Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Тыва. Первые марки

2019-10-22 13:24:31, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Продолжаем рассказывать вам о становлении тувинской почты. Сегодня речь пойдет о первых десяти выпусках тувинских марок.  На марке одного из которых обнаружена ошибка...

*  *  *

Во время Великой Отечественной войны почта Тувы, да как и сама республика, переживали сложные времена. Сложные, но полные перемен. Было организовано движение по воссоединению тувинского народа с братскими народами СССР. Более того, в 1943 году Тува перешла на русский алфавит. В 1941 году в республике начала развиваться авиапочта.  

В годы войны количество отправляемых из республики посылок и писем заметно увеличилось, что наглядно показано в приведенной ниже таблице.  

В 1944 году, на правах автономной области, Тува была принята в состав СССР. После войны жизнь в стране постепенно стала входить в обычное русло. В 1946 году в Туве уже насчитывалось 14 конно-почтовых станций, которые обслуживали труднодоступные районы. А к 1951 году в республике уже было 20 почтовых отделений.

*  *  *

Первые знаки почтовой оплаты в Туве появились в 1926 году. До этого времени в Туве курсировали марки царской России выпусков 1909-1917 годов.

Всего за 18 лет выпуска иссследователи насчитали около 150 тувинских марок. Среди которых есть очень редкие, подчас уникальные экземпляры, бережно хранящиеся в частных коллекциях. Исследователи также не исключают, что некоторые марки на сегодняшний день оказались совершенно утраченными. Связано это и с кочевым образом жизни тувинцев, и с низкой грамотностью населения, с уничтожением большей части архивов и почтовой переписки немногочисленных тувинских учреждений, а также с полным отсутствием там до 1945 года филателистов... 

С 1945 года в Туве курсируют марки общесоюзного образца. Коллекционирование тувинских марок является «закрытым объектом» - что повышает интерес к ним филателистов.

Первый, стандартный, выпуск марок Тувы (октябрь 1926 г.) состоял из 10 одинаковых по рисунку, но разных по цвету марок номиналом от 1 мунго до 5 тугриков. На всех миниатюрах был изображен главный символ буддизма - эмблема, именуемая Дхармачакра («Колесо Закона», «Колесо Жизни»). Надписи на первых марках сделаны с использованием старомонгольского (уйгурского) письма.

Особенностью тувинских марок первого выпуска является полное отсутствие на них понятных европейских надписей. Согласно Женевской конвенции (правилам почтовой конвенции) требовалось, чтобы на марках обязательно присутствовала надпись и цена на одном из европейских языков. А Тува не была членом Всемирного почтового союза поэтому на международных отправлениях встречаются смешанные франкировки марок ТНР и СССР. Все марки этой и последующих серий печатались по заказу ТНР в Советском Союзе на Московской печатной фабрике Гознака. Их рисунки создавались художниками фабрики.

 

«Дхармачакра» номиналом 1, 2 и 5 мунгу

«Дхармачакра» номиналом 5 тугриков, 8 и 10 мунгу

Второй, временный, выпуск почтовой эмиссии Тувы (июль 1927 г.) состоял из четрех марок 1926 года (номиналом 50м, 1т, 3т и 5т), на которых ручным способом деревянными штампами были сделаны надпечатки латинским алфавитом красного и черного цветов слов «Touva»и «Postage», а также новых номиналов. Надпечатки делались в Кызыле - по этой причине данный выпуск некоторыми исследователями относится к так называемым местным выпускам или провизориям.

Третий, так называемый «этнографический», выпуск марок Тувы (лето 1927 г.) - это серия из 14 красочных миниатюр различной формы, на которых изображены орнаменты и народные мотивы из тувинского домашнего обихода.

Автор этих миниатюр - художник-график фабрики Гознак Ольга Федоровна Амосова. Она не раз ездила в экспедиции в Туву и именно ей принадлежит идея создания тувинских марок в необычных формах, таких как треугольник, ромб.

девочка-тувинка, голова оленя, горная коза, юрта охотника, голова тувинца, карта Тувы, стрельба из лука, караван верблюдов, стало овец, горный пейзаж, пепеправа через реку, ковровщица, всадник на лошади, оленевод

 

«Отар овец», «Пейзаж»

Четвёртый, временный, выпуск марок Тувы (апрель 1932 г.), обусловленный переходом на латинизированный шрифт.Это серия из 6 марок с надпечатками,которые были выполнены в СССР на Московской печатной фабрике "Гознак".

 

С ноября 1931 по 1933 год эмитировались марки Тувы пятого, временного, выпуска, представлявшие собой знаки третьего выпуска (4 разноводности) с ручной надпечаткой металлическим нумератором цифр новой стоимости (10, 15, 35) чёрной краской. Этот выпуск был вызван введением с 1 декабря 1931 года новых тарифов и недостатком марок требуемых номиналов. Серия состоит из 4 марок.

Марки с черной надпечаткой «Отар овец», «Пейзаж»

Пример марок 5 выпуска «Верблюды», «Карта Тувы» с надпечаткой

Различают марки Тувы шестого, временного, выпуска двух типов: I тип - для слова "Poşta" характерны фонетическая запятая под буквой "ş" и ровная прямая горизонтальная черта сверху буквы "P"; II - в связи с износом штемпеля хвостик запятой под буквой "ş" обломился и она превратилась в точку. Появилось углубление в верхней горизонтальной черте первой буквы и удлинение верхней вертикальной линии в ней, а также смещение последней буквы вниз.

Седьмой, стандартный, выпуск состоял из 8 марок Тувы разного номинала. Миниатюры показывали современную Туву, ее народ, природу, культуру, технику, хозяйство и занятие населения. Первоначально все марки этой серии предполагалось выпустить в форме прямоугольников, однако потом часть рисунков была изменена и марки приняли форму ромбов. В дизайне маркок использованы рисунки художника Василия Васильевича Завьялова, одного из первых создателей почтовых марок СССР.

Марки эти были выпущены как в зубцовом варианте, так и беззубцовом

Рисунки Завьялова использовались и при выпуске авиапочтовых марок Тувы восьмого, стандартного, выпуска.

«Самолет над сарлыками», «Самолет над верблюдами»

Девятый, временный, выпуск авиапочтовых марок Тувы представляет собой марку седьмого выпуска заказной почты "Оленевод" с черной надпечаткой на ней нового номинала ручным металлическим нумератором (15k заменено на 20k). Серия была отпечатанная небольшим тиражом и вероятно полностью использованная, так как в негашёном виде она не обнаружена. Известна марка с перевернутой надпечаткой.

Десятый, стандартный, выпуск марок Тувы представлен 7 знаками номиналом 1, 3, 5, 10, 15, 25 и 50k. В дизайне этого выпуска также используются рисунки художника В. Завьялова.

«Горный пейзаж», «Охотник», «Вид Енисея»

Марка «Горный пейзаж» выполнена с ошибкой. Если вызнаете что это за ошибка - напишите в комментариях. Правильный ответ мы дадим в нашей ближайшей РАССЫЛКЕ.

продолжение следует

В статье использованы фото и материалы:

Из книги С.Блехмана «История почты и знаки почтовой оплаты Тувы»

С сайта sachev.ru

Марки из личных коллекций А.В. Ильюшина и  М.В.Сачева

Тыва - провинция Китая и протекторат Российской империи

Почта Тувы. От оленей до автомобиля




Комментарии к статье:
2019-10-24 12:03:39, Максим
На указанной Вами марке художник В.Завьялов - он выполнял заказ - изобразил пейзаж Заповедника "Столбы".
2019-10-24 12:26:57, Зинченко А.В.
Заповедник "Столбы", изображенный на марке, находится в Красноярске. Это и есть та неточность о которой вы спрашивали.
2019-10-24 13:06:50, Наталья
А разве можно вот так вводить людей в заблуждение рисуя заведомо неправильную картинку? Или подобные неточности специально допускают?
2019-10-24 13:16:36, Владимир
Такие неточности - не специально, ну не был художник в Туве!...А вот случаи, когда художник специально что-то вносит в свой рисунок, например когда для повторного выпуска его просят что-то "подчистить" - это бывало!.... Именно благодаря таким встроенным, почти незаметным шифрам, оставленным художником, потом филателисты и вычисляют, что это репринтный или повторный выпуск. Ну а самые знаменитые неточности, когда на части тиража (часто, очень мизерной) специально делают изменение типа "перевертыша", оправдывая, что мол в типографии "что-то пошло не так". Вот те неточности потом на аукционах достигают немыслимых цен.
2019-10-24 14:31:42, Наталья
Владимир, если следовать вашей логике, то художник, который не был в Париже может вместо Эйфелевой башни Останкинскую нарисовать?
2019-10-24 14:48:30, Владимир
Наталья! "моя логика" не в защиту художника. А в пояснение свершенного. Сам он там не был, фильмов про Туву тогда не снимали, может руководство принесло ему фотокарточку с надписью "Саяны" - "дерзай". Вот я и прокомментировал, что "не специально" такой ляп допустили. А "специальные неточности" - это когда сегодня по ТВ показывают картинку и сообщают, "вот что сейчас там происходит!"...а потом через некоторое время выясняется, что и не ТАМ (совсем в другом месте) , и не сейчас, а 3 года назад. Вот это точно специально делается.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии