Итак, руководители Урянхайского края обратились к России с просьбой принять их под свой протекторат. Этот их шаг стал первым на пути к новой жизни. Дальше события стали развиваться с бешеной скоростью.
В 1914 году началось строительство нового тувинского города - Белоцарска. Ныне это столица Тувы - Кызыл. В конце декабря 1914 года заведующий устройством русского населения в Урянхае обратился «ко всем Старшим Выборным и русскому населению Урянхайского края» с циркуляром, в котором предложил создать почтово-телеграфную контору, мотивируя это тем, что: «Слабая организация почтового сообщения внутри края отражается также и на делопроизводствах сельских управлений и должностных лиц Урянхая, тормозя служебную переписку и замедляя тем обход дел. Принимая во внимание эти обстоятельства и заботясь о развитии благостостояния края, я в мае месяце с.г. возбудил ходатайство перед Главным Переселенческим управлением о проведении телеграфной линии Григорьевка-Белоцарск и об открытии почтово-телеграфной конторы».
Для работы этой временной почты были разработаны специальные «Правила почтового сообщения в Урянхайском крае по 1-ое июля 1915 года». Но опять местное население обошли стороной. Новая почта заботилась лишь о предоставлении удобств чиновникам и торговцам. Более того, каждый район обязали содержать свое отделение почты и почтаря за счет своих сельских обществ.
Для исполнения этого циркуляра было составлено «Приблизительное расписание прихода и отхода почт», согласно которому почта должна доставляться «как на лошадях, так и лыжниками, причем лыжники не доставляли денежной корреспонденции и денежных сумм, так как проход почтаря-лыжника через горы в период весеннего разлива воды может сопровождаться всякими непредвиденными обстоятельствами и поэтому целостность отправляемых с лыжниками денежных сумм не может быть вполне гарантировано».
Карта Урянхайского края 1911 год
Но, как это обычно бывает, «начальник выступил против». 11 декабря 1914 года комиссар по делам Урянхайского района решил показать, «кто в доме хозяин» и в довольно-таки грубой форме высказал заведующему устройством русского населения в Урянхае: «Не делать без моего согласия и ведома распоряжений относительно организации почтового сообщения в Урянхае, а о сделанных уже Вами распоряжениях сообщить мне, приостановив дальнейшее исполнение обществами Ваших распоряжений об организации почтового сообщения впредь до получения Вами моего на то согласия и одобрения…», а чуть позже он писал: «…указываю на незаконность Ваших действий и на совершенное игнорирование Вами Высочайше утвержденной интрукции». Вот так благое дело загубили на корню. Работа почты была прекращена. А вновь она заработала только через два года.
В 1916 году, в Верхней Усе начало работать почтовое отделение. А в феврале 1917 года почта открылась и в Белоцарске.
Просуществовала она недолго. Грянула Февральская революция, обещавшая кардинально изменить жизнь населения. Но, ничего подобного не произошло. Бедняки так и остались бедняками. Более того, на их плечи лег груз содержания чиновников.
Для почты в Белоцарске было найдено хорошее помещение – усадьба помещика Хабарова, но в феврале 1918 года «ввиду создавшихся безвыходных финансовых затруднений» от аренды помещения отказались, вследствие чего почта в Белоцарске закрылась.
Белоцарск, 1918 год
4 апреля 1918 года Управление Томского почтово-телеграфного округа попросило Урянхайский краевой Совет принять меры к обеспечению Белоцарского почтово-телеграфного отделения бесплатным помещением.
Россия, а с ней и Тува, пепреживали не лучшие времена. Шла борьба за повсеместное становление Советской власти.
Четыре года упорной борьбы принесли свои результаты. В августе 1921 года была провозглашена Тувинская Народная Республика, ее столицей объявили Белоцарск, который сразу же был переименован в город Красный, куда весной 1922 горда перезжает все начальство и начинается массовое строительство. Город нужно было как можно быстрее восстановить после разрушений, которые принесла гражданская война. Все министры и служащие стойко переносили все тяготы и бытовые неудобства - жили в юртах, расположенных около одноэтажного деревянного сруба – правительственного здания. Оставшуюся в наследство от Цинской империи почтовую службу в дальнейшем ликвидировали. И не мудрено - эта почта обходилась молодой советской республике слишком дорого - 65 тысяч рублей в год.
Почтовые сношения Тувы с Советской Россией производилось при помощи ответвлений советской государственной почты. Это было целое приключение. Использовался любой сподручный транспорт. «Перевозки осуществлялись на лошадях, быках и сарлыках (яках), на северо-востоке страны на оленях, а на юге – на верблюдах… для доставки почты применялся гужевой и водный транспорт. Связь с некоторыми труднодоступными районами осуществлялась с использованием санного пути».
В 1926 году открытие железной дороги до Абакана несколько облегчило доставку почты. А в марте этого же года было решено наладить автомобильное сообщение с Кызылом. Уже в мае для этих целей было куплено два автомобиля и почтовое отделения города начали работать ежедневно (кроме выходных) с 9 утра до 3 часов дня. В 1932 году, для покрытия расходов на открытие почтовых отделений, Минфин увеличил налог на богатых.
Тува не была членом Международного почтового союза и во избежание штрафов с получателя, на письма, помимо тувинских марок, наклеивались марки СССР.
К началу Великой Отечественной войны в Туве уже было 16 почтовых отделений.
Продолжение следует
В статье использованы материалы из книги С.Блехмана «История почты и знаки почтовой оплаты Тувы»
Фото из открытых источников