«Прошу у вас совета». Такими словами начиналось письмо, пришедшее в нашу редакцию. Дальше, начинающий филателист рассказывает, что купил несколько виньеток. Яркие и красивые они не вызвали одобрения у «матерых» коллекционеров, назвавших их «плакатами». Расстроенный автор письма недоумевает: «Почему нельзя собирать непочтовые марки? И почему у филателистов такое предвзятое к ним отношение? Посоветуйте, стоит ли их тогда вообще собирать?».
Давайте разберемся...
Непочтовые марки, несмотря на то, что они не связаны с почтовым обращением и используются в качестве сбора денежных средств, рекламы «и прочая, и прочая, и прочая», пользуются не меньшей популярностью, чем почтовые. А область их коллекционирования называется эрринофилия.
Собирать непочтовые марки начали задолго до появления почтовых. Многие экземпляры сохранились в единственном числе, поэтому для непочтовых марок такого понятия как «критерий сохранности» не существует. Но есть классификация непочтовых марок, предложенная российскими коллекционерами Ю.Турчинским и Ю. Кочетковым.
Виньетка сбора помощи жертвам Первой мировой войны, Россия
По классификациии Юрия Турчинского непочтовые марки делятся на несколько типов:
Марка — знак, имеющий информацию о его продажной или учётной стоимости;
Виньетка — знак памятного, рекламного или агитационного назначения, не имеющий информации о его стоимости;
Квитанция — знак, подтверждающий уплату денежных сумм целевым назначением, например, штрафы;
Талон — знак, удостоверяющий право подателя на получение товара или услуги;
Этикетка — знак, характеризующий содержание и стоимость упаковки товара;
Наклейка — дополнительный знак регистрационного или информационного назначения;
Облатка — знак, используемый для заклейки клапана почтового конверта.
Листки - знаки размером более 100 мм.
На сегодняшний день насчитывается порядка 13 тысяч основных видов непочтовых марок. Причем больше половины - это редкие экземпляры.
В России коллекционировать непочтовые марки начали ориентировочно во второй половине 19 века. Они пользовались такой популярностью, что уже в 1924 году, первые коллекции, собраннные нашими соотечественниками, получили значительное внимание и высокие награды на первой Всесоюзной выставке по филателии и бонам в Москве.
Всесоюзная выставка по филателии и бонам. Москва, 1924 год
Но в СССР коллекционирование непочтовых знаков распространения не получило. Собирателей такого профиля можно было, как говорится, по пальцам пересчитать, не было каталогов, литературы и денег для непосредственного выпуска подобных марок.
И только в 1990 году при Союзе филателистов России была образована «Инициативная группа по знакам ревеню». В ее состав вошли А.Е.Бов, А.Н.Лукьянов и Ю.П.Турчинский. Под их руководством вышел «Каталог-справочник отечественных непочтовых марок».
Кстати, подделывали непочтовые марки тоже довольно-таки часто. Особенно виньетки, обычно выпускавшиеся в благотворительных, рекламных или пропагандистских целях. Самые известные из них — виньетки Деландра.
Гастон Фонтанил родился в обеспеченной семье в Валенсии, городе на юго-востоке Франции, его отец был высокопоставленным судьей. Но, как говорится, в семье не без… слабого звена. Гастон продавал фальшивые благородные титулы, создал фиктивную компанию, в совете которой состояли влиятельные люди, но они даже не подозревали о своем участии. Гастона арестовывали более 6 раз.
С наступлением Первой мировой войны Деландре, как он предпочитал называться, прочувствовал потребность у солдат в общении с родными, оставшимися в тылу. А общение это – весточка с фронта. И он организовал цех по производству и продаже марок для различных подразделений французской армии. Он нанял известных военных художников своего времени и начал выпускать то, что в итоге стало тысячами отдельных марок.
Когда военная цензура отказалась разрешить ему распространять марки для солдат на поле, Деландре просто собрал их в пакеты и продал широкой публике, создавая новую розничную модель. На удивление, после всех «заслуг», Французский Красный Крест поручил Деландре производить марки аналогичного характера с символикой Красного Креста.
Стоит отметить, что цель почтовых виньеток всегда была информационной и/или благотворительной. Виньетки - это марки, которые не могут использоваться в качестве оплаты почтовых сообщений, но могут продаваться в отделениях почты и даже наклеиваться на конверты и открытки.
В большинстве случаев, собранные деньги шли на благотворительность, как например рождественские виньетки, на поддержку больных туберкулёзом, сотрудников почты… Или имели агитационный характер, как, например в период войн или выборов.
Но Деландре предпочел не делить прибыль с Красным Крестом, что и стало его роковой ошибкой. Он был арестован и отправлен в тюрьмe, в которой и умер в 1923 году.
В России же во время Первой Мировой Войны был расцвет благотворительной деятельности, которая осталась в памяти благодаря красочному изобилию десятков и сотен марок, виньеток, знаков или сувенирных листков, изданных в те далекие годы.
В настоящее время больше стали использоваться рекламные марки-виньетки. Которые являются больше оригинальными бизнес сувенирами.
Рекламная марка используется в основном для имиджевых целей. Ей маркируют почтовые отправления (с вклеенной в специальное "окошечко" почтовой маркой). Таким образом, конверт становится частью корпоративного стиля компании.
Собирать или не собирать? Конечно, коллекционировать можно все, что угодно. Главное, чтобы это приносило вам удовольствие.
PS А что вы думаете по этому поводу?