Однажды летним вечером, с подмосковного аэродрома, взлетел и исчез в небе самолет, который должен был обогнуть земной шар через Северный полюс и приземлиться на Аляске. В пункт назначения самолет так и не прилетел... Он пропал. В прямом смысле этого слова. Прошло более 80 лет. Было выдвинуто много предположений, куда делся самолет вместе с экипажем. Некоторые из них были очень уж фантастическими... Но нам удалось раскопать некоторые факты и выдвинуть свою версию случившегося.
А сподвигнул нас на расследование прошедший недавно аукцион, на котором квартблок Леваневского был продан за 430 тысяч рублей (+13%).
* * *
Тот год был богат на события. В мае был высажен воздушный десант на северный полюс. В июне экипаж Чкалова на самолете АНТ-25 перелетел через Северный полюс и благополучно приземлился в США. В июле, другой экипаж, под командованием Громова, на таком же самолете, совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто, установив сразу два мировых авиационных рекорда дальности полёта.
Мир восторгался героизмом пилотов и уникальными советскими самолетами. В газете «Правда» вышла заметка, под авторством известного советского летчика С. Леваневского. Он писал: «1937 год войдет в историю мировой авиации яркой, никогда не забываемой страницей. Усилиями советских летчиков в этом году завоеван Северный полюс, проложен великий трансполярный воздушный путь между двумя материками».
А 13 августа страну взорвала новость: «Стартовал четырехмоторный гигант Н-209 который должен был перелететь из Москвы в город Фэрбанкс на Аляске. Экипаж самолета, состоящий из 6 человек, под командованием Леваневского начал полёт с аэродрома в подмосковном Щелково».
Советский народ ликовал. Еще бы! Такие люди! Такие рекорды! Настроение у всех было приподнятым. Но те, кто знал, как говорится «всю кухню изнутри» понимали, что ничего хорошего этот полет не сулит.
* * *
Сигизмунд Леваневский стал известным в 1933 году, когда он успешно «перегнал» гидросамолет «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск и вывез из Анадыря в Аляску американского летчика Джеймса Маттерна, который совершал кругосветный перелет и потерпел аварию. Здесь нужно сделать акцент на то, что спасли американца чукчи, которые увидели приземлившийся самолет. Они накормили и отогрели летчика, который потом, сидя в чуме, ждал, когда его отправят домой.
Звание Героя Советского Союза Леваневский получил за спасение челюскинцев. Именно так писали в то время газеты. На самом деле до лагеря Шмидта Леваневский не долетел. Из-за сложных погодных условий его самолет потерпел аварию в районе Колючинской губы. Правда, чуть позже, когда у заместителя начальника экспедиции «Челюскина» Боброва случился приступ аппендицита, Леваневский, рискуя жизнью, привез хирурга Леонтьева, который сделал неотложную операцию.
Звание Героя тяготило Сигизмунда. Он считал его незаслуженным. Ведь не только он не долетел до лагеря папанинцев. Неудача постигла еще несколько летчиков. Среди которых был известный и опытнейший пилот В.Галышев, совершивший перелет из Хабаровска в Уэллен, очень трудный и рискованный по тем временам. Но только Леваневскому присвоили высокое звание. По воспоминаниям близких друзей, он был одержим мыслью во что бы то ни стало оправдать доверие Родины.
Возможно, именно тогда у него зародилась идея перелета из СССР в Америку через Северный полюс. Да, этот факт мало кому известен, но именно Леваневский был инициатором трансарктических перелетов. Хотя, по некоторым источникам эта идея принадлежит летчику Громову. Но первым, кто озвучил ее вслух, был именно Леваневский.
Впервые это было сделано им в Америке, в 1934 году. Затем, на приеме у Сталина по поводу завершения эпопеи с «папанинцами». Присутствующие там летчики-асы восприняли это как шутку и особо не придали значение этим словам, но вождю сказанное понравилось. Он «загорелся» этой идеей. Более того, Сталин высказал предположение, что если все пройдет успешно, можно нанести бомбовый удар по Америке, использовав эффект неожиданности.
АНТ-25
В январе 1935 года в газете «Правда» были напечатаны слова Леваневского: «Я предлагаю в нынешнем году совершить беспосадочный перелет Москва-Сан-Франциско через Северный полюс».
Оценить сам проект и его риски было поручено начальнику Главсевморпути Отто Шмидту. В своем заключении он написал: «Основной смысл полета заключается в демонстрации нашей авиации, ибо будущие международные полеты, конечно, пойдут не поэтому пути - через полюс, а по берегу Ледовитого океана, что будет гораздо удобнее и безопаснее… Поиски Леваневского в случае вынужденной посадки или аварии будут неизмеримо труднее операции спасения челюскинцев. И если вероятность удачи полета Леваневского равна половине, то вероятность помощи ему в случае аварии близка к нулю. А неудача в оказании помощи означает не только потерю великолепного летчика и героя, но и большой моральный ущерб для СССР в глазах всего мира».
Отступать было некуда. Взяв отпуск в академии имени Жуковского, в которой он на тот момент учился, Леваневский приступил к подготовке полета.
3 августа 1935 года самолет АНТ-25, под командованием Леваневского, оторвался от земли. Спустя девять часов после начала полета самолет вернулся. По официальной версии - из-за утечки масла. Но, по воспоминаниям второго пилота Байдукова, расход масла был не критическим и они вполне могли бы долететь до пункта назначения. Решение повернуть самолет на обратный курс было принято командиром экипажа. Это не обсуждалось и причина столь кардинальной меры не объяснялась.
После неудачи Леваневского вызвали в Кремль. Сталин был недоволен. Полет «проанонсировали» всему миру. Что теперь скажет мировое сообщество? Да и престиж страны подорван. Рядом с Леваневским стояли Молотов, Ворошилов и Туполев. Но Иосиф Виссарионович смотрел и обращался только к «проштрафившемуся» летчику.
- Товарищ Леваневский, доложите нам, что случилось. Почему самолет вернулся?
Сигизмунд Александрович хотел было начать оправдываться. Но, подумав, вдруг сказал:
- Товарищ Сталин, на самолетах Туполева я больше никуда не полечу. Я ему не доверяю.
Это было настолько неожиданное заявление, что все присутствующие в буквальном смысле на мгновение онемели.
- Только враг народа может делать такие машины, - не дав никому опомниться, продолжил Леваневский, - они никуда не годятся. Туполев - вредитель и я требую это застенографировать.
Первым «пришел в себя» Ворошилов и попытался остановить всенародного героя. Но тот не унимался. Обвинения в адрес конструктора сыпались как из рога изобилия. Туполеву стало плохо с сердцем и его в срочном порядке увезли домой.
Потом, спустя много лет, после неоднократных неудачных попыток найти экипаж Леваневского, Андрей Николаевич Туполев выдвинет свою версию пропажи самолета, согласно которой Н-209 долетел до Америки и Леваневский живет там инкогнито, попросив политического убежища. Было это местью или все случилось именно так на самом деле, мы уже никогда не узнаем.
Но, вернемся в кабинет Сталина.
- Товарищ Леваневский, вы же понимаете, нам нужно совершить этот перелет. Иначе…
Вождь не договорил, но всем все было понятно и без слов. Следующий перелет было решено осуществить в 1937 году.
Сталин отправил Леваневского в США выбрать нужный, подходящий по всем параметрам самолет, взамен так не понравившемуся ему АНТ-25. Летчик вернулся ни с чем. Машину, даже приблизительно похожую на АНТ-25, он там не нашел. Привез он оттуда только самолет «Валти», на котором был совершен беспересадочный перелёт из Москвы в Сан-Франциско, а затем из Лос-Анджелеса в Москву. Итого - 19 000 километров.
Многие летчики были в недоумении и не понимали этой «выходки» Леваневского. Чкалов и Громов приложили немало усилий, чтобы реабилитировать АНТ-25. Именно на этом самолете, в 1937 году, они поставили свои знаменитые рекорды.
Леваневский предложил использовать «Валти» для перелета через Северный полюс. Но Сталин на этот раз категорически был против.
- Лететь нужно только на советском самолете.
Технические требования к машине выставлялись жесткие:
Скорость -310 км/ч.;
Потолок - 6-7 тысяч метров;
Грузоподъемность - до 5 тонн.
После многочисленных испытаний и поиска подходящей машины было предложено использовать экспериментальный четырехмоторный самолет ДБ-А конструктора В. Ф. Болховитинова.
Машину показали Леваневскому. Тот пришел в восторг. Его оценка была однозначной: «Такое американцам даже не снилось!».
Да, бомбардировщик не имел аналогов. Его крейсерская скорость составляла 260 километров в час, вес самолета без боеприпасов - 15,4 тонны. Предполагалось, что вес на старте, со всем необходимым запасом, составит 34,7 тонны. На момент подготовки к экспедиции самолет налетал 115 часов.
Но, машина была эксперементальной. Готовить к перелету ее нужно было тщательно. Для этого требовалось время, которого не было. На момент взлета предполетный перечень недостатков Н-209 состоял из 38 пунктов.
Сроки поджимали. Сталин ежедневно интересовался у Леваневского как идут дела. Отчего тот нервничал и срывался на окружающих. Он постоянно звонил на завод, торопил, давал советы. Но сам появлялся там крайне редко. Не раз ему предлагали отложить полет, что Леваневский воспринимал очень болезненно. Это задевало его самолюбие. Все вокруг, один за другим, ставили рекорды – Чкалов, Громов. А он, Леваневский, Герой Советского Союза, был пока только наблюдателем. Нет! Такого он допустить не мог.
Но, несмотря на это, Леваневский до 13 августа 1937 года за штурвал Н-209 так ни разу не сел. Да и на осмотр самолета он всегда приходил при галстуке и в пиджаке.
Помимо самолета тщательно готовили экипировку и продпаек. Мех белки, шелк, колбаса салями, копченая грудинка, язык, куриное филе... что еще должно было потребоваться летчикам, отправляющимся в дальний путь?
Продолжение следует...