Антон Лунев завершает рассказ про атомный флот. Сегодня речь пойдет о немецком (ФРГ) рудовозе «ОТТО ГАН» (OTTO HAHN) и японском исследовательском судне «Муцу» (Mutsu).
* * *
Когда в 1955 году с Западной Германии был снят послевоенный запрет на мирные ядерные разработки, в стране стала развиваться прикладная ядерная физика. Результатом чего стал объявленный правительством в 1960 году проект атомохода-рудовоза. Заложен немецкий атомоход был на верфях города Киль в 1963 году. Спуск корабля на воду произошел 14 июня 1964 года, о чем филателистам на память остался конверт и специальное гашение:
Рудовоз «Отто Ган». Конверт. ФРГ. Город Киль. 1964 год
Ввод в эксплуатацию рудовоза «Отто Ган» состоялся в октябре 1968 года. Этому событию так же был посвящен специальный конверт:
Рудовоз «Отто Ган». Ввод в эксплуатацию. ФРГ. 1968 год
Портом приписки атомохода стал Гамбург. Именно отсюда и увозил груз угля немецкий атомный корабль.
Следует отметить, что информации, о каких-либо серьезных инцидентах на борту рудовоза нет. До 1979 года, пока рудовоз был атомоходом, корабль, выполняя коммерческие рейсы, преодолел более 650 тысяч морских миль.
Однако в 1979 году владельцы судна неожиданно принимают очень странное решение о демонтаже ядерной энергетической установки и переводе рудовоза на обычный дизельный двигатель.
Так ФРГ лишилась своего атомохода, коммерчески выгодного и, зарекомендовавшего себя безопасным, проекта. А в новом качестве (дизельного корабля) «Отто Ган» проплавал еще 30 лет. В 2009 году был продан за копейки на металлолом.
В завершении рассказа о немецком атомоходе, я подчеркну, что рудовоз изначально был коммерческим проектом, и не склонные к проявлении эмоций немцы, не особо заботились о имиджевой стороне проекта. А это значит, что кроме представленных конвертов, других филателистических материалов, посвященных кораблю, просто не существует. Однако остался достаточно большой архив фотографий рудовоза «Отто Ган»:
Рудовоз «Отто Ган». Фото
Исследовательское судно «Муцу» (Mutsu). Япония
Примерно в это же время работы по созданию своего атомохода вела Япония. Решение о начале работ и утверждение плана состоялось во второй половине 1963 года. Однако с самого начала с этим атомоходом пошло все не так. Я осмелюсь сказать, что из всех мировых атомных проектов, строительство «Муцу» было самым неудачным.
Заложено судно было в 1968 году. По проекту оно должно было стать океанографическим научным кораблем. В 1969 году состоялся его спуск на воду и начался монтаж ядерной энергетической установки, которую разрабатывали еще с 1964 года отдельно от корабля.
Ввод атомохода в эксплуатацию, был запланирован на 1972 год. Но первые ходовые испытания начались с опозданием на 2 года, в 1974 году, и едва начались эти испытания, судно было вынуждено отправиться на свой первый ремонт. Были выявлены серьезные проблемы с защитой реактора.
Но не тут то было! СМИ раздули проблемы на корабле до огромных размеров, из-за чего судну долго не разрешали подойти к берегу и пришвартоваться в порту. Государство создало комиссию для расследования инцидента, которая выяснила, что причиной данной проблемы стали конструктивные ошибки, допущенные еще на стадии проектирования. Самым простым и дешевым вариантом виделся ремонт и установка дополнительной защиты реактора. Но оказалось, что исправление одних ошибок выявляло все новые и новые. Их решение затянулось до 1990 года.
Пока шло осуществление проекта, в Японии была выпущена марка и конверт, посвященные атомоходу «Муцу»:
Атомоход «Муцу». Япония
А, кроме того, вышел конверт, объясняющий жителям Японии, как устроен тот самый реактор атомохода «Муцу» и его защита.
Реактор атомохода «Муцу». Конверт. Япония.1978 год
Что же касается самого корабля, то с 1990 по 1992 годы атомоход совершил несколько недолгих плаваний вблизи японских островов.
Вроде бы проблемы были устранены, но полной гарантии на безопасность дать было невозможно. До 1995 года кораблестроители еще несколько раз пытались получить сертификат эксплуатации судна, но бросили тщетные попытки.
В 1995 году было принято решение об удалении с корабля ЯЭУ, что и было сделано. Судно пошло на дезактивацию и было списано, так ни разу и не выполнив своей исследовательской океанографической функции.
В «память» об атомоходе «Мутцу» Республикой Бенин была выпущена почтовая марка: Атомоход «Муцу».
Почтовая марка. Бенин. 1995 год. Атомоход «Муцу»
В 1996 году, вместе с закрытием программы атомохода «Муцу», все дальнейшие работы по разработке атомоходов в Японии были прекращены.
ВЫВОДЫ
Таким образом, ни одна страна в мире, кроме России (правопреемница СССР), не имеет на сегодняшний день гражданского атомного флота, и не ведет подобных разработок. Единственно возможно начало таких работ в США, но вызвано это скорее не действительной необходимостью, а исключительно желанием догнать Россию технологически.
Однако, как мы с вами помним из рассказа о разработке и строительства ледокола «Ленин», такие разработки влекут за собой большое количество сопутствующих исследований и создание новых технологий и материалов. И это определяет главный вопрос: «А готовы ли к этому США сегодня?».
Упущенные США в прежние времена возможности, создали большой запас прочности для России и обеспечили ей дополнительные конкурентные преимущества при освоении Арктики и Антарктики, а так же для использования Арктики в коммерческих целях.
Антон Лунев