Этот дворец начали строить в 1819 году для великого князя Михаила Павловича, самого младшего из сыновей Павла I и Марии Фёдоровны. Любимца всей императорской семьи. Деньги на строительство было решено откладывать сразу же после рождения мальчика.
Каждый год «энная» сумма отправлялась в копилку. Младший сын не мог претендовать на трон, поэтому император решил подарить ему красивый дворец «дабы сын, достигнув совершеннолетия, по крайней мере, мог жить по-царски».
Работать над проектом было поручено архитектору Росси. Долгое время не могли определиться с местом. Сначала выбор пал на центральную часть Петербурга. Сейчас на этом месте стоит дворец Воронцова, одно из красивейших зданий города. Он был возведен для канцлера М.И.Воронцова архитектором Растрелли.
Затем, дворец планировали поставить на месте дома генерал-фельдмаршала Чернышева, прославившегося успешными действиями в годы Семилетней войны. Сегодня на этом месте расположен Мариинский дворец. Все эти поиски продолжались почти два года, до тех пор, пока в 1819 году не была создана «Комиссия для построения дворца великому князю Михаилу Павловичу». Работы ускорились и вскоре был заложен первый камень.
Строительство было завершено в 1823 году, но отделочные работы продолжались еще несколько лет, после чего здание освятили и императорским указом пожаловали великому князю «в вечное и потомственное владение».
Павел I не дожил до этого дня - он был убит 24 марта 1801 года во время дворцового переворота. Принимал работы его старший сын Александр I, который после смерти отца и начал строительство.
Дворец очень понравился государю и он наградил всех, кто принимал участие в строительстве. Архитектор К. Росси получил бриллиантовый перстень и орден св. Владимира 3-й степени. Дворец обошелся в 7 млн 875 тысяч рублей и был назван в честь князя Михаила Павловича - Михайловским.
Внутреннее убранство поражало своим великолепием и изысканностью... «Среди королевских дворцов Европы – он единственный в своем роде», - писали о нем современники.
Для Михаила Павловича дворец был не только домом, но и местом работы. Он никогда не затевал там никаких пререстроек, и довольстовался тем, что есть. А вот его супруга, Елена Павловна, как бы сейчас сказали «шла в ногу со временем», и постоянно устраивала грандиозные перестановки, обновляла по последней моде интерьер, меняла мебель, достраивала, перестраивала. В общем, жила в состоянии нескончаемой стройки.
Со временем дворец стал центром культурной жизни Петербурга. После смерти мужа, Елена Павловна устраивала там художественные салоны, которые посещала вся элита города - музыканты, художники, писатели, поэты, ученые, актеры, члены правительства. Иногда приезжал сам император Николай I. Бытует мнение, что именно в этих стенах зародилась мысль о создании Петербургской консерватории. Елена Павловна была душой салонов. Она покоряла всех своей красотой, умом, образованностью и изяществом.
C. Шерадам. Портрет Елены Павловны, 1824 год
После смерти Елены Павловны дворцом владела ее дочь великая княжна Екатерина Михайловна. Затем, в 1894 году, дворец был продан в казну ее внуками.
А 7 марта 1898 года, согласно указу Николая II, в здании открылся первый в России государственный музей национального искусства «Русский музей императора Александра III». Интерьеры дворца были адаптированы под музейную экспозицию.
Музей был создан Николаем II в память об отце, Александре III, который был страстным коллекционером. Его коллекцию уже негде было хранить - скульптуры, картины, ковры, предметы интерьера, все это уже не помещалось в залах дворцов. Тогда Николаю II пришла идея создания музея, дабы «соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России».
19 марта 1898 года музей принял своих первых посетителей. В подготовке к его открытию принимали участие Дмитрий Толстой, Александр Бенуа, Павел Брюллов, Михаил Боткин. Экспозиция занимала 37 залов и состояла в основном из экспонатов царской коллекции. Также там были выставлены полотна Васнецова, Репина, Маковского.
Торжественное открытие Русского музея Александра III 19 марта 1898.
Художники-члены Академии художеств. Фото: Русский музей
Шли годы, коллекция музея пополнялась и сегодня она насчитывает 410 945 единиц хранения, в число которых входят произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы.
Сам Русский музей - это сложный музейный комплекс, состоящий из нескольких зданий.
Непосредственно главное здание музея - Михайловский дворец с выставочным корпусом Бенуа.
Михайловский (Инженерный) замок, построенный для себя Павлом I.
Мраморный дворец, который предназначался для фаворита Екатерины II - Григория Орлова.
Строгановский дворец - построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.
Летний дворец Петра I - одно из самых старых зданий Петербурга.
Все эти дворцы были переданы музею в 90-тые годы XX столетия.
В состав музея входят также Михайловский сад, Летний сад, сад Михайловского (Инженерного) замка и Домик Петра I на Петровской набережной и ряд других зданий.
Самые известные экспонаты музея
К. Брюллов. «Последний день Помпеи»
Эта картина сделала Брюллова мировой знаменитостью. Впечатляет не только ее сюжет, но и размеры 4565 х 6510 мм.
Полотно было написано в Италии и привезено в Петербург на корабле. На картине можно найти самого художника и его музу – Юлию Самойлову, которую Брюллов очень любил. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что она изображена на этом шедевре три раза.
И. Айвазовский, «Девятый вал»
Самая значимая и известная работа художника. В 1897 году, картина была привезена в Русский музей из Эрмитажа.
И. Репин, «Бурлаки на Волге»
Известность художника началась с картины «Бурлаки на Волге». Первый ее вариант написал акварелью и был очень сильно раскритикован почти всеми преподавателями Академии художеств, в которой учился в тот момент Илья Репин. Тот сюжет несколько отличался от привычного нам – оборванные бурлаки на фоне господ, прогуливающихся по набережной. Критика коллег никак не отразилась на желании художника поднимать проблемы общества и продолжать работу над картиной.
Темы бурлаков очень интересовала Репина, и он отправился на Волгу, чтобы своими глазами увидеть их работу и посмотреть, как они живут. В 1872 году была закончена картина, которая уже не имела ничего общего с первым вариантом. В 1873 году полотно было отправлено в Вену, на Международную выставку. За границей бурлаков не было, поэтому картину приняли с интересом. После 1873 года, в России, этот тяжкий труд был механизирован. Бурлаки стали не актуальны, а работа Репина получила всенародную славу.
Статьи по теме:
Лувр. Дворец в охотничьих угодьях