Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Париж. Музей Родена

2020-09-17 13:37:03, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Родену очень понравился этот особняк в центре Парижа - большой, красивый, с огромным участком земли и множеством зеленых насаждений, которые создавали атмосферу спокойствия и благополучия. Желание владеть им было настолько сильным, что Роден сначала снял здесь несколько комнат, затем этаж, а через какое-то время занял полностью весь дом. 

*  *  *

Авраам Пейренк де Морас всю свою жизнь работал парикмахером. Хорошим или плохим - история умалчивает. Но вот авантюристом он был отменным. Наслушавшись от своих клиентов рассказов о «легких» деньгах, он купил ассигнации и выгодно их продал… Будучи по натуре человеком азартным, Морас преуспел в спекулятивных делах настолько, что смог разбогатеть и в 1731 году, наняв королевского архитектора Жана Обера, построил себе шикарный особняк в центре Парижа.

Богатые интерьеры, мебель, украшения, картины, вазы, посуда – здесь было роскошно буквально все. Морас не скупился и его жена со вкусом обставила все комнаты. После смерти мужа, растратив большую часть наследства и поняв, что не потянет содержание такого большого дома, она сдает его герцогине Мэн. А когда та умирает, вдова Мораса продает особняк маршалу Бирону, который с энтузиазмом начинает переделывать все под себя и превращает особняк в отель. Он расширяет сад, приказывает вырыть бассейн, сажает розы и свои любимые тюльпаны. 

После смерти Бирона особняк сменил несколько хозяев, каждый из которых вносил в интерьер и ландшафт свои, не всегда эстетические, изменения. Особо преуспели в этом монахини из Общества святого сердца Иисуса, которые купили особняк и устроили там школу-интернат для девочек, в саду разбили огород, а на газоны пустили пастись овец. Болеее того, они распродали почти все находившееся в доме имущество и на эти деньги построили в саду часовню. Стоило огромных усилий выселить их оттуда. В 1904 году наконец-то это удалось и особняк выставили на продажу. А пока покупатель не нашелся, комнаты сдали в аренду. 

В этот раз квартирантами стали сплошь люди приличные, культурные и творческие - Айседора Дункан, Жан Кокто, Анри Матисс, Райнер Мария Рильке (секретарь Родена) и его жена Клара Вестгофф. А в 1908 году снял здесь сначала четыре комнаты, а потом целый этаж, и Огюст Роден. 

Он устроил здесь небольшую студию и много работал. Через три года особняк выкупило правительство Франции,  и Роден предложил устроить в нем музей.

*  *  *

12 ноября 1840 года, в Париже, в семье Жана-Батиста Родена, родился сын. Первым ребенком была дочка Мари, поэтому мальчику все были рады. Особенно отец, который в своих мечтах уже видел Огюста на должности крупного чиновника.

Сын рос непоседой, не проявлял интереса к учебе, плохо читал, писал с ошибками и даже не освоил курс латыни. По словам учителей был бездарем, чем очень расстраивал родителя. Единственное, что его интересовало, так это уроки рисования. Что-что, а рисовать он любил и делал это очень хорошо. Родители устраивают его в Малую школу, где  готовили художников, декораторов, ювелиров. Учителем Родена был крупный художник и педагог Орас Лекок де Буабодран.

После окончания учебы Роден предпринял три неудачных попытки поступить в Школу изящных искусств, после которых решил учиться сам. Он ежедневно ходил в Лувр, смотрел на работы великих художников и скульпторов, а потом, дома, пытался повторить увиденное на бумаге.

С работой тоже не везло и Огюст долгое время перебивается с хлеба на воду, работая подмастерьем и скульптором на общественных работах. Этот период нищеты и невостребованности продлится почти 20 лет. Все это время Роден усердно учится - читает книги, ходит в музеи и рисует там чучела животных, реставрирует памятники, вырезает декорации и работает по 14 часов в сутки.

После смерти сестры, которую он очень любил, Огюст забрасывает скульптуру и вступает послушником в конгрегацию священника Пьера Эймара, который с трудом, но убеждает его вернуться к занятиям искусством. Роден соглашается, но какое-то время работает без энтузиазма. Он оформляет фойе театра Гаитэ и фасад театра Гоблен, но никак не помечает свои работы из-за чего сегодня их невозможно идентифицировать. 

В 1887 году Роден создает скульптуру «Бронзовый век» и представляет ее сначала в Брюсселе, потом в Париже. Но его обвинили в непрофессионализме, сказав, что это просто слепок из глины, хотя скульптура была сделана непосредственно с тела натурщика. Для Родена это стало оскорблением. Несомненно, натурщик был, но скульптура не была слепком. После того случая все свои последующие работы Роден делал значительно выше человеческого роста.

Еще одно раннее произведение Родена - бюст «Миньон». Это его натурщица Роза Бёре, с которой мастер познакомился в 1864 году. До конца своей жизни она была подругой и любовницей Родена, периодически позировала скульптору. А в 1866 году родила ему сына, дав ребенку свою фамилию.

Во время Франко-прусской войны Роден работал в Брюсселе, а Роза с ребенком оставались в Париже. Они часто голодали и чтобы совсем не умереть с голода она днем шила мундиры для солдат, а вечером накрывала мокрыми тряпками работы мужа, чтобы они не потрескались. Роден деньги присылал крайне редко, он сам жил впроголодь: «Вообрази себе, моя маленькая Роза, у меня были большие трудности. Около трех месяцев я вообще не работал», - писал он жене. Только спустя какое-то время финансовое положение стало стабильным и Роза переехала к небу в Брюссель. Поженились они спустя 40 лет, в начале 1917 года. Она умерла через несколько недель после свадьбы.

Первая мастерская Родена находилась на улице Лебрен, в старой конюшне. На натурщиков денег нет. Ему позирует Роза и местные бродяги.

После работы в Бельгии у Родена появляются деньги и он снимает помещение на улице Фурно, куда уже приходят оплачиваемые натурщики. 

Затем, на улице Университетской, рядом с Марсовым полем, Родену выделяют две комнаты. Там он начинает свою работу над грандиозным заказом -  «Врата ада», который будет не один год доделывать, переделывать и в итоге так и не закончит. А спустя 23 года вернет государству полученный аванс.

В этой мастерской родились скульптуры «Мыслитель», «Поцелуй» и «Три тени».

В это время Роден знакомится с Моне. Они устраивают общую выставку, затем вместе снимают мастерскую на Итальянском бульваре, оплачивают пополам работу натурщиков. Жизнь налаживается. Роден покупает дом, переезжает туда с Розой и сыном, и начинает преподавательскую деятельность. Среди его учеников - Камила Клодель, молодая и талантливая девушка, которая становится его музой, моделью, помощницей и любовницей. Роза знает об их отношениях, но делает вид, что ничего не происходит.

Став известным, Роден покупает Виллу де Бриланц. У него уже есть секретарь, государственные награды, всенародное признание и космические гонорары. Все это не приносит ему ни радости, ни удовлетворения.

В это самое время секретарь Родена Райнер Мария Рильке рассказывает скульптору об отеле Бирон, в красках расписывая его странную и весьма запутанную историю. Роден влюбился в особняк с первого взгляда, снял несколько комнат и начал перевозить туда свое имущество. Вообще, к старости, он стал делать много необдуманных поступков - приглашал к себе молодых особ, дарил им дорогие подарки, а иногда, в порыве страсти, писал на очередную пассию завещание. После смерти мастера, у него в столе было найдено десятка два таких документов.

Но вернемся в особняк Бирона, который, благодаря Родену, избежал сноса. Роден предлагает правительству Франции свою коллекцию скульптур и картин, взамен на создание музея в особняке. Получалось, что Роден создавал музей имени себя.

В 1916 году это решение было принято. Но музей открылся только в 1919 году, спустя два года после смерти Родена.

На сегодняшний день это один из самых посещаемых музеев мира, коллекция которого насчитывает 6 600 скульптур, 8000 рисунков, 8 000 старых фотографий и 7 000 предметов искусства, в том числе работы самого Родена и Камиллы Клоделя. Каждое лето здесь проходят выставки современного искусства.

Статьи по теме:

Лувр. Дворец в охотничьих угодьях

Я не коллекционер, я – собиратель!

Тайны «Третьяковки»

Художественное наследие Боголюбова



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы