К написанию своих статей, коллекционер Антон Лунев, всегда подходит основательно, отвественно и творчески. Материал, который мы сегодня представим на ваш суд, он готовил очень долго. Еще в начале июля филателист рассказал нам, что пишет фундаментальную работу про российский атомный флот. И вот сегодня он сообщил, что статья по атомной тематике в филателии готова. Речь в ней пойдет о первых гражданских атомных кораблях мира.
- Самое трудное - это собрать филателистический материал, - рассказал Антон, - почта идет долго. Я из Китая марку ждал два с половиной месяца. А для статьи заказал конверт из Германии, так он шел полтора месяца. И конверт из Нидерландов больше месяца пришлось ждать.
Уверены, что вы по достоинству оцените труды Антона Лунева.
Введение
В данной статье я умышленно опускаю все сравнения, схемы и технические параметры Ядерных Энергетических Установок (ЯЭУ) всех кораблей, о которых пойдет речь в статье. Так же, хочу отметить, что разговор о военных разработках атомных подводных лодок не идет. Здесь первенство принадлежит американцам. Атомная субмарина с жюльверновским именем «Наутилус» была первой, среди военных подводных кораблей. Ну а теперь обратимся к нашей заявленной теме.
В первый момент после того, как США создали, испытали и даже дважды применили в Хиросиме и Нагасаки атомную бомбу, всем могло показаться, что всем остальным миром атомная гонка проиграна. Однако, благодаря усиленной работе советских ученых-атомщиков, четкой и хорошо продуманной работе советской разведки (о чем я писал ранее), Советскому Союзу удалось достаточно быстро компенсировать отставание в атомном проекте. Советская атомная бомба была создана и испытана. Паритет в наличии атомного оружия был восстановлен.
Однако работа советских ученых по атомному проекту шла одновременно в нескольких направлениях. Благодаря этому именно СССР подарила человечеству «мирный атом». Я рассказывал вам, как в городе Обнинске была построена и пущена в эксплуатацию первая в мире Атомная Электростанция. В год ее пуска, США только приступили к строительству своей первой АЭС Шиппингпорт.
А Советский Союз продолжил укреплять свое лидирующее положение в атомной области и создал первый в мире корабль с атомной энергетической установкой, атомный ледокол «Ленин».
Затем последовали корабли с атомными реакторными установками. В США круизное судно «Саванна», в Германии рудовоз «Отто Ган», в Японии научное судно «Муцу».
Все эти суда были первыми представителями гражданского атомного флота различного назначения. Именно о них я вам сегодня и расскажу.
Атомный ледокол «Ленин»
Первый в мире атомный ледокол был задуман советскими учеными и конструкторами еще в период строительства первой в мире АЭС. Проектирование началось 1953 году, о чем 20 ноября 1953 года, заслушав ученых атомщиков и инженеров, принял постановление за номером 2840-1203 Совет министров СССР. Работы велись по трем основным направлениям: корпус и прочностные характеристики, энергетическая установка и безопасность, мощность.
По задумке авторов проекта, ледокол должен был стать не только первым атомным гражданским кораблем, но и быть самым безопасным и, в тоже время, самым мощным, что позволило бы решать проблемы освоения и использования Арктики. Общее научное руководство проектированием и разработкой осуществлял академик Александр Петрович Александров:
Академик А. П. Александров. Россия. 2003 год
А строила первый атомный ледокол вся страна. И это не просто красивое слово. Более 500 предприятий - от Харькова до Владивостока, от Ленинграда до Ташкента, разрабатывали, изготовляли и испытывали огромное количество деталей и целых узлов. Особое внимание уделялось следующим узлам и агрегатам. Реакторная установка водо-водяного типа была разработана, рассчитана и сконструирована в ОКБ-15 под руководством Игоря Ивановича Африкантова:
И.И. Африкантов. Частный выпуск. Россия. Нижний Новгород. 2016 год
Помощь в расчетах оказал институт «Атомной энергии имени Курчатова»:
Курчатовский институт. Россия. 2018 год
Главные турбогенераторы были изготовлены на Харьковском электромеханическом заводе:
Харьковский электромеханический завод. Конверт. СССР. 1986 год
Судовые турбины были разработаны и изготовлены на Кировском (бывшем Путиловском) заводе города Ленинграда:
Кировский (Путиловский) завод. Конверт. Россия. 2001 год
Гребные электродвигатели было поручено изготовить ленинградскому заводу «Электросила»:
Завод «Электросила». Конверт. СССР. 1973 год
Сталь для корпуса ледокола была разработана в специализированном институте «Прометей». Постройку судна осуществило «Ленинградское адмиралтейское объединение», нынешние «Адмиралтейские верфи», основанные еще по указу Петра I и при полном его благоволении 5 ноября 1704 года:
Адмиралтейские верфи. Конверт и блок. Россия. 2004 год
Итак, 25 августа 1956 года состоялась закладка будущего первенца атомного флота Советского Союза. В тот момент ни единого сообщения в прессу не просочилось. Работа с новыми материалами создавала дополнительные сложности. Все секции сначала макетировались, при этом некоторые, особо сложные, собирались в масштабе 1:1.
Фотография со строительства атомного ледокола «Ленин»
Однако при всем этом спуск на воду судна состоялся, как и было запланировано изначально, через полтора года, 5 декабря 1957 года. Начался монтаж ядерной энергетической установки (проще говоря, реакторов) и работы по внутренней отделке. Спуску на воду атомохода был посвящен выпуск нескольких значков. Вот один из них:
Значок, посвященный спуску на воду атомного ледокола «Ленин». СССР. 1957 год
Пока шел монтаж и отделочные работы, в советской прессе начинают появляться первые, совсем небольшие заметки о первом атомоходе. Впервые ледокол «Ленин», как уже готовое изделие, было представлено на почтовой марке 1958 года. Марка входила в серию, посвященную Всесоюзной Промышленной Выставке:
Всесоюзная промышленная выставка. СССР. 1958 год
Физический пуск реактора состоялся к 250-летию Адмиралтейских Верфей, 6 августа 1959 года, всего через 3 года с момента закладки судна. А уже 12 сентября того же года, атомоход отправился на свои первые ходовые испытания. С этого момента почта СССР выпускает маркированный конверт, посвященный первому в мире гражданскому атомоходу:
Атомный ледокол «Ленин». Конверт. СССР. 1959 год
Появляются еще значки, и даже первая спичечная этикетка от пензенской спичечной фабрики, отражающая приход атомного ледокола «Ленин» дизельному ледоколу «Ермак», построенному еще в 1899 году:
Спичечная этикетка. СССР. 1959 год
И что особенно интересно, в этом же, 1959 году, выходит первая новогодняя открытка с изображением атомохода:
С Новым годом. Открытка. СССР. 1959 год
И, конечно же, в прессе прошло множество статей посвященных первому советскому ледоколу. Каждая газета Советского Союза считала своим долгом разместить на своих страницах фотографию ледокола «Ленин» и хотя бы небольшую заметку о нем и его команде. Такой рассказ вышел и в октябрьском номере журнале «Огонек»:
Журнал «Огонек». Обложка номера
Статья в журнале «Огонек», посвященная первому в мире атомному ледоколу «Ленин».
К слову, о команде ледокола. Командование кораблем принял на себя Павел Акимович Пономарев:
Два капитана ледокола «Ленин». Россия. Частный выпуск. Мурманск. 2004 год
Если быть до конца точным, то командование ледоколом «Ленин» Пономарев принял еще 1 марта 1957 года, и входил в состав комиссии наблюдавшей и контролировавшей ход строительных работ по созданию первого советского атомохода.
Первая команда для ледокола готовилась согласно приказу Министра морского флота от 1 июля 1957 года на базе высшего инженерного морского училища имени Маркова, в городе Ленинграде. По окончании первого этапа обучения, в декабре того же 1957 года, 15 лучших студентов были направлены на первую в мире АЭС, в город Обнинск, где для них было организовано изучение основ ядерной энергетики, управления ядерным реактором и основ радиационной безопасности. После прохождения курса все сдали экзамен по программе «Оператор АЭС», после чего отбыли к месту дальнейшего прохождения службы, на атомный ледокол «Ленин». Здесь команда приступила к ознакомлению с планировкой и техническими особенностями корабля.
Однако, ту часть команды, которой предстояло работать с реакторной установкой, для продолжения обучения в 1958 году вновь отправили в город Обнинск, но уже не на первую АЭС, а в учебный центр ВМФ, где проходили в это время подготовку экипажи первых строившихся отечественных атомных подводных лодок. Центр этот работает в Обнинске и по сей день:
Учебный Центр ВМФ России. Фото
Однако, вернемся к экипажу. Первый экипаж состоял из 236 моряков, техников, научных специалистов и обслуживающего персонала.
Одна из первых официальных фотографий первого экипажа ледокола «Ленин»
Позже, спустя 3 года, экипаж был сокращен практически наполовину. Фактически это был естественный процесс. Научные сотрудники, изучавшие, как поведет себя реактор и прочая аппаратура при ее регулярной эксплуатации в рабочем режиме, выполнив свою задачу, отбыли к месту постоянной работы с ворохом цифр, заметок и отчетов команды ледокола.
4 ноября 1961 года капитаном первого в мире атомного ледокола становится Борис Макарович Соколов. И ледокол, уже сменивший порт приписки на Мурманск, продолжил свою нелегкую работу. Основной задачей было определено налаживание навигации по Северному морскому пути с продлением ее на зимний период. В рамках этого проекта ледокол осуществил сверхраннюю проводку, чем сократил срок бездействия Северного Морского Пути(СМП) до минимума, и создал предпосылки для начала круглогодичной навигации по СМП.
Был установлен рекорд автономности плавания. Самый длинный рейс ледокола «Ленин» продлился больше года - 390 суток.
Кроме этого атомный ледокол Ленин осуществил уникальную по тем временам операцию, высадив на дрейфующую льдину арктическую экспедицию вместе со всем оборудованием и техникой.
30 лет атомному ледоколу «Ленин». Румыния
И вот мы поговорили о разработке, создании и работе первого в мире атомного ледокола (да вообще первого в мире атомного надводного корабля). Пришло время переходить к самой серьезной, но, пожалуй, самой для нас сейчас важной теме. Быть первым это не только почетно, но и очень трудно. Именно на самых первых образцах отрабатывают новые технологии, новые узлы и механизмы. Так было и с первым атомоходом. В процессе эксплуатации были выявлены серьезные конструкционные недостатки ядерной установки, а так же проблемы с компоновкой и качеством оборудования.
Все это привело к тому, что первую (экспериментальную) ядерную установку ледокола «Ленин» было решено заменить новой, созданной с учетом выявленных ошибок и недоработок. Работы по замене установки были проведены на заводе в городе Северодвинске, и продлились с 1967 по 1970 годы.
Выгрузка реакторной установки представляла собой целую спецоперацию. Удаляли ее целым отсеком, отрезав часть днища ледокола. Выгрузку произвели менее чем за 2 недели. С 8 по 18 сентября 1967 года водолазы подводными резаками выполнили разрезы на днище ледокола, а 19 сентября 1967 года отсек был выгружен путем его затопления в месте хранения. Для своего времени это была уникальная операция, на которую ее разработчиками был получен патент.
Далее ледокол, без части днища, был отбуксирован в Мурманск, где в сухом доке, менее чем за 2 месяца, было восстановлено днище и все внутренние конструкции (переборки). Все дальнейшее время занял монтаж и пуско-наладочные работы по установке новой Ядерной Энергетической Установки.
Кроме того, на Ядерной энергетической установке был зарегистрирован ряд инцидентов, с которыми обслуживающий персонал с честью справился. Принято выделять 4 основных происшествия:
- В феврале 1965 года произошла авария при перезагрузке топлива в реакторе. Это привело к тому, что часть тепловыделяющих элементов пришлось загрузить в отдельный контейнер и впоследствии затопить в Карском море;
- В сентябре 1965 года была обнаружена течь в одной из паротурбинных установок, которая должна была быть защищена от коррозии нержавеющим вкладышем;
- В начале 1966 года при сварочных работах возник пожар в кабельных каналах. Его причиной стало нарушение правил техники безопасности при проведении сварочных работ;
- В начале 1966 года в корпусе реактора была обнаружена течь. Устранить эту проблему без замены самого реактора не представлялось возможным. Именно это и стало непосредственным толчком к замене ЯЭУ на ледоколе «Ленин».
Были еще краткосрочные отключения насосов контуров охлаждения реактора. Но, поскольку это не привело к серьезным проблемам, такие события рассматриваются как технические неполадки.
Подводя итог, необходимо сказать, что разработчики, обслуживающий персонал и ученые, самым тщательнейшим образом выявили причины, приведшие к каждому из инцидентов, изучили последствия, и, главное, смоделировали различные варианты возможного развития той или иной ситуации. Это позволило повысить надежность и безопасность ЯЭУ, разрабатываемых для будущих проектов, а так же для военных нужд.
50 лет атомному ледокольному флоту России. Ледокол «Ленин». Фрагмент листа. Россия. 2009 год
Атомный ледокол «Ленин» в течение 16 лет оставался единственным атомным ледоколом в СССР. Правда следует отметить, что другие страны так и не построили ни одного атомного ледокола. Спустя 16 лет на помощь «трудяге» «Ленину» пришли и другие, еще более крупные и более мощные, атомные ледоколы. Но о них я расскажу вам в других статьях.
Сегодня ледокол «Ленин» стоит на вечном приколе в порту города Мурманска. На его борту расположен музей ледокола и покорения Арктики. Кроме того, именно на «Ленине» снимали наш российский фильм «Ледокол». Под впечатлением от «Ленина», актер, сыгравший в фильме, Борис Каморзин, написал стихотворение посвященное ледоколу:
Атомный ледокол Ленин
Город Мурманск совсем не подарок,
Неказист и не слишком весёл,
Простодушен, суров и не ярок,
Но зато там стоит ЛЕДОКОЛ.
Словно сфинкс, созерцающий вечность,
Погружённый в себя мавзолей
Он весёлую нашу беспечность
Отрицает всей сутью своей.
Покоряя замёрзшие дали
Оставался он вещью в себе
И полярные бесы играли
На его грандиозной трубе.
Он скорбит об ушедшей Отчизне,
Видит в снах своих СССР.
Он прекрасен в своём аутизме,
Он несломленной воли пример.
Проявляя великую твёрдость,
Он томится на сломе эпох,
Он и память, и символ, и гордость,
Он Советский низверженный Бог.
05.05. 2015
Что я хочу отметить в завершении этой части, так это то, что США сегодня кусают локти, что свернули свою программу атомоходов, о которой речь пойдет далее. Как утверждают сами американцы, а именно начальник береговой охраны США Пол Цукунфт: «Мы даже не играем с Россией в одной весовой категории. Мы вообще не участвуем в игре».
На сегодняшний день США обладают лишь двумя крупными дизельными ледоколами. Но лишь один из них в рабочем состоянии, а второй уже несколько лет находится на ремонте, конца и края которому не видно. Как говорил Михаил Жванецкий: «Ремонт - это не действие. Это состояние. Вы вошли в ремонт, это не значит, что кто-то что-то начал. Вы вышли из ремонта, это не значит, что кто-то что-то сделал. Ремонт вообще невозможно закончить, его можно только прекратить».
Ну и совсем уже в завершении этой части моего рассказа, хочу сказать, что совсем недавно Россия подарила миру еще одного первенца. Был построен и введен в эксплуатацию первый в мире плавучий атомный энергоблок «Академик Менделеев», а на стапеле судостроительного завода «Звезда», заложен самый мощный и технологичный на сегодня, первенец проекта «Лидер». Ему будут подвластны льды толщиной до 7 метров. Это даже трудно себе представить. Но это дело самого ближайшего будущего!
Антон Лунев
Продолжение следует...