В мире насчитывается несколько десятков миллиардов марок, поэтому филателистам будет что коллекционировать и искать, даже когда марки утратят какое-либо практическое значение, - говорит словацкий филателист Войтех Янкович. По его словам, за редчайшими и самыми дорогими марками в мире всегда скрывается история.
Войтех Янкович родился в 1964 году. Собирать марки начал, как это и принято, еще в детстве, когда учился в начальной школе. Сначала его коллекция была посвящена спорту, в основном, футболу. Однако глава филателистического кружка, куда ходил мальчик, посоветовал ему не распыляться, а сосредоточиться на чем-то одном, и Войтех стал собирать марки, связанные с велоспортом. Сейчас в его коллекции есть конверты, телеграммы, ценные бумаги, а также другие почтовые документы.
- Правда, что все филателисты хотят иметь у себя только голубой Маврикий?
- Если бы мы все собирали только голубой Маврикий, было бы очень скучно, ведь филателия - это динамичное хобби, которое включает в себя не только коллекционирование почтовых миниатюр, но и их исследование. В мире очень много хороших и интересных марок.
Когда в Праге был выставлен голубой Маврикий, люди стояли в очереди, чтобы увидеть самую известную марку. Все думают, что она самая редкая, но это не так. Это была просто первая марка с ошибкой. Согласно легенде, часовщик, который создал печатную форму, был старым и плохо видел. Плюс ко всему страдал рассеянностью и плохой памятью. И он просто-напросто забыл, какую надпись следует сделать на марках. Когда он пошел к почмейстеру, чтобы уточнить, что именно нужно написать на клише, увидел на одном из зданий напись: «Почтовое отделение». Часовщик вернулся обратно и выгравировал это словосочетание вместо: «Оплаченные почтовые расходы». Это общеизвестная история и ее так часто повторяют, что поэтому большинство людей и считают голубой Маврикий самой редкой маркой.
Это обычное человеческое качество - нас привлекают истории. Первые коллекционеры были британцами и первая марка появилась у них. И, возможно, именно потому, что остров Маврикий был их колонией, первая марка стала уникальной, они начали охотиться за ней. Возможно, еще и поэтому она стала знаменитой.
Есть не менее редкие и интересные марки, например, самая дорогая американская марка - «Перевернутая Дженни». История ее такова - один парень заметил марку, на которой напечатанный самолет был перевернут. Каким-то образом ему удалось купить весь лист, где было сто таких марок. Он продал их торговцу, который, в свою очередь, разорвал лист, пронумеровал каждую марку и выставил их на продажу.
Хотя марок было много, они все еще стоят огромных денег. За этим также стояла история, и это привлекало людей. Как филателист, я не смог бы разорвать лист, потому что он тоже уникален. Однако торговец был бизнесменом и думал иначе.
- Значит, филателия дорогое хобби?
- Как сказать. Подавляющее большинство людей считают филателистов богатыми, так как некоторые из них пополняют свои коллекции редкими и дорогими марками. Но обычный филателист не может себе этого позволить.Тем не менее, то, что марки являются одними из лучших товаров для инвестиций - чистая правда. На филателии, если постараться, то можно разбогатеть, но настоящий коллекционер собирает марки не для получения прибыли, а для души.
Возможно, когда-нибудь я продам свою коллекцию. Но продам именно филателисту, потому что не хочу, чтобы мои марки оказаться в каком-нибудь в музее, где будут просто лежать и пылиться.
- Словацкие марки считаются редкими?
- Чехословацкие послевоенные марки практически не представляют ценности. Их много, они свободно продаются. Поэтому их уникальность равна нулю. Марки периода становления Словакии имеют более высокую ценность.
- Некоторые марки встречаются редко благодаря своей уникальности. Так нет ли попыток фальсифицировать их?
- Марка является государственной ценностью, и, любой, кто пытается ее подделать, нарушает закон. Попытки, конечно, есть. И делается это исключительно для того, чтобы продать подделку коллекционеру. Поэтому, я считаю, что настоящий филателист должен уметь распознать, что он держит в руке - подделку или оригинал.
Мне, например, всегда интересно и важно знать, почему вышла марка, когда она вышла, какая история этому предшестовала и что было потом. Марка является единственным убедительным доказательством того, что история меняется. Смена государственных границ, новое правительство - все это причины выпуска марки. Филателист должен быть немного историком.
- Как вы думаете, исчезнет ли в скором будущем филателия?
- Большинство почтовых отделений больше не используют марки, это бизнес, который существует только для коллекционеров. Через десять лет обычные марки будут использоваться редко, потому что их заменят на цифровые. Но в мире останутся миллиарды ранее выпущенных миниатюр, так что, нам будет что собирать.
По материалам: dennikn.sk
Редакция Филателия Ру напоминает, что мы публиковали три года назад статью про перевернутый самолет. В ней рассказывается, как можно снова "подогреть" интерес к знаковым редчайшим маркам.
Так вот сегодня мне предложили такой конверт, почему я и вспомнил эту историю
Но это - совсем рядовой конверт!!!
новая марка с перевернутым 2 долларовым самолетом стоит примерно 5 долларов, буклет — 30 долларов, а огромную ценность представляет марка с НЕ ПЕРЕВЕРНУТЫм самолетом насколько я знаю таких конвертов — не существует!!
комментарий,
Юрий Антипов