Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Эх, дороги

2019-11-18 13:15:45, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Неприглядная дорога, 
Да любимая навек, 
По которой ездил много 
Всякий русский человек. 
Сергей Есенин

Сегодня доставка почты, ровно как и пассажиров и грузов, осуществляется множеством разнообразных способов. К услугам почтовой службы и авиация, и железная дорога и автотранспорт, движущийся по асфальтированным дорогам. В редких случаях в сельской местности почтальоны используют велосипеды.

Однако вся это широта выбора появилась в последние полтора века. Но доставка почты, грузов и пассажиров осуществлялась и ранее, и единственным средством доставки служили лошади, либо под седлом, либо запряженные в повозку или сани в зависимости от времени года. Все движение осуществлялось по почтовым трактам, которые трудно было назвать дорогой в нынешнем понимании этого слова.

Однако не смотря на всю простоту устройства почтового тракта, законы Российской Империи требовали содержать эти «объекты» в пристойном состоянии, измерять и устанавливать верстовые столбы вдоль дороги. Так что же представляли собой эти «объекты» и каково было по ним перемещаться, мы сейчас и попробуем понять. Мы попытаемся окунуться в атмосферу такого путешествия, и для этого предоставим слово людям, которые такие путешествия совершали. Как говориться, узнаем все из первых уст! А заодно и поднимем некоторые вопросы современности в области охраны нашей истории почты и почтового дела.

Итак, мы начинаем…

22 октября 1822 года, Александр Сергеевич Пушкин завершил первую главу "Евгения Онегина". Возможно вы помните, там в начале, есть такие слова:

Так думал молодой повеса, 
Летя в пыли на почтовых, 
Всевышней волею Зевеса 
Наследник всех своих родных.

Александр Сергеевич так писал не случайно. Не только почта, но и пассажиры и грузы, и даже целые армии перемещались в России именно по почтовым трактам с их станциям ( Ямам). Сам же великий поэт исколесил не мало верст по почтовым трактам. Он проехал по России от Риги до Мурома и от Санкт-Петербурга до Железных вод, что на Кавказе.

Так же много путешествовали по России и Гоголь и другие поэты и писатели. И давайте уже обратимся к первоисточникам, коими будут тексты, дневники, письма и воспоминания друзей Пушкина, Гоголя и других известных людей того времени.

Как я говорил, согласно законом Российской империи за почтовыми трактами надлежало следить и измерять их. Вся информация сводилась в единые реестры, согласно которым периодически в Российской империи выпускались сборники материалов «Почтовый дорожник»:

«Почтовый дорожник Российской Империи за 1942 год»

Что содержал в себе данный сборник? Были указаны все почтовые тракты, с указанием расстояния в верстах между крупными городами. И указаны номера маршрутов, которые следует искать, для того, что бы узнать путь от одной почтовой станции до другой по пути следования. Например, вот так выглядит в этом сборнике путь от Москвы до Калуги:

Фрагмент страницы «Почтового дорожника Российской Империи за 1942 год»

Это 913 маршрут. Протяженность маршрута 176 ¾ версты. подробное расположение почтовых станций смотреть в маршруте № 58.

Фрагмент маршрута №58

Вот таким образом выстраивался маршрут путешествия.

Но я не случайно выбрал именно этот маршрут, поскольку именно по этому тракту(Старое Варшавское шоссе) отправились из Москвы в губернский город Калугу Николай Васильевич Гоголь и его друг Лев Иванович Арнольди. И направлялись они в Калугу к единоутробной сестре Арнольди, Александре Осиповне Смирновой, жене губернатора Калужской губернии, Смирнова. Знакомы Гоголь и Александра Осиповна были по Перербургу, где у нее встречались лучшие писатели и поэты современности: Пушкин, Вяземский, Жуковский, Дельвиг, и конечно же бывал там и сам Гоголь. С момента знакомства Гоголь и Смиронова вели активную переписку. И вот в 1849 году Гоголь решает навестить Александру Осиповну, что бы прочесть ей вторую часть «Мертвых душ».

Однако, нас интересует что в своих воспоминаниях пишет Арнольди об этой поездке. «Наконец, в 5 часов вечера, мы уселись с Гоголем в тарантас, француз [Камердинер Арнольди.] взобрался на козлы, ямщик стегнул лошадей, и всё пошло плясать и подпрыгивать по мостовой до самой Серпуховской заставы…» И далее: «Гоголь был в духе, беспрестанно снимал свою круглую серую шляпу, скидывал свой зеленый камлотовый плащ, и, казалось, вполне наслаждался чудным теплым июньским вечером, вдыхая в себя свежий воздух полей. Наконец, когда совершенно стемнело, мы оба задремали и проснулись только в 12 часов утра от солнечных лучей, которые стали сильно жарить лица наши. Малоярославец был уже в виду».

Этот фрагмент воспоминаний дает нам возможность оценить скорость путешественников в летнее время. Почта доставлялась немного быстрее.

Однако, вернемся к нашим путешественникам. После небольшого происшествия с тарантасом, путешественники добрались до почтовой станции в городе Малоярославце.

Так сегодня выглядит здание бывшей почтовой станции в Малоярославце 

Сейчас в этом здании располагается какая-то государственная контора, а прибывании здесь Николая Васильевича Гоголя напоминает памятная табличка на стене здания бывшей почтовой станции.

Теперь мы знаем как медленно шло движение по почтовым трактам, и пора оценить качество самих почтовых дорог. Для этого обратимся к великому русскому поэту, Александру Сергеевичу Пушкину.

В своем письме Наталье Николаевне Гончаровой, из Болдина в Москву, от 30 сентября 1830 года, Пушкин пишет: «Si quelque chose peut me consoler, c’est la sagesse avec laquelle les routes sont pratiquées d’ici à Moscou: figurez-vous un parapet de chaque côté, point de fossé, point d’issue pour l’eau; ce qui fait que la route est une boîte à boue. En revanche les piétons vont très commodément sur des trottoirs bien secs et se moquent des voitures embourbées». 

Перевод: «Если что и может меня утешить, то это мудрость, с которой проложены дороги отсюда до Москвы; представьте себе, насыпи с обеих сторон, — ни канавы, ни стока для воды, отчего дорога становится ящиком с грязью, — зато пешеходы идут со всеми удобствами по совершенно сухим дорожкам и смеются над увязшими экипажами».

О качестве почтовых трактов Пушкин пишет и в 7 главе «Евгения Онегина»:

Теперь у нас дороги плохи, 
Мосты забытые гниют, 
На станциях клопы да блохи 
Заснуть минуты не дают; 
Трактиров нет. В избе холодной 
Высокопарный, но голодный 
Для виду прейскурант висит 
И тщетный дразнит аппетит, 
Меж тем как сельские циклопы 
Перед медлительным огнем 
Российским лечат молотком 
Изделье легкое Европы, 
Благословляя колеи 
И рвы отеческой земли.

Эти строки звучат в унисон со строками Петра Андреевича Вяземского. В его путешествии в стихах, написанном в 1825 году есть строки:

Заметить должно мне в прибавку, 
Чтобы точней в журнал внести 
Топографическую справку, — 
Дороги наши — сад для глаз: 
Деревья, с дёрном вал, канавы; 
Работы много, много славы, 
Да жаль — проезда нет подчас…

Таковы были почтовые тракты в первой половине XIX века. Однако Пушкин делает смелое предположение о будущем российских дорог. Все в том же «Евгении Онегине» в 7 главе он пишет:

...Современем (по расчисленью 
Философических таблиц, 
Лет чрез пятьсот) дороги, верно, 
У нас изменятся безмерно: 
Шоссе Россию здесь и тут, 
Соединив, пересекут. 
Мосты чугунные чрез воды 
Шагнут широкою дугой, 
Раздвинем горы, под водой 
Пророем дерзостные своды, 
И заведет крещеный мир 
На каждой станции трактир.

Однако, в одном из своих писем к Наталье Гончаровой, Пушкин указывает еще на одну проблему русских почтарей: «Это еще не все: вернувшись сюда, я надеялся по крайней мере найти письма от вас. Но надо же было пьянице-почтмейстеру в Муроме перепутать пакеты, и вот Арзамас получает почту казанскую, Нижний — лукояновскую, а ваше письмо (если только есть письмо) — гуляет теперь не знаю где и придет ко мне, когда богу будет угодно». 

Написаны эти строки 18 ноября 1830 года. Письмо из Болдина в Москву. В завершении хочу сказать, что в произведениях других писателей есть описания почтовых станций, работы станционного персонала. И это тема для детального исследования. Однако мне бы хотелось в завершении сказать, что не смотря на то, что старые почтовые станции являются предметом культурного и исторического наследия, многие из них заброшены и разрушаются, некоторые перестраивают новые собственники и в них уже с трудом можно узнать исторические здания. А в некоторых случаях новые собственники просто сносят старое здание. Так случилось с одной из почтовых станций в Калужской области. Об этом в прошлом году писала Елена Жукова на сайте радиостанции «Эха Москвы»:

Это все, что осталось от старой почтовой станции в Калужской области на старом Варшавском шоссе

Ситуацию могло бы исправить передача старых почтовых станций «Почте России», которая могла бы провести реставрацию совместно с государством и организовать там почтовые отделения и маленькие музеи почтового дела и быта России.

Антон Лунев



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Гадкий утенок-голос в защиту
  • День рождения попкорна
  • Барышня, Смольный, пожалуйста
  • Кыргызстан. Лучший выпуск марок 2019 года
  • Редкие марки Ольденбурга
  • Лучшей маркой года признана...
  • Самая неудачная марка 2019 года- объявлен конкурс
  • Лучшая марка 2019 года по версии АО «Марка»
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание
  • Эх, дороги... Нелегкая доля ямщиков
  • Филателия в лицах. Первая новогодняя марка
  • Советская атомная бомба. Разведка
  • А скоро Новый год!
  • Что мы знаем о погоде?
  • Филателия - семейное увлечение
  • Самая большая коллекция
  • Эскизы одного художника
  • Самая рождественская сказка
  • Рождественская песнь
  • С ЛУФами или без?
  • Не дарите почтальонам алкоголь
  • Филателия в лицах. День Независимости Казахстана
  • Станция «Луна-9». Миссия выполнима
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II
  • Лучшая марка 2019 года
  • Резьба по кости
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского
  • История Хрустального дворца
  • АЭС в филателии
  • Родина неожиданностей
  • День рождения почтовой марки
  • М.Сачёв: Марки - это возможность «тактильно» соприкоснуться с историей
  • Совместные выпуски. Укрепление дружбы
  • Непочтовые марки. Собирать, не собирать
  • История авиапочты
  • Кто подделал марки Викторианской эпохи?
  • Первая городская почта
  • Атомный век. Сталинский нарком
  • Блюда национальной кухни
  • Эх, дороги
  • Знаменитые ворота Индии
  • Портвейн и поузады
  • Новый Гоголь, или Куда исчезла семейная коллекция
  • РЕЗОЛЮЦИЯ Х научно-практического семинара по истории почты и филателии
  • Филателистический план ООН
  • Фигурная резка марок
  • Искусство & Ремесла & Марки
  • Атомный век. Атомный маршал
  • Монако. Как объехать страну за час
  • «Киношные» друзья человека
  • Для счастья нужен только альбом с марками
  • Непобедимый адмирал
  • Роль филателистической дипломатии
  • Это элементарно, Ватсон
  • Cамая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Ватикан. Государство в государстве
  • План Америки раскрыт
  • Тыва. Первые марки
  • Критическая стадия коллекционирования
  • Почта Тувы. От оленей до автомобиля
  • Тыва - провинция Китая и протекторат Российской империи
  • Магия лунного света
  • Самый главный национальный продукт
  • От А до Я. Филателистический словарь. Окончание
  • Черчилль на марках. Это вам не цветочки
  • От А до Я. Филателистический словарь (П-Т)
  • Физкультура по-китайски
  • Айн Рэнд: Марки - это эстетика и чудесный восстановитель мозга
  • Шерше ля фам. Узнайте женщину
  • Все ли тайны раскрыла «Мона Лиза»?
  • От А до Я. Филателистический словарь (К-О)
  • Как я вернулся в филателию
  • Япония.Через малое видеть великое
  • Раз-два-три...продано!
  • Парагвай. Далекая-далекая страна
  • Сергей Морозов: Сувенирную буклетию есть смысл собирать
  • От А до Я. Филателистический словарь (А-И)
  • Все дороги ведут в Рим
  • Учкудук - урановые колодцы
  • Право голоса по гендерному признаку
  • Милькин и его марки
  • Антарктида. Неведомая земля
  • История британских памятных марок
  • История Минина и Пожарского
  • Атомный век. «Многовалентный» Флеров
  • Музыка марок
  • Марки для благотворительности
  • Ностальжи. Забытое хобби
  • Мост на Аляску, или стоит ли покупать Гренландию?
  • Альфонсы бывают разные
  • Марки разные читать
  • Физик и лирик
  • Возобновляемая энергия
  • Наследие принца Альберта
  • Аполлон-11. Гигантский скачок человечества
  • Истоки атома
  • Вышиваем марки
  • Самый узнаваемый дизайн
  • Мирный атом Обнинска
  • Атомный век. Засекреченный армянин
  • Маяки: от истории до памятных объектов
  • Тематика или хронология?
  • Кто сказал «мяу»?
  • Атомный век. Харитон против Оппенгеймера
  • Как увлечь детей филателией?
  • «Дружба народов» от визы не зависит
  • История и вопросы одного конверта
  • Атомный век. Отец советской атомной бомбы
  • Первый конкурс юных филателистов
  • Короли и филателия
  • Филателистическая история ЕАО
  • История одного эксперимента
  • Атомный век. Начало
  • Свидание на лунной орбите
  • Филателия в лицах. А.Сергеев: Коллекционирование – огромная, колоссальная, всепожирающая страсть
  • Песни бродят по Европе
  • Тур де Франс. Марки и факты
  • Филателия в лицах. Казахский Микеланджело
  • Президент Хаим Вейцман и его Институт в зеркале филателии
  • Интерес + Случай = Коллекция
  • От ромашки станет всем светлей
  • Игра этого лета
  • Марка с QR-кодом
  • Удивительные свойства филателии
  • Истории с провенансом. На одних весах с марками
  • Киты, крабы, осьминоги
  • Палитра марок СНГ
  • Филателия. В чем корень всех проблем?
  • Юмор и сатира на почтовых марках
  • Мариза Хилз. Ирония судьбы
  • Венский храм святителя Николая в филателии и филокартии
  • Мариза Хилз. Женщина-легенда
  • Из жизни отдыхающих
  • Художники на марках. Почему так, а не иначе?
  • Достижения Викторианской эпохи
  • Велосипедная неделя в марках
  • Истории с провенансом. Марки для музыкантов
  • Королева Британской Империи
  • Цветочное шоу - на марках и в саду
  • Ювелир Его Императорского Величества
  • Знаменитые брюнетки на почтовых марках
  • Необычное путешествие конвертов
  • Марки со странностями и курьезами
  • Марки, которых не было
  • Истории с провенансом. Филателист-зоолог
  • Жизнелюбие и образ советского человека
  • Как филателия помогла разоблачить военных преступников
  • От рекламы Kodak до детского журнала
  • Пришли мне бумаги почтовой, вина и сыру
  • Дом с садом за прививку