К нам в редакцию пришло письмо от М.С. Бернера, в котором он пишет о том, что недавно вышел блок, посвящённый юбилею Русского музея, что стало своеобразной информационной поддержкой музея: «В России много замечательных художественных музеев, которые также отмечают свои юбилеи. Например, художественный музей им. Радищева в Саратове с богатой историей и крупнейшим собранием картин. Открыт для посещения в 1885 году. Серпуховской художественный музей обладает замечательной коллекцией картин русских классиков. Открыт для посещения в 1918 г. Но марки в их честь не выпускаются, хотя эти храмы искусства в большей степени нуждаются в поддержке. Особенно в настоящее время, когда президентом России В.В. Путиным поставлена задача развития внутреннего туризма. В зарубежной тематике присутствует тема, связанная с художественными музеями. Партнёром АО Марка является Союз художников России. Возможно, он заинтересуется и окажет содействие в выпуске марок по этой тематике».
Мы решили рассказать вам о музеях, которые хранят в своих стенах богатейшее наследие - картины великих хдожников. И начнем мы с Саратовского художественного музея им. Радищева. Кстати, вы можете посмотреть картины, которые были изображены на марках и пополнить ими свою домашнюю коллекцию.
* * *
В 1877 году, тихий городок на Волге, живший своей размеренной жизнью, взбудоражило одно письмо, пришедшее из Парижа. Художник-модернист, коллекционер, внук писателя А.Н. Радищева по материнской линии, Алексей Петрович Боголюбов изъявил желание подарить Саратову коллекцию своих картин.
- Какой художник? Какие картины?
Местные купцы и чиновники только руками развели. Они испокон веков жили тем, что ловили и продавали рыбу. О роли искусства в своей жизни никто из них не задумывался. Но, раз дарят, надо брать.
И. Е. Репин. Портрет Боголюбова, 1876 год
В молодости Алексей Петрович Боголюбов служил мичманом, потом адъютантом. Но все свое свободное время посвящал рисованию. В 1849 году, герцог Максимилиан Лейхтенбергский, увидев рисунки Боголюбова, посоветовал ему учиться искусству живописи. И уже через год Алексей стал студентом Императорской Академии художеств, а спустя два года получил золотую медаль 2 степени за картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е.и.в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».
В 1853 году Боголюбов с отличием закончил Академию и был назначен художником Главного морского штаба. Он много рисовал, объездил всю Европу. Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки. В 1860 году получил звание профессора живописи. По поручению Императора Александра II отобразил в картинах историю флота Петра Великого.
Благодаря Боголюбову, в 1885 году, был снят запрет на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Картина вызвала негодование у Александра III. И только после ходотайства Алексея Петровича Император сменил гнев на милость.
* * *
Благородный жест Боголюбова имел одно условие – он передаст картины, если найдется подходящее здание, а сам музей будет носить имя его деда.
Чиновники поникли. Во-первых, подходящего здания в Саратове не было. А, во-вторых, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» считался неблагонадежным и был сослан в Сибирь. Назвать в честь него музей - означало отправиться следом. Это в лучшем случае.
Но Боголюбов стоял на своем. Более того, он обратился к Императору с требованием строить музей за государственный счет. Неожиданно для всех Александр III дал на все это «добро» и лично курировал стройку. А после ее окончания передал в дар музею несколько картин из своей коллекции.
Автором проекта стал знаменитый петербургский архитектор Иван Васильевич Штром. Внутреннюю отделку выполняли под присмотром самого Боголюбова, который к тому времени приехал из Парижа и привез с собой картины. По его задумке музей должен был стать не только хранилищем его коллекции и центром искусства Саратова, а еще и галерей для тех художников, которые не могли выставляться за границей и в крупных городах из-за финансовых трудностей. Так же предполагалось открыть при музее художественную школу. К слову сказать, эта школа начала работать только после смерти Алексея Петровича.
29 июня 1885 года Саратовский художественный музей принял своих первых посетителей. Интерес был ошеломляющий. То ли люди изголодались по духовной пище, то ли релама сделала свое дело, но в первый день музей посетило более двух с половиной тысяч человек. Народ стоял в очереди, чтобы попасть туда.
С каждым годом популярность музея росла, а экспозиция пополнялась работами известных художников из личных собраний и из коллекций меценатов. П.М. Третьяков, А.П. Бахрушин, Д.А. Ровинский, А.Г. Рубинштейн не раз преподносили в дар музею картины.
В настоящее время в музее хранится более 25000 экспонатов, в том числе коллекция фарфора Ольги Гордеевой и картины из собрания академика Михаила Глазунова. Но самая крупная и впечатляющая - это коллекция его основателя - Алексея Петровича Боголюбова.