Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Атомный флот. Они были первыми

2020-08-10 12:40:14, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К написанию своих статей, коллекционер Антон Лунев, всегда подходит основательно, отвественно и творчески. Материал, который мы сегодня представим на ваш суд, он готовил очень долго. Еще в начале июля филателист рассказал нам, что пишет фундаментальную работу про российский атомный флот. И вот сегодня он сообщил, что статья по атомной тематике в филателии готова. Речь в ней пойдет о первых гражданских атомных кораблях мира.

- Самое трудное - это собрать филателистический материал, - рассказал Антон, - почта идет долго. Я из Китая марку ждал два с половиной месяца. А для статьи заказал конверт из Германии, так он шел полтора месяца. И конверт из Нидерландов больше месяца пришлось ждать.

Уверены, что вы по достоинству оцените труды Антона Лунева.

Введение

В данной статье я умышленно опускаю все сравнения, схемы и технические параметры Ядерных Энергетических Установок (ЯЭУ) всех кораблей, о которых пойдет речь в статье. Так же, хочу отметить, что разговор о военных разработках атомных подводных лодок не идет. Здесь первенство принадлежит американцам. Атомная субмарина с жюльверновским именем «Наутилус» была первой, среди военных подводных кораблей. Ну а теперь обратимся к нашей заявленной теме.

В первый момент после того, как США создали, испытали и даже дважды применили в Хиросиме и Нагасаки атомную бомбу, всем могло показаться, что всем остальным миром атомная гонка проиграна. Однако, благодаря усиленной работе советских ученых-атомщиков, четкой и хорошо продуманной работе советской разведки (о чем я писал ранее), Советскому Союзу удалось достаточно быстро компенсировать отставание в атомном проекте. Советская атомная бомба была создана и испытана. Паритет в наличии атомного оружия был восстановлен.

Однако работа советских ученых по атомному проекту шла одновременно в нескольких направлениях. Благодаря этому именно СССР подарила человечеству «мирный атом». Я рассказывал вам, как в городе Обнинске была построена и пущена в эксплуатацию первая в мире Атомная Электростанция. В год ее пуска, США только приступили к строительству своей первой АЭС Шиппингпорт.

А Советский Союз продолжил укреплять свое лидирующее положение в атомной области и создал первый в мире корабль с атомной энергетической установкой, атомный ледокол «Ленин».

Затем последовали корабли с атомными реакторными установками. В США круизное судно «Саванна», в Германии рудовоз «Отто Ган», в Японии научное судно «Муцу».

Все эти суда были первыми представителями гражданского атомного флота различного назначения. Именно о них я вам сегодня и расскажу.

Атомный ледокол «Ленин»

Первый в мире атомный ледокол был задуман советскими учеными и конструкторами еще в период строительства первой в мире АЭС. Проектирование началось 1953 году, о чем 20 ноября 1953 года, заслушав ученых атомщиков и инженеров, принял постановление за номером 2840-1203 Совет министров СССР. Работы велись по трем основным направлениям: корпус и прочностные характеристики, энергетическая установка и безопасность, мощность.

По задумке авторов проекта, ледокол должен был стать не только первым атомным гражданским кораблем, но и быть самым безопасным и, в тоже время, самым мощным, что позволило бы решать проблемы освоения и использования Арктики. Общее научное руководство проектированием и разработкой осуществлял академик Александр Петрович Александров:

Академик А. П. Александров. Россия. 2003 год

А строила первый атомный ледокол вся страна. И это не просто красивое слово. Более 500 предприятий - от Харькова до Владивостока, от Ленинграда до Ташкента, разрабатывали, изготовляли и испытывали огромное количество деталей и целых узлов. Особое внимание уделялось следующим узлам и агрегатам. Реакторная установка водо-водяного типа была разработана, рассчитана и сконструирована в ОКБ-15 под руководством Игоря Ивановича Африкантова:

И.И. Африкантов. Частный выпуск. Россия. Нижний Новгород. 2016 год

Помощь в расчетах оказал институт «Атомной энергии имени Курчатова»:

Курчатовский институт. Россия. 2018 год

Главные турбогенераторы были изготовлены на Харьковском электромеханическом заводе:

Харьковский электромеханический завод. Конверт. СССР. 1986 год

Судовые турбины были разработаны и изготовлены на Кировском (бывшем Путиловском) заводе города Ленинграда:

Кировский (Путиловский) завод. Конверт. Россия. 2001 год

Гребные электродвигатели было поручено изготовить ленинградскому заводу «Электросила»:

Завод «Электросила». Конверт. СССР. 1973 год

Сталь для корпуса ледокола была разработана в специализированном институте «Прометей». Постройку судна осуществило «Ленинградское адмиралтейское объединение», нынешние «Адмиралтейские верфи», основанные еще по указу Петра I и при полном его благоволении 5 ноября 1704 года:

Адмиралтейские верфи. Конверт и блок. Россия. 2004 год

Итак, 25 августа 1956 года состоялась закладка будущего первенца атомного флота Советского Союза. В тот момент ни единого сообщения в прессу не просочилось. Работа с новыми материалами создавала дополнительные сложности. Все секции сначала макетировались, при этом некоторые, особо сложные, собирались в масштабе 1:1.

Фотография со строительства атомного ледокола «Ленин»

Однако при всем этом спуск на воду судна состоялся, как и было запланировано изначально, через полтора года, 5 декабря 1957 года. Начался монтаж ядерной энергетической установки (проще говоря, реакторов) и работы по внутренней отделке. Спуску на воду атомохода был посвящен выпуск нескольких значков. Вот один из них:

Значок, посвященный спуску на воду атомного ледокола «Ленин». СССР. 1957 год

Пока шел монтаж и отделочные работы, в советской прессе начинают появляться первые, совсем небольшие заметки о первом атомоходе. Впервые ледокол «Ленин», как уже готовое изделие, было представлено на почтовой марке 1958 года. Марка входила в серию, посвященную Всесоюзной Промышленной Выставке:

Всесоюзная промышленная выставка. СССР. 1958 год

Физический пуск реактора состоялся к 250-летию Адмиралтейских Верфей, 6 августа 1959 года, всего через 3 года с момента закладки судна. А уже 12 сентября того же года, атомоход отправился на свои первые ходовые испытания. С этого момента почта СССР выпускает маркированный конверт, посвященный первому в мире гражданскому атомоходу:

Атомный ледокол «Ленин». Конверт. СССР. 1959 год

Появляются еще значки, и даже первая спичечная этикетка от пензенской спичечной фабрики, отражающая приход атомного ледокола «Ленин» дизельному ледоколу «Ермак», построенному еще в 1899 году:

Спичечная этикетка. СССР. 1959 год

И что особенно интересно, в этом же, 1959 году, выходит первая новогодняя открытка с изображением атомохода:

С Новым годом. Открытка. СССР. 1959 год

И, конечно же, в прессе прошло множество статей посвященных первому советскому ледоколу. Каждая газета Советского Союза считала своим долгом разместить на своих страницах фотографию ледокола «Ленин» и хотя бы небольшую заметку о нем и его команде. Такой рассказ вышел и в октябрьском номере журнале «Огонек»:

Журнал «Огонек». Обложка номера

Статья в журнале «Огонек», посвященная первому в мире атомному ледоколу «Ленин».

К слову, о команде ледокола. Командование кораблем принял на себя Павел Акимович Пономарев:

Два капитана ледокола «Ленин». Россия. Частный выпуск. Мурманск. 2004 год

Если быть до конца точным, то командование ледоколом «Ленин» Пономарев принял еще 1 марта 1957 года, и входил в состав комиссии наблюдавшей и контролировавшей ход строительных работ по созданию первого советского атомохода.

Первая команда для ледокола готовилась согласно приказу Министра морского флота от 1 июля 1957 года на базе высшего инженерного морского училища имени Маркова, в городе Ленинграде. По окончании первого этапа обучения, в декабре того же 1957 года, 15 лучших студентов были направлены на первую в мире АЭС, в город Обнинск, где для них было организовано изучение основ ядерной энергетики, управления ядерным реактором и основ радиационной безопасности. После прохождения курса все сдали экзамен по программе «Оператор АЭС», после чего отбыли к месту дальнейшего прохождения службы, на атомный ледокол «Ленин». Здесь команда приступила к ознакомлению с планировкой и техническими особенностями корабля.

Однако, ту часть команды, которой предстояло работать с реакторной установкой, для продолжения обучения в 1958 году вновь отправили в город Обнинск, но уже не на первую АЭС, а в учебный центр ВМФ, где проходили в это время подготовку экипажи первых строившихся отечественных атомных подводных лодок. Центр этот работает в Обнинске и по сей день:

Учебный Центр ВМФ России. Фото

Однако, вернемся к экипажу. Первый экипаж состоял из 236 моряков, техников, научных специалистов и обслуживающего персонала.

Одна из первых официальных фотографий первого экипажа ледокола «Ленин»

Позже, спустя 3 года, экипаж был сокращен практически наполовину. Фактически это был естественный процесс. Научные сотрудники, изучавшие, как поведет себя реактор и прочая аппаратура при ее регулярной эксплуатации в рабочем режиме, выполнив свою задачу, отбыли к месту постоянной работы с ворохом цифр, заметок и отчетов команды ледокола.

4 ноября 1961 года капитаном первого в мире атомного ледокола становится Борис Макарович Соколов. И ледокол, уже сменивший порт приписки на Мурманск, продолжил свою нелегкую работу. Основной задачей было определено налаживание навигации по Северному морскому пути с продлением ее на зимний период. В рамках этого проекта ледокол осуществил сверхраннюю проводку, чем сократил срок бездействия Северного Морского Пути(СМП) до минимума, и создал предпосылки для начала круглогодичной навигации по СМП.

Был установлен рекорд автономности плавания. Самый длинный рейс ледокола «Ленин» продлился больше года - 390 суток.

Кроме этого атомный ледокол Ленин осуществил уникальную по тем временам операцию, высадив на дрейфующую льдину арктическую экспедицию вместе со всем оборудованием и техникой.

30 лет атомному ледоколу «Ленин». Румыния

И вот мы поговорили о разработке, создании и работе первого в мире атомного ледокола (да вообще первого в мире атомного надводного корабля). Пришло время переходить к самой серьезной, но, пожалуй, самой для нас сейчас важной теме. Быть первым это не только почетно, но и очень трудно. Именно на самых первых образцах отрабатывают новые технологии, новые узлы и механизмы. Так было и с первым атомоходом. В процессе эксплуатации были выявлены серьезные конструкционные недостатки ядерной установки, а так же проблемы с компоновкой и качеством оборудования.

Все это привело к тому, что первую (экспериментальную) ядерную установку ледокола «Ленин» было решено заменить новой, созданной с учетом выявленных ошибок и недоработок. Работы по замене установки были проведены на заводе в городе Северодвинске, и продлились с 1967 по 1970 годы.

Выгрузка реакторной установки представляла собой целую спецоперацию. Удаляли ее целым отсеком, отрезав часть днища ледокола. Выгрузку произвели менее чем за 2 недели. С 8 по 18 сентября 1967 года водолазы подводными резаками выполнили разрезы на днище ледокола, а 19 сентября 1967 года отсек был выгружен путем его затопления в месте хранения. Для своего времени это была уникальная операция, на которую ее разработчиками был получен патент.

Далее ледокол, без части днища, был отбуксирован в Мурманск, где в сухом доке, менее чем за 2 месяца, было восстановлено днище и все внутренние конструкции (переборки). Все дальнейшее время занял монтаж и пуско-наладочные работы по установке новой Ядерной Энергетической Установки.

Кроме того, на Ядерной энергетической установке был зарегистрирован ряд инцидентов, с которыми обслуживающий персонал с честью справился. Принято выделять 4 основных происшествия:

- В феврале 1965 года произошла авария при перезагрузке топлива в реакторе. Это привело к тому, что часть тепловыделяющих элементов пришлось загрузить в отдельный контейнер и впоследствии затопить в Карском море;

- В сентябре 1965 года была обнаружена течь в одной из паротурбинных установок, которая должна была быть защищена от коррозии нержавеющим вкладышем;

- В начале 1966 года при сварочных работах возник пожар в кабельных каналах. Его причиной стало нарушение правил техники безопасности при проведении сварочных работ;

- В начале 1966 года в корпусе реактора была обнаружена течь. Устранить эту проблему без замены самого реактора не представлялось возможным. Именно это и стало непосредственным толчком к замене ЯЭУ на ледоколе «Ленин».

Были еще краткосрочные отключения насосов контуров охлаждения реактора. Но, поскольку это не привело к серьезным проблемам, такие события рассматриваются как технические неполадки.

Подводя итог, необходимо сказать, что разработчики, обслуживающий персонал и ученые, самым тщательнейшим образом выявили причины, приведшие к каждому из инцидентов, изучили последствия, и, главное, смоделировали различные варианты возможного развития той или иной ситуации. Это позволило повысить надежность и безопасность ЯЭУ, разрабатываемых для будущих проектов, а так же для военных нужд.

50 лет атомному ледокольному флоту России. Ледокол «Ленин». Фрагмент листа. Россия. 2009 год

Атомный ледокол «Ленин» в течение 16 лет оставался единственным атомным ледоколом в СССР. Правда следует отметить, что другие страны так и не построили ни одного атомного ледокола. Спустя 16 лет на помощь «трудяге» «Ленину» пришли и другие, еще более крупные и более мощные, атомные ледоколы. Но о них я расскажу вам в других статьях.

Сегодня ледокол «Ленин» стоит на вечном приколе в порту города Мурманска. На его борту расположен музей ледокола и покорения Арктики. Кроме того, именно на «Ленине» снимали наш российский фильм «Ледокол». Под впечатлением от «Ленина», актер, сыгравший в фильме, Борис Каморзин, написал стихотворение посвященное ледоколу:

Атомный ледокол Ленин

Город Мурманск совсем не подарок,
Неказист и не слишком весёл,
Простодушен, суров и не ярок,
Но зато там стоит ЛЕДОКОЛ.

Словно сфинкс, созерцающий вечность,
Погружённый в себя мавзолей
Он весёлую нашу беспечность
Отрицает всей сутью своей.

Покоряя замёрзшие дали
Оставался он вещью в себе
И полярные бесы играли
На его грандиозной трубе.

Он скорбит об ушедшей Отчизне,
Видит в снах своих СССР.
Он прекрасен в своём аутизме,
Он несломленной воли пример.

Проявляя великую твёрдость,
Он томится на сломе эпох,
Он и память, и символ, и гордость,
Он Советский низверженный Бог.

05.05. 2015

Что я хочу отметить в завершении этой части, так это то, что США сегодня кусают локти, что свернули свою программу атомоходов, о которой речь пойдет далее. Как утверждают сами американцы, а именно начальник береговой охраны США Пол Цукунфт: «Мы даже не играем с Россией в одной весовой категории. Мы вообще не участвуем в игре».

На сегодняшний день США обладают лишь двумя крупными дизельными ледоколами. Но лишь один из них в рабочем состоянии, а второй уже несколько лет находится на ремонте, конца и края которому не видно. Как говорил Михаил Жванецкий: «Ремонт - это не действие. Это состояние. Вы вошли в ремонт, это не значит, что кто-то что-то начал. Вы вышли из ремонта, это не значит, что кто-то что-то сделал. Ремонт вообще невозможно закончить, его можно только прекратить».

Ну и совсем уже в завершении этой части моего рассказа, хочу сказать, что совсем недавно Россия подарила миру еще одного первенца. Был построен и введен в эксплуатацию первый в мире плавучий атомный энергоблок «Академик Менделеев», а на стапеле судостроительного завода «Звезда», заложен самый мощный и технологичный на сегодня, первенец проекта «Лидер». Ему будут подвластны льды толщиной до 7 метров. Это даже трудно себе представить. Но это дело самого ближайшего будущего!

Антон Лунев

Продолжение следует...




Комментарии к статье:
2020-08-10 15:24:24, Валерий Нарежный
Прекрасная статья! Похоже, это задел под выставочную коллекцию :)
2020-08-13 13:22:44, Максим Грошев
Отличная статья. Написана очень компетентно, со знанием дела. Представлены хорошие материалы. Разве что, не в упрек сказано, немного стоит поработать со знаками препинания. С нетерпением жду вторую часть.
2020-08-14 00:23:44, Валерий
Спасибо, Антон, узнал много интересного. Понравились стихи

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество