помимо этого был изготовлен пуленепробиваемый футляр, в котором все время пребывания в СССР находилась картина.

Кому посчастливилось ее увидеть? Поделитесь впечатлениями.




Комментарии к статье:
2019-10-10 15:58:07, Наталья
Я ее видела, в Лувре. Невзрачная, потускневшая, но магически манящая. Скажите, у итальянцев есть она марках?
2019-10-13 00:07:57, Валерий Ивашкевич
Хочу поблагодарить вас за прекрасные статьи, которые легко и с интересом читаются. Чувствуется, как вы в свою работу вкладываете душу. Полностью согласен с вами, что есть картины поинтересней Моны Лизы, но раскрутка всегда определяет степень интереса. Например, моя любимая картина - "Ночь на Днепре" Куинджи. Несмотря на то, что я не заядлый коллекционер, но вашу рассылку всегда жду с нетерпением. СПАСИБО!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии