Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Радость приобретения, печаль узнавания

2020-11-26 15:02:35, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Иногда простая почтовая открытка может открыть массу тайн и рассказать очень интересную историю... Сергей Плотников купил почтовую открытку 1913 года выпуска и узнал о том, что на одной из улиц его города, некогда стоял необычный памятник.

*  *  *

Эту почтовую открытку (правильнее сказать в данном случае: открытое письмо) я приобрёл летом в антикварном магазине в Мариуполе.

Ирининский памятник в Киеве. Почтовая открытка (открытое письмо) начала ХХ в. Издание Тип. Киево-Печерской Лавры.

Открытка в плохом состоянии, да и и сама по себе, по-моему, не из самых удачных. Видно, что памятник фотографировали зимой, солнечного света было недостаточно, точка, с которой фотографировали, было с затемнённой части памятника. Но я был рад заполучить в коллекцию моих почтовых вещей, связанных с христианской культурой, эту открытку, тем более что я ничего не знал о существовании в Киеве данного памятника.

Я знал, конечно, что Ярослав Мудрый, покончив со всеми междоусобицами, затеял грандиозные строительства в Киеве, заложив новый город, который стали называть Ярославовым городом. Знал, что среди прочих сооружений были и два монастыря с соответствующими церквами, воздвигнутыми в честь его и его супруги небесных покровителей (Ярослав был крещён под именем Георгий, а Ингигерда – Ирины).

Но почему памятник? Почему не церковь, не часовня?

Да потому, что этот памятник не был церковью или часовней. Более того, у киевлян, оказывается, он назывался столбом.

Итак, из разных источников я узнал, что, действительно, на месте этого столба была некогда Ирининская церковь, составлявшая часть одноименного женского монастыря. В 20-е – 30-е гг. XIX в. в Киеве был настоящий археологический бум, и увлечение археологией было повальным (среди элиты, конечно, а остальные, как могли, на этом увлечении знати зарабатывали). «Археологами» стали и настоятель Софийского собора, и чиновник 5-го разряда, и городской помещик, и многие другие.

Они коллекционировали артефакты и обменивались между собой ими: монетами, черепками посуды, человеческими костями и пр., и пр. Из этого любительства со временем вырастет профессионализм, как, буквально, у настоятеля собора: сын станет историком-археологом. (Не ругайте любительство профессионалы, а будьте ему благодарны, ибо в нём ваше страстное начало и, может, скромное продолжение!) Был среди этих любителей особенно увлечённый и настойчивый – Кондрат Андреевич Лохвицкий (1774 – 1849), чиновник, который, как он выражался, «исследовал древности разрытием земли», причём открыл наиважнейшие в Киеве, и не давал покоя генерал-губернатору.

Вот что он писал начальнику в 1833 г. (сохраняю орфографию и пунктуацию автора): «<...> у Золотых ворот открыл я, во-первых: в апреле – три окна, закладенные древними кирпичами (Лохвицкий ошибочно воспринял ниши как заложенные «окошки» и пытался через них проникнуть к некоему «кладу» Ярослава. – С.П.); во-вторых: по отысканию и указанию моему отрыл место так называемое древней церкви св. Ирины, которое отданно мне предписанием Вашего сиятельства раскрывать на свой счет; в сем открытии оказалась церковь, точно древнего строения – одинакого с Золотими Воротами и из одинакого материала, при сей церкве с обеих сторон олтарной части оказались палатки каменные и с каменными гробницами. – В сей операции сих отрытий Ваше сиятельство почтили сами быть свидетелем. И по сему то сия древность есть священнейшая и Историческо-Драгоценная».

В том же году, в ноябре: «<…> По отбытии из Киева Вашего сиятельства в Санктпетербург раскрывая древнюю церковь вероятно Святой Ирины, великим князем Ярославом-Георгием построенную отрыл всю южную часть стен и колен. Открылись входы под церковь, подобно пещерам варяжским. <…> По окончании работ с 1-го числа сего м[еся]ца все входы подземельные я закрыл под караулом часового до весны от востока до западных дверей. В средине оказались четыре четырех-угольные колонны, до половины збитые и свинцу до десяти пудов. Благодетельнейший граф! раскрываю на свой кошт для казны и пользы отечественной истории. В уповании уверения В[ашего] с[иятельства] прошу исходатайствовать у Всемилостивейшего Государя для меня столовые деньги. В прочем предаюсь воле Вашей <…>».

Как же всем градоначальникам всех времён мешала эта церковь, оказавшаяся прямо на дороге. Дело в том, что и находка-то состоялась благодаря тому, что прокладывали улицу (Владимирскую), и вот Лохвицкий бросился к этим открытым внутренностям земли и не позволил закопать «какие-то» кирпичи. (Вот чем хороши любители – своей страстью, своим неравнодушием! Ведь они и наименованы ЛЮБИТЕЛЯМИ!) И с тех пор, повторюсь, «кирпичи» эти мешали жить киевским градоначальникам. В XIX в. нашли такой компромисс: оставили одну церковную колонну, которую обложили кирпичами из этой же церкви, а остальное зарыли и закрыли дорожным полотном.

В мартовскую ночь 1932 г. – накануне столетия со дня открытия древней церкви – в одну ночь (!) её разобрали. То, что не разрушил до конца Батый, разрушили атеисты. ...

И вот мы отправились посмотреть на то место, где когда-то стоял Ирининский памятник.

Это – угол Владимирской и Ирининской улиц. В честь какой именно святой Ирины были основаны монастырь и церковь – неведомо. Я, правда, обратил внимание на то, что была такая святая Ирина, у которой супруг был Георгий, и были они и дети их исповедниками за веру. Но, думаю, вероятнее всего, супруга великого киевского князя должна была получить в покровительницы великомученицу Ирину Македонскую, как великий князь – великомученика Георгия Победоносца. (Дни памяти у них близко расположены: у Георгия – 23 апреля, у Ирины – 5 мая по ст. ст.) Да будет вам известно, что великомучениками нарекались лишь выходцы из знатного сословия.

Так, великомученица Ирина была дочерью правителя македонской области (I в. по Р.Х.) Ликиния, который, будучи язычником, довразумлял дочь до того, что бросил её под копыта лошадей, но те, шарахнувшись от девушки, налетели на него. Отец погиб, дочь молилась о его воскрешении, и он воскрес Божьим изволением. Конечно, после этого события Ликиний крестился, а следом и тысячи его подчинённых. Через некоторое время Ирина, получив извещение от Бога о дне её преставления, удалилась в пещеру, вход в которую завалили камнями её единоверцы. Ирина хотела быть и спогребённой Христу. Через три дня, разобрав камни, они её там не нашли... Таково предание.

Вот и не хочется искать умышленно символических совпадений, а поневоле бросаются в глаза эти детали о конях, дороге, пещере, камнях, когда стоишь на углу Владимирской и Ирининской и смотришь на эту брусчатку.

Так-то бывает иногда в коллекционировании: обрадуешься приобретённому предмету, а затем, раскрывая для себя связанную с ним историю, обнаруживаешь нечто неприятное. Воистину, «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:17).

А ведь моё «приобретение», почтовая открытка, прошла почту. Марка не сохранилась. Штамп есть: открытка пришла в Одессу 3 июля 1913 г. Случайным образом в том антикварном магазине я купил две открытки тринадцатого года, посланные из одной семьи в один и тот же адрес. (См. пост «Коллекция: 3. Открытки для души (II)» от 15 августа с.г.). В магазине было несколько пачек не разобранных по темам и годам открыток, и я, быстро просматривая их, обращал внимание преимущественно на лицевую сторону, и вот оказалось, что имею две открытки, посланные братом и сестрой.

Хочется прочитать письмецо? Тогда переверну открытку:

Сестра, судя по всему (по почерку, по тому, что текст написан «снизу-вверх» и, в особенности, по содержанию письмеца), младше брата, и пишет дяде, тому, который работает в банке, благодаря его за приезд к ним в Ровеньки. Замечу то же, что и в прошлый раз: вскоре случилась война и всё то страшное, что с нею и за нею последовало. Не знаю, почему девочка выбрала эту открытку. Может, имя её было Ирина. Подпись неразборчива. Замечу между прочим: личное имя Ирина возникло в честь древнегреческой богини мира и спокойствия. После того, как Тесей объединил 12-ть общин Аттики в единое государство, в Афинах Ирине ежегодно приносилась бескровная жертва в память об этом союзе. Возьмёшься за нить – и выйдешь из лабиринта незнания.

Иногда началом в клубке Ариадны бывают простые почтовые предметы: марки, открытки, конверты.

С. Плотников, фото автора

Источник: s-a-plotnikov.livejournal.com



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой