Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского

2019-12-10 14:55:44, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Однажды летним вечером, с подмосковного аэродрома, взлетел и исчез в небе самолет, который должен был обогнуть земной шар через Северный полюс и приземлиться на Аляске. В пункт назначения самолет так и не прилетел... Он пропал. В прямом смысле этого слова. Прошло более 80 лет. Было выдвинуто много предположений, куда делся самолет вместе с экипажем. Некоторые из них были очень уж фантастическими... Но нам удалось раскопать некоторые факты и выдвинуть свою версию случившегося.

А сподвигнул нас на расследование прошедший недавно аукцион, на котором квартблок Леваневского был продан за 430 тысяч рублей (+13%).

*  *  *

Тот год был богат на события. В мае был высажен воздушный десант на северный полюс. В июне экипаж Чкалова на самолете АНТ-25 перелетел через Северный полюс и благополучно приземлился в США. В июле, другой экипаж, под командованием Громова, на таком же самолете, совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто, установив сразу два мировых авиационных рекорда дальности полёта.

Мир восторгался героизмом пилотов и уникальными советскими самолетами. В газете «Правда» вышла заметка, под авторством известного советского летчика С. Леваневского. Он писал: «1937 год войдет в историю мировой авиации яркой, никогда не забываемой страницей. Усилиями советских летчиков в этом году завоеван Северный полюс, проложен великий трансполярный воздушный путь между двумя материками».

А 13 августа страну взорвала новость: «Стартовал четырехмоторный гигант Н-209 который должен был перелететь из Москвы в город Фэрбанкс на Аляске. Экипаж самолета, состоящий из 6 человек, под командованием Леваневского начал полёт с аэродрома в подмосковном Щелково».

Советский народ ликовал. Еще бы! Такие люди! Такие рекорды! Настроение у всех было приподнятым. Но те, кто знал, как говорится «всю кухню изнутри» понимали, что ничего хорошего этот полет не сулит.

*  *  *

Сигизмунд Леваневский стал известным в 1933 году, когда он успешно «перегнал» гидросамолет «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск и вывез из Анадыря в Аляску американского летчика Джеймса Маттерна, который совершал кругосветный перелет и потерпел аварию. Здесь нужно сделать акцент на то, что спасли американца чукчи, которые увидели приземлившийся самолет. Они накормили и отогрели летчика, который потом, сидя в чуме, ждал, когда его отправят домой.

Звание Героя Советского Союза Леваневский получил за спасение челюскинцев. Именно так писали в то время газеты. На самом деле до лагеря Шмидта Леваневский не долетел. Из-за сложных погодных условий его самолет потерпел аварию в районе Колючинской губы. Правда, чуть позже, когда у заместителя начальника экспедиции «Челюскина» Боброва случился приступ аппендицита, Леваневский, рискуя жизнью, привез хирурга Леонтьева, который сделал неотложную операцию.

Звание Героя тяготило Сигизмунда. Он считал его незаслуженным. Ведь не только он не долетел до лагеря папанинцев. Неудача постигла еще несколько летчиков. Среди которых был известный и опытнейший пилот В.Галышев, совершивший перелет из Хабаровска в Уэллен, очень трудный и рискованный по тем временам. Но только Леваневскому присвоили высокое звание. По воспоминаниям близких друзей, он был одержим мыслью во что бы то ни стало оправдать доверие Родины.

Возможно, именно тогда у него зародилась идея перелета из СССР в Америку через Северный полюс. Да, этот факт мало кому известен, но именно Леваневский был инициатором трансарктических перелетов. Хотя, по некоторым источникам эта идея принадлежит летчику Громову. Но первым, кто озвучил ее вслух, был именно Леваневский.

Впервые это было сделано им в Америке, в 1934 году. Затем, на приеме у Сталина по поводу завершения эпопеи с «папанинцами». Присутствующие там летчики-асы восприняли это как шутку и особо не придали значение этим словам, но вождю сказанное понравилось. Он «загорелся» этой идеей. Более того, Сталин высказал предположение, что если все пройдет успешно, можно нанести бомбовый удар по Америке, использовав эффект неожиданности.

АНТ-25

В январе 1935 года в газете «Правда» были напечатаны слова Леваневского: «Я предлагаю в нынешнем году совершить беспосадочный перелет Москва-Сан-Франциско через Северный полюс».

Оценить сам проект и его риски было поручено начальнику Главсевморпути Отто Шмидту. В своем заключении он написал: «Основной смысл полета заключается в демонстрации нашей авиации, ибо будущие международные полеты, конечно, пойдут не поэтому пути - через полюс, а по берегу Ледовитого океана, что будет гораздо удобнее и безопаснее… Поиски Леваневского в случае вынужденной посадки или аварии будут неизмеримо труднее операции спасения челюскинцев. И если вероятность удачи полета Леваневского равна половине, то вероятность помощи ему в случае аварии близка к нулю. А неудача в оказании помощи означает не только потерю великолепного летчика и героя, но и большой моральный ущерб для СССР в глазах всего мира».

Отступать было некуда. Взяв отпуск в академии имени Жуковского, в которой он на тот момент учился, Леваневский приступил к подготовке полета.

3 августа 1935 года самолет АНТ-25, под командованием Леваневского, оторвался от земли. Спустя девять часов после начала полета самолет вернулся. По официальной версии - из-за утечки масла. Но, по воспоминаниям второго пилота Байдукова, расход масла был не критическим и они вполне могли бы долететь до пункта назначения. Решение повернуть самолет на обратный курс было принято командиром экипажа. Это не обсуждалось и причина столь кардинальной меры не объяснялась.

После неудачи Леваневского вызвали в Кремль. Сталин был недоволен. Полет «проанонсировали» всему миру. Что теперь скажет мировое сообщество? Да и престиж страны подорван. Рядом с Леваневским стояли Молотов, Ворошилов и Туполев. Но Иосиф Виссарионович смотрел и обращался только к «проштрафившемуся» летчику.

- Товарищ Леваневский, доложите нам, что случилось. Почему самолет вернулся?

Сигизмунд Александрович хотел было начать оправдываться. Но, подумав, вдруг сказал:

- Товарищ Сталин, на самолетах Туполева я больше никуда не полечу. Я ему не доверяю.

Это было настолько неожиданное заявление, что все присутствующие в буквальном смысле на мгновение онемели.

- Только враг народа может делать такие машины, - не дав никому опомниться, продолжил Леваневский, - они никуда не годятся. Туполев - вредитель и я требую это застенографировать.

Первым «пришел в себя» Ворошилов и попытался остановить всенародного героя. Но тот не унимался. Обвинения в адрес конструктора сыпались как из рога изобилия. Туполеву стало плохо с сердцем и его в срочном порядке увезли домой.

Потом, спустя много лет, после неоднократных неудачных попыток найти экипаж Леваневского, Андрей Николаевич Туполев выдвинет свою версию пропажи самолета, согласно которой Н-209 долетел до Америки и Леваневский живет там инкогнито, попросив политического убежища. Было это местью или все случилось именно так на самом деле, мы уже никогда не узнаем.

Но, вернемся в кабинет Сталина.

- Товарищ Леваневский, вы же понимаете, нам нужно совершить этот перелет. Иначе…

Вождь не договорил, но всем все было понятно и без слов. Следующий перелет было решено осуществить в 1937 году.

Сталин отправил Леваневского в США выбрать нужный, подходящий по всем параметрам самолет, взамен так не понравившемуся ему АНТ-25. Летчик вернулся ни с чем. Машину, даже приблизительно похожую на АНТ-25, он там не нашел. Привез он оттуда только самолет «Валти», на котором был совершен беспересадочный перелёт из Москвы в Сан-Франциско, а затем из Лос-Анджелеса в Москву. Итого - 19 000 километров. 

Многие летчики были в недоумении и не понимали этой «выходки» Леваневского. Чкалов и Громов приложили немало усилий, чтобы реабилитировать АНТ-25. Именно на этом самолете, в 1937 году, они поставили свои знаменитые рекорды.

Леваневский предложил использовать «Валти» для перелета через Северный полюс. Но Сталин на этот раз категорически был против.

- Лететь нужно только на советском самолете.

Технические требования к машине выставлялись жесткие:

Скорость -310 км/ч.;

Потолок - 6-7 тысяч метров;

Грузоподъемность - до 5 тонн.

После многочисленных испытаний и поиска подходящей машины было предложено использовать экспериментальный четырехмоторный самолет ДБ-А конструктора В. Ф. Болховитинова.

Машину показали Леваневскому. Тот пришел в восторг. Его оценка была однозначной: «Такое американцам даже не снилось!».

Да, бомбардировщик не имел аналогов. Его крейсерская скорость составляла 260 километров в час, вес самолета без боеприпасов - 15,4 тонны. Предполагалось, что вес на старте, со всем необходимым запасом, составит 34,7 тонны. На момент подготовки к экспедиции самолет налетал 115 часов.

Но, машина была эксперементальной. Готовить к перелету ее нужно было тщательно. Для этого требовалось время, которого не было. На момент взлета предполетный перечень недостатков Н-209 состоял из 38 пунктов.

Сроки поджимали. Сталин ежедневно интересовался у Леваневского как идут дела. Отчего тот нервничал и срывался на окружающих. Он постоянно звонил на завод, торопил, давал советы. Но сам появлялся там крайне редко. Не раз ему предлагали отложить полет, что Леваневский воспринимал очень болезненно. Это задевало его самолюбие. Все вокруг, один за другим, ставили рекорды – Чкалов, Громов. А он, Леваневский, Герой Советского Союза, был пока только наблюдателем. Нет! Такого он допустить не мог.

Но, несмотря на это, Леваневский до 13 августа 1937 года за штурвал Н-209 так ни разу не сел. Да и на осмотр самолета он всегда приходил при галстуке и в пиджаке.

Помимо самолета тщательно готовили экипировку и продпаек. Мех белки, шелк, колбаса салями, копченая грудинка, язык, куриное филе... что еще должно было потребоваться летчикам, отправляющимся в дальний путь?

Продолжение следует... 




Комментарии к статье:
2019-12-12 23:10:03, Valeri Ivashkevich
Быстрее продолжение !!!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова