Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Атомный флот. Они были первыми. Окончание

2020-08-17 14:26:00, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Антон Лунев завершает рассказ про атомный флот. Сегодня речь пойдет о немецком (ФРГ) рудовозе «ОТТО ГАН» (OTTO HAHN) и японском исследовательском судне «Муцу» (Mutsu). 

*  *  *

Когда в 1955 году с Западной Германии был снят послевоенный запрет на мирные ядерные разработки, в стране стала развиваться прикладная ядерная физика. Результатом чего стал объявленный правительством в 1960 году проект атомохода-рудовоза. Заложен немецкий атомоход был на верфях города Киль в 1963 году. Спуск корабля на воду произошел 14 июня 1964 года, о чем филателистам на память остался конверт и специальное гашение:

Рудовоз «Отто Ган». Конверт. ФРГ. Город Киль. 1964 год 

Ввод в эксплуатацию рудовоза «Отто Ган» состоялся в октябре 1968 года. Этому событию так же был посвящен специальный конверт:

Рудовоз «Отто Ган». Ввод в эксплуатацию. ФРГ. 1968 год

Портом приписки атомохода стал Гамбург. Именно отсюда и увозил груз угля немецкий атомный корабль.

Следует отметить, что информации, о каких-либо серьезных инцидентах на борту рудовоза нет. До 1979 года, пока рудовоз был атомоходом, корабль, выполняя коммерческие рейсы, преодолел более 650 тысяч морских миль.

Однако в 1979 году владельцы судна неожиданно принимают очень странное решение о демонтаже ядерной энергетической установки и переводе рудовоза на обычный дизельный двигатель.

Так ФРГ лишилась своего атомохода, коммерчески выгодного и, зарекомендовавшего себя безопасным, проекта. А в новом качестве (дизельного корабля) «Отто Ган» проплавал еще 30 лет. В 2009 году был продан за копейки на металлолом.

В завершении рассказа о немецком атомоходе, я подчеркну, что рудовоз изначально был коммерческим проектом, и не склонные к проявлении эмоций немцы, не особо заботились о имиджевой стороне проекта. А это значит, что кроме представленных конвертов, других филателистических материалов, посвященных кораблю, просто не существует. Однако остался достаточно большой архив фотографий рудовоза «Отто Ган»:

Рудовоз «Отто Ган». Фото

Исследовательское судно «Муцу» (Mutsu). Япония

Примерно в это же время работы по созданию своего атомохода вела Япония. Решение о начале работ и утверждение плана состоялось во второй половине 1963 года. Однако с самого начала с этим атомоходом пошло все не так. Я осмелюсь сказать, что из всех мировых атомных проектов, строительство «Муцу» было самым неудачным.

Заложено судно было в 1968 году. По проекту оно должно было стать океанографическим научным кораблем. В 1969 году состоялся его спуск на воду и начался монтаж ядерной энергетической установки, которую разрабатывали еще с 1964 года отдельно от корабля.

Ввод атомохода в эксплуатацию, был запланирован на 1972 год. Но первые ходовые испытания начались с опозданием на 2 года, в 1974 году, и едва начались эти испытания, судно было вынуждено отправиться на свой первый ремонт. Были выявлены серьезные проблемы с защитой реактора.

Но не тут то было! СМИ раздули проблемы на корабле до огромных размеров, из-за чего судну долго не разрешали подойти к берегу и пришвартоваться в порту. Государство создало комиссию для расследования инцидента, которая выяснила, что причиной данной проблемы стали конструктивные ошибки, допущенные еще на стадии проектирования. Самым простым и дешевым вариантом виделся ремонт и установка дополнительной защиты реактора. Но оказалось, что исправление одних ошибок выявляло все новые и новые. Их решение затянулось до 1990 года.

Пока шло осуществление проекта, в Японии была выпущена марка и конверт, посвященные атомоходу «Муцу»:

Атомоход «Муцу». Япония

А, кроме того, вышел конверт, объясняющий жителям Японии, как устроен тот самый реактор атомохода «Муцу» и его защита.

Реактор атомохода «Муцу». Конверт. Япония.1978 год

Что же касается самого корабля, то с 1990 по 1992 годы атомоход совершил несколько недолгих плаваний вблизи японских островов.

Вроде бы проблемы были устранены, но полной гарантии на безопасность дать было невозможно. До 1995 года кораблестроители еще несколько раз пытались получить сертификат эксплуатации судна, но бросили тщетные попытки.

В 1995 году было принято решение об удалении с корабля ЯЭУ, что и было сделано. Судно пошло на дезактивацию и было списано, так ни разу и не выполнив своей исследовательской океанографической функции.

В «память» об атомоходе «Мутцу» Республикой Бенин была выпущена почтовая марка: Атомоход «Муцу».

Почтовая марка. Бенин. 1995 год. Атомоход «Муцу»

В 1996 году, вместе с закрытием программы атомохода «Муцу», все дальнейшие работы по разработке атомоходов в Японии были прекращены.

ВЫВОДЫ

Таким образом, ни одна страна в мире, кроме России (правопреемница СССР), не имеет на сегодняшний день гражданского атомного флота, и не ведет подобных разработок. Единственно возможно начало таких работ в США, но вызвано это скорее не действительной необходимостью, а исключительно желанием догнать Россию технологически.

Однако, как мы с вами помним из рассказа о разработке и строительства ледокола «Ленин», такие разработки влекут за собой большое количество сопутствующих исследований и создание новых технологий и материалов. И это определяет главный вопрос: «А готовы ли к этому США сегодня?».

Упущенные США в прежние времена возможности, создали большой запас прочности для России и обеспечили ей дополнительные конкурентные преимущества при освоении Арктики и Антарктики, а так же для использования Арктики в коммерческих целях.

Антон Лунев

Атомный флот. Они были первыми. Часть II

Атомный флот. Они были первыми



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой