Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Филателистический скандал космического масштаба

2020-09-30 22:59:57, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

- Ты в космос, что ли, собралась? – подруга озадаченно осматривала мой большой чемодан, в который я упаковывала вещи, предвкушая приближающийся отпуск.

- А разве космонавты берут с собой чемоданы?

- Конечно, - сказала она со знанием дела,- читала, что им можно взять с собой в космос личные вещи. Что туда они только не везут…

А вот интересно, что они туда везут...

*  *  *

Началось все с собаки Чернушки. Именно она, в марте 1961 года, впервые «пронесла» на борт запрещенный предмет. Авиационный медик Абрам Моисеевич Генин, после долгих споров с коллегами, решив проверить, будут ли работать его наручные часы в невесомости, тайно пришил их к попоне, которая была надета на собаку. Естественно, после этого «эксперимента», все его участники, кроме Чернушки, получили строгий выговор.

Американцы тоже не отставали. Астронавт Гас Гриссом, в качестве сувениров, взял собой на корабль десятицентовые монеты. Кстати, «десятицентовики Гриссома» можно встретить на известных торговых интернет-площадках. Но за их подлинность никто не отвечает.

Вообще, по правилам, космонавтам разрешено пронести с собой на борт около 1.5 кг личных вещей. Это могут быть фотографии, игры, талисманы. Все предметы проходят строгий отбор и проверку, так как некоторые из них, безобидные на земле, в космосе могут нанести вред.

Нам удалось поговорить со специалистами на эту тему и вот что они рассказали: «У нас всегда существовал строгий отбор и проверка личного груза космонавта. Поэтому вероятность пронести что-то без проверки была нулевая. Хотя многие умудрялись это сделать. И иногда даже из-за этого возникали скандалы».

И что интересно, они были связаны с ... филателией.

В 1960 году, при подготовке полета по проекту «Меркурий», было решено отправить в космос первое письмо, но  астронавт Джон Глен, отказался его брать и даже написал на конверте: «Извините, почту не берем. Д.Глен».  

Советские космонавты были более дальновидными. В 1969 году, после стыковки космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5»,  началась история астрофилателии. Тогда Владимир Шаталов получил первую в мире космическую почту. Это было письмо, адресованное ему от генерала Николая Каманина. На конверте, в адресной строке, было написано:  «Космос. Командиру корабля «Союз-4» Шаталову В.А.».

Для этого был выпущен специальный художественный конверт, со стандартной маркой, на которой было написано «Космическая почта». Конверт был погашен штемпелем «Земля-Космос-Земля». Письмо, с пометками Шаталова, вернулось обратно на Землю.

С тех пор гашение конвертов на орбите стало обычным делом. А сувенирная почтовая продукция очень быстро раскупается филателистами.

Кстати, почтовая марка США 1990 года «Pluto: Not Yet Explored» была помещена на борт зонда «Новые горизонты», который в 2006 году вместе с ней покинул солнечную систему.

Первый сувенирный штемпель был доставлен на космическую станцию в январе 1978 года. А весной этого же года,  советско-чехословацкий экипаж привез на борт «Салюта-6» письмо от министра связи СССР Николая Талызина,  в котором говорилось: «Министерство связи СССР приняло Ваше предложение об открытии отделения связи «Салют-6» на орбитальной станции, для чего изготовлены штемпель спецгашения и десять заадресованных конвертов».

Но вернемся к скандалам...

Самым крупным и известным был скандал, связанный с экипажем «Аполлона-15», который пожизненно отсранили от полетов. Члены экипажа отлично справились с поставленной перед ними задачей, но решили еще и подзаработать, взяв на борт, без ведома НАСА, 400 подарочных конвертов, а после возвращения на землю, продать их.

Герман Зигер, бизнесмен из Германии, обещал заэто астронавтам хороший гонорар - 7 000 долларов каждому.  Главным условием сделки была договоренность, что он начнет торговлю после закрытия программы. Но договор был нарушен и разразился скандал, результат которого вы уже знаете.

Возникает резонный вопрос: Как они умудрились пронести конверты на борт? Давайте разберемся....

В этой «махинации века» принимали участие трое астронавтов - Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин, Альфред Уордин и их знакомый Хорст Эйерманн.

Скотт распорядился, чтобы конверты были отштампованы утром, 26 июля 1971 года, в день запуска «Аполлона-15». Они были упакованы и доставлены ему. Он принес их на борт в кармане своего космического костюма. Естественно, их не было в списке его личных вещей.

С 30 июля по 2 августа конверты провели на Луне. 7 августа, в день возвращения на землю, их снова проштамповали на спасательном авианосце USS Okinawa. 100 конвертов были отправлены Эйерманну, который передал их Зигеру, остальные конверты разделили между космонавтами.

Экипаж «Аполлона-15».

Слева направо: Дэвид Скотт, командир; Альфред Уорден, пилот командного модуля; Джеймс Ирвин, пилот лунного модуля.  

Кстати, Уорден официально пронес на борт 144 конверта, выполненых для Ф. Херрика Херрика. Всего на «Аполлоне-15» было 640 конвертов.

Конверт, созданный для Херрика

В конце 1971 года, когда НАСА узнало, что конверты Херрика продаются, руководитель астронавтов Дик Слейтон предупредил Уордена, чтобы он избегал дальнейшей коммерциализации того, что ему было разрешено брать с собой в космос.

После того, как Слейтон услышал о договоренности с Зигером, он удалил астронавтов из списка дублирующих членов экипажа «Аполлона 17», хотя к тому времени они вернули Зигеру все полученные от него деньги. 

В июне 1972 года газеты обнародовали Дело Зигера. Оно разделило общество пополам. Одни считали, что астронавтам нельзя позволять получать личную прибыль от миссий НАСА. Другие ничего плохого в этом не видели.

К 1977 году все трое бывших астронавтов покинули НАСА.

В 1983 году Уорден подал в суд, и вернул конверты, один из которых был продан в 2014 году за 50 тысяч долларов.

*  *  *

После начала космической эры началась эра астрофилателии (коллекционирование марок, связанных с космосом). Такие страны, как США и СССР, выпустили памятные почтовые марки с изображением космических кораблей и спутников.

Астрофилателия была наиболее популярна в годы высадки космонавтов на Луну. Коллекционеры искали филателистические сувениры, связанные с американской программой космических полетов. Часто в их создании принимали участие и астронавты. Им разрешали брать с собой в космос так называемые наборы персональных предпочтений. Эти небольшие сумки, содержимое которых ограничено по размеру и весу, содержали личные вещи, которые астронавты могли использовать потом в качестве сувениров.

Конверт, который побывал в 1982 году на станции «Салют-7», адресованный космонавту Попову. На конверте стоят автографы космонавтов Лебедева, Попова, Сереброва, Савицкой. 

Но вернемся к «Аполлону-15».

В 1969 году, Эйерманн познакомился с продавцом марок Германом Зигером. Эту судьбоносную встречу можно назвать случайной. Они встретились в автобусе, по дороге на полигон, чтобы наблюдать запуск «Аполлона-12». Разговорились и оказалось, что оба были родом из одной области Германии. Эйерманн пригласил земляка к себе домой. Так завязалось их знакомство.

Когда Зигер узнал, что астронавты «Аполлона-12» взяли с собой Библию, ему приша в голову идея с конвертами. А когда выяснилось, что его новый друг знает Дэвида Скотта, он предложил уговорить команду Аполлона взять на Луну конверты, сказав, что деньги от их продажи пойдут детям астронавтов.

Командир миссии Аполлона-15 Дэвид Скотт

В то время Эйерманн жил в Какао-Бич, штат Флорида, и был местным представителем Лос-Анджелесской корпорации Dyna-Therm, которая была подрядчиком НАСА.

Если верить опубликованной биографии Эйерманна, то за несколько месяцев до старта, его друг и директор по работе с экипажем Дик Слейтон, пригласил Скотта и других членов экипажа на обед в дом Эйерманна.

На обеде Эйерманн предложил астронавтам взять с собой в полет конверты. Уже потом, в разгар скандала, в ходе допросов, Уорден заявил, что он и Ирвин, которые ранее не отправлялись в космос, были уверены, что это обычная практика и ничего не заподозрили. 

Уорден еще поведал, что астронавтам сказали, что конверты не будут продаваться до тех пор, пока не закончится программа Аполлона. А потом они получат по 7000 долларов каждый. Еще, если верить словам Уордена, им сообщили, что другие экипажи «Аполлона» заключили аналогичные соглашения и извлекли из них прибыль.

Уорден писал, что исключительно для обеспечения семей, учитывая серьезные риски и опасности их профессии, астронавты согласились на сделку. В то время Скотт зарабатывал 2199 долларов в месяц (13000 долларов на 2020 год), Уорден - 1715 долларов, а Ирвин - 2235 долларов. 

По словам Скотта, астронавты также решили, что конверты станут хорошим подарком, и запросили дополнительно 100 экземпляров, что в общей сложности составило 400 штук.

Скотт указал в своих показаниях, что думал, что конверты будут «очень частным и некоммерческим предприятием». Он добавил: «Я признаю, что это неправильно. Сейчас я это очень четко понимаю. Но в то время по какой-то наивной и бездумной причине я не понимал значения этого».

Ирвин написал в своей автобиографии, что первая встреча с Эйерманном произошла в мае 1971 года, и что после этого астронавты встречались с ним дважды. Эйерманн передал инструкции Зигера о том, как подготовить конверты: они должны были быть дважды проштампованы на KSC в день запуска и на спасательном корабле в день приземления, а также иметь подписанное заявление космонавтов с сертификатом подлинности, заверенным нотариусом. Якобы сертификация сделает конверты более продаваемыми. 

По договоренности между Уорденом и Ф. Херриком Херриком из Майами, бывшим кинорежиссером и коллекционером марок, было оформлено еще 144 конверта, которые, по словам Херрика, будут разделены и отложены на несколько лет, а затем проданы.

В своих показаниях в 1972 году перед комитетом Сената Уорден описал Херрика как друга, с которым у него были прошлые дела, и с которым он обсуждал возможность создания памятных конвертов. Согласно отчету Министерства юстиции 1978 года, перед полетом Аполлона-15 Херрик сообщил Уордену, что полет на Луну будет разумным вложением средств, потому что он будет ценен для коллекционеров марок.

В дизайне конвертов был использован дизайн нашивки

Херрик воспользовался услугами коммерческого художника Вэнса Джонсона, с которым Уорден обсудил дизайн, в результате чего было создано 100 конвертов с изображением фаз Луны. Уорден перечислил их в своем персональном наборе как часть своих личных вещей.

Экипаж купил несколько сотен десятицентовых выпусков почтовых марок First Man on the Moon. Они были приклеены к конвертам секретарями из Управления астронавтов.

Почтовое отделение KSC открылось в 1:00 утра. После того, как конверты были пропущены через машину гашения, их отнесли в каюту астронавтов, где члены группы поддержки летного экипажа запечатали их в стекловолокно с тефлоновым покрытием, чтобы обеспечить им огнестойкость.

Обычно, если группа поддержки летного экипажа обнаруживала, что предмета нет в персональном списке личных вещей астронавта, они добавляли его и удостоверялись, что он был одобрен, но в этот раз руководитель группы заявил, что он перепутал эти 400 конвертов с конвертами Херрика, одобренными Слейтоном. 

Когда миссия была на пути к Луне, 400 конвертов были перемещены в посадочный модуль. Во время полета на конверты были поставлены автографы трех астронавтов. Конверты Херрика также были подписаны в пути. Ирвин вспоминал, что подписание заняло несколько часов. 

31 августа 1971 года нотариус в Хьюстоне, напечатала сертификаты, в которых говорилось, что подписание конвертов  действительно проходило на Луне. На конвертах уже было написано Скоттом и Ирвином, что они высадились на Луну 30 июля.  После нотариального заверения последнее из требований Зигера к конвертам было выполнено.

Зигер уведомил своих клиентов о доставленных конвертах, и начал продавать их по цене 4850 немецких марок (около 1500 долларов в то время) со скидкой для тех, кто купил больше одной. Он пронумеровал и подписал обратную сторону конвертов в левом нижнем углу в знак их подлинности. 

Один из конвертов, конфискованных НАСА в 1972 году

В конце октября 1971 года потенциальный покупатель одного из конвертов Херрика написал в НАСА, чтобы узнать о его подлинности. 5 ноября Слейтон ответил, что НАСА не может подтвердить его подлинность. Он предупредил Уордена о том, чтобы конверты больше не продавались. Уорден написал Херрику гневное письмо.

В ноябре 1971 года, астронавты Аполлона-15 получили и заполнили документы, необходимые для открытия счетов в одном из штутгартских банков для получения согласованных платежей в размере 7000 долларов. Согласно показаниям Скотта, когда они были в Европе, они слышали, что Зигер начал продавать конверты. Скотт позвонил Эйерманну, и тот пообещал разобраться.

Обсуждение конвертов в европейских филателистических изданиях насторожило коллекционеров в США. 11 марта 1972 года Лестер Виник, президент Исследовательской группы коллекционеров космических марок и конвертов, отправил письмо главному юрисконсульту НАСА, в котором задал ряд вопросов о конвертах Зигера.

Информация просочилась в СМИ и в середине июля об этом уже знали все.

Никто из экипажа Аполлона-15 больше не летал в космос. Им были вынесены выговоры, согласно которым они никогда не будут продвигаться по службе в ВВС. Но им были предложены другие должности в НАСА, где их навыки могли быть использованы.

Скотт был назначен техническим консультантом по испытательному проекту « Аполлон-Союз» (первая совместная миссия с Советским Союзом) и ушел из ВВС в 1975 году. Он стал директором Центра летных исследований Драйдена НАСА, уйдя из НАСА в октябре 1977 года.

Уорден перешел в Исследовательский центр Эймса НАСА в Калифорнии, где оставался до своего выхода на пенсию в 1975 году.

Ирвин вышел на пенсию в 1972 году и основал евангелическую группу. 

По материалам: en.wikipedia.org




Комментарии к статье:
2020-10-03 23:58:05, Валерий
Трудно с юридической точки оценить правомерность поступка космонавтов, но с чисто человеческой позиции всё выглядит приемлемо. Вот и появилось новое напрaвление в филателии. Недалёк день, когда в космосе будет работать марочный печатный станок!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой