Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Атомный флот. Они были первыми. Часть II

2020-08-13 12:59:17, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Антон Лунев продолжает рассказ про атомный флот. Сегодня речь пойдет об американском атомоходе «Саванна» (Savannah).  

*  *  *

Хочу заметить, что конец 50-ых и начало 60-ых годов прошлого столетия, было отмечено соревнованием двух стран, СССР и США. И не просто стран, а целых систем. Соревнование это шло во всех возможных направлениях, в частности космической программы и атомного флота. И если брать в расчет гражданские атомные проекты («Атом служит миру»), то обе эти гонки американцы проиграли Стране Советов.

В то время, когда советский атомоход уже был спущен на воду и полным ходом шла подготовка к запуску его «сердца» и ходовым испытаниям, в США только-только закладывали первый гражданский атомный корабль. Его закладка состоялась 22 мая 1958 года, на верфях в Нью-Йорке.

Название свое будущий атомоход получил по имени американского парусника, на котором была впервые установлена паровая машина Уатта. Кстати, будучи уже пароходом, предшественник нашей «Саванны» совершил трансатлантический переход из США в Великобританию. Поэтому такой же вояж был запланирован и для американского атомохода, с той лишь разницей, что во время круиза новая «Саванна» должна была побывать в нескольких европейских портах. Очень уж любят американцы подобные эффектные выходы.

Атомоход «Саванна». Открытка. США

Но давайте обо всем по порядку. О желании США построить судно с ЯЭУ, впервые объявил бывший в то время президентом страны, Дуайт Эйзенхауэр. Закладка прошла, как я уже говорил, 22 мая 1958 года. А спуск на воду - 21 июля 1959 года. Полностью готова к ходовым испытаниям «Саванна» была 21 декабря 1961 года.

К этому моменту США уже проиграли Советскому Союзу космическую гонку, и, как стало понятно, соревнование атомных надводных кораблей тоже. Однако отыграться американцы решили на имиджевой составляющей проекта. Поскольку о ледоколе «Ленин» и его работе мир знал в основном по новостям и фотографиям в газетах, было решено сделать «Саванну» круизным кораблем, способным зайти в любой порт мира. Прикинув стоимость содержания такого корабля и стоимость билетов на его борт, было решено сделать корабль грузопассажирским. Как во время круиза предполагалось загружать и разгружать судно с людьми на борту, сейчас можно представить себе слабо, но идея такая родилась в американских головах, и более того, была осуществлена.

Проплавав почти два года (1962-1964 годы) в прибрежных американских водах, атомоход отправился в свой первый трансатлантический заплыв. Как я уже говорил, обставлено все было очень торжественно. В каждом порту судно встречали «с музыкой», а пассажиры и команда, из каждого посещенного порта, отправляли своим домашним почтовые карточки и письма.

Атомоход «Саванна». Почтовая карточка. Отправление с борта судна. США. Нью-Йорк. 1964 год

Конверт, отправленный во время пребывания в порту атомохода «Саванна». Нью-Йорк. 1964 год 

Такая же ситуация повторилась и в европейских портах. Первой на пути «Саванны» была Испания. Затем корабль отправился вдоль побережья, посещая все страны, попадающиеся на своем пути. В моей коллекции есть почтовые отправления только из двух портов - Роттердама и, конечного пункта круиза, Гамбурга:

Конверт, отправленный из Роттердама во время пребывания в порту города. Атомоход «Саванна». 1964 год

Почтовая карточка, отправленная из Гамбурга во время пребывания в порту города. Атомоход «Саванна». 1964 год

При желании, каждый может на аукционах найти множество почтовых отправлений из этого круиза и отследить абсолютно весь маршрут.

Затем «Саванна», по сокращенному маршруту, вернулась обратно в США. Таким образом, до 1971 года, судно ходило вдоль побережья и совершало трансатлантические переходы. Единственный перерыв был сделан в 1968 году на перезагрузку топлива в реакторе.

А теперь еще раз о целях проекта. Проиграв Советскому Союзу гонку атомных кораблей, США объявили атомоход «Саванна» имиджевым проектом, однако капиталистическая система подобные проекты долгое время не принимала. Очень скоро встал вопрос об извлечении прибыли, а заложенная изначально конструктивная ошибка (напомню, корабль был грузопассажирским) не позволила требуемую прибыль извлекать. В результате, в 1971 году, корабль был пришвартован в доках, из реактора было выгружено все топливо, а после нового, 1972 года, «Саванна» была окончательно выведена из эксплуатации и снята с регистрации.

Так завершился американский проект атомных кораблей, благодаря чему сегодня американцы кусают локти, но времени уже не вернешь. Гонку атомоходов (ледоколов) США проиграли окончательно и бесповоротно.

В качестве напоминания о существовании этого проекта, кроме многочисленных частных конвертов, нам остались официальные выпуски почтовых марок Панамы, Того, Центральной Африканской Республики и эмирата Шарджа.

Атомоход «Саванна». Почтовая марка. Панама

Панама. Конверт Того. 1968 год

Почтовый блок. Того. 1968 год

Атомоход «Саванна». Почтовая марка из серии. Того. 1968 год

Атомоход «Саванна». Центральная Африканская Республика

Атомоход «Саванна». Эмират Шарджа. Зубцовый и без зубцовый варианты марки

Продолжение следует...

Антон Лунев

Атомный флот. Они были первыми



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания