Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Художественное наследие Боголюбова

2020-07-03 14:46:25, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К нам в редакцию пришло письмо от М.С. Бернера, в котором он пишет о том, что недавно вышел блок, посвящённый юбилею Русского музея, что стало своеобразной информационной поддержкой музея: «В России много замечательных художественных музеев, которые также отмечают свои юбилеи. Например, художественный музей им. Радищева в Саратове с богатой историей и крупнейшим собранием картин. Открыт для посещения в 1885 году. Серпуховской художественный музей обладает замечательной коллекцией картин русских классиков. Открыт для посещения в 1918 г.  Но марки в их честь не выпускаются, хотя эти храмы искусства в большей степени нуждаются в поддержке. Особенно в настоящее время, когда президентом России В.В. Путиным поставлена задача развития внутреннего туризма. В зарубежной тематике присутствует тема, связанная с художественными музеями. Партнёром АО Марка является Союз художников России. Возможно, он заинтересуется и окажет содействие в выпуске марок по этой тематике».

Мы решили рассказать вам о музеях, которые хранят в своих стенах богатейшее наследие - картины великих хдожников. И начнем мы с Саратовского художественного музея им. Радищева. Кстати, вы можете посмотреть картины, которые были изображены на марках и пополнить ими свою домашнюю коллекцию.

*  *  *

В 1877 году, тихий городок на Волге, живший своей размеренной жизнью, взбудоражило одно письмо, пришедшее из Парижа. Художник-модернист, коллекционер, внук писателя А.Н. Радищева по материнской линии, Алексей Петрович Боголюбов изъявил желание подарить Саратову коллекцию своих картин. 

- Какой художник? Какие картины? 

Местные купцы и чиновники только руками развели. Они испокон веков жили тем, что ловили и продавали рыбу. О роли искусства в своей жизни никто из них не задумывался. Но, раз дарят, надо брать.

И. Е. Репин. Портрет Боголюбова, 1876 год

В молодости Алексей Петрович Боголюбов служил мичманом, потом адъютантом. Но все свое свободное время посвящал рисованию. В 1849 году, герцог Максимилиан Лейхтенбергский, увидев рисунки Боголюбова, посоветовал ему учиться искусству живописи. И уже через год Алексей стал студентом Императорской Академии художеств, а спустя два года получил золотую медаль 2 степени за картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е.и.в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

В 1853 году Боголюбов с отличием закончил Академию и был назначен художником Главного морского штаба. Он много рисовал, объездил всю Европу. Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки. В 1860 году получил звание профессора живописи. По поручению Императора Александра II отобразил в картинах историю флота Петра Великого.

Благодаря Боголюбову, в 1885 году,  был снят запрет на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Картина вызвала негодование у Александра III. И только после ходотайства Алексея Петровича  Император сменил гнев на милость.

*  *  *

Благородный жест Боголюбова имел одно условие – он передаст картины, если найдется подходящее здание, а сам музей будет носить имя его деда.

Чиновники поникли. Во-первых, подходящего здания в Саратове не было. А, во-вторых, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» считался неблагонадежным и был сослан в Сибирь. Назвать в честь него музей - означало отправиться следом. Это в лучшем случае.

Но Боголюбов стоял на своем. Более того, он обратился к Императору с требованием строить музей за государственный счет. Неожиданно для всех Александр III дал на все это «добро» и лично курировал стройку. А после ее окончания передал в дар музею несколько картин из своей коллекции.

Автором проекта стал знаменитый петербургский архитектор Иван Васильевич Штром. Внутреннюю отделку выполняли под присмотром самого Боголюбова, который к тому времени приехал из Парижа и  привез с собой картины. По его задумке музей должен был стать не только хранилищем его коллекции и центром искусства Саратова, а еще и галерей для тех художников, которые не могли выставляться за границей и в крупных городах из-за финансовых трудностей. Так же предполагалось открыть при музее художественную школу. К слову сказать, эта школа начала работать только после смерти Алексея Петровича.

29 июня 1885 года Саратовский художественный музей принял своих первых посетителей. Интерес был ошеломляющий. То ли люди изголодались по духовной пище, то ли релама сделала свое дело, но в первый день музей посетило более двух с половиной тысяч человек. Народ стоял в очереди, чтобы попасть туда.

С каждым годом популярность музея росла, а экспозиция пополнялась работами известных художников из личных собраний и из коллекций меценатов. П.М. Третьяков, А.П. Бахрушин, Д.А. Ровинский, А.Г. Рубинштейн не раз преподносили в дар музею картины. 

В настоящее время в музее хранится более 25000 экспонатов, в том числе коллекция фарфора Ольги Гордеевой и картины из собрания академика Михаила Глазунова. Но самая крупная и впечатляющая - это коллекция его основателя - Алексея Петровича Боголюбова.




Комментарии к статье:
2020-07-09 14:50:40, X
Да, были люди, не то что в нынешнее время!!!.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии