На одну из заметок об увлечениях наших филателистов, пришел такой комментарий: «даже не уверен, что это можно назвать коллекцией, а не просто кучей марок».
Мне показалось обидным для человека, увлеченного в своем занятии, с удовольствием собирающего марки много лет, услышать, что, оказывается, он собрал просто «кучу», только что не назвали «кучей бумажек».
Это отсылает нас к давним спорам, «я – Коллекционер, а ты – собиратель», «я – Коллекционер с большой буквы, а ты – так себе». Но чтобы спор этот не был таким для кого-то обидным, давайте вспомним, что нас всех объединяет. Это – почтовые марки.
Хочется здесь процитировать из книги, вышедшей аж в 1968 году, «Что такое филателия?»
Почтовая марка...Кажется, нет ничего проще, доступней, обыденней. Маленький ярлычок, иногда - серенький, чаще - раскрашенный в яркие цвета. Получив письмо, мы видим его на конверте, написав письмо, - наклеиваем его на конверт. И, наклеив, забываем о нем до следующего письма.
Собственно, жизнь марки начинается и кончается у почтового окошка. Ведь она - всего лишь знак почтовой оплаты. Своеобразная квитанция, подтверждающая, что отправитель сполна оплатил услуги почты, доставляющей его письмо адресату. Одно прикосновение почтового штемпеля, и марка погашена. Она выполнила свою служебную функцию, жизнь ее кончилась.
Все так просто, буднично, скоротечно - с точки зрения почты. И все несоизмеримо сложнее, праздничнее и увлекательнее с точки зрения филателии. Все дело в том, что наша скромница - почтовая марка - похожа на Золушку. С той разницей, что во второй жизни - праздничной и блестящей - у Золушки был всего один принц, а у марки - шестьдесят миллионов поклонников. Шестьдесят миллионов, рассеянных по всем странам планеты Земля.
Собирание коллекций, пожалуй, самое распространенное на земле увлечение. Что только не собирают люди?! Книги и оловянных солдатиков, картины и монеты, граммофонные пластинки и открытки, газетные вырезки и спичечные этикетки. Всего не перечислишь. Однако подавляющее большинство коллекционеров отдает свой досуг почтовой марке.
Чем же скромная почтовая марка прельстила такое небывало огромное количество людей?
Прежде всего, своей доступностью. Марка встречается на каждом шагу: в почтовом отделении, в газетном киоске, в книжном магазине, на конверте письма, которое утром принес вам почтальон. Нет ничего легче, как приобрести почтовую марку. (И нет ничего труднее, добавит со вздохом бывалый филателист.)
Затем - небывалым разнообразием. Это уж точно - наедине с марками не станешь скучать. В их рисунках, как в волшебном зеркальце, отражены и сегодняшний день, и история многих стран, их культура, наука, техника и искусство, их природа и люди. Просто невозможно перечислить всего, что изображено на десятках тысяч марок, которые хранятся в коллекциях старых филателистов. А ведь только та коллекция дорога сердцу, и которой знаешь каждую марку, сможешь толково объяснить приятелю, что, почему и как на ней изображено: которую сумеешь красиво и оригинально оформить для выставки. Значит, многое предстоит узнать, многому надо научиться. А сеть ли большая радость у человека, чем радость познания, радость творчества!..
И, наконец, изобилием материала. Природа не терпит пустоты, а коллекция - застоя. Ее привлекательность - в непрерывных поисках, в постоянном стремлении к завершенности. И марки щедро предоставляют коллекционеру не только неограниченный выбор из выпусков прежних лет, но и возможность непрерывно пополнять свое собрание новыми выпусками.
Словом, почтовые марки - идеальный коллекционный материал. Он доступен, разнообразен, неисчерпаем. Да, к тому же, непрерывно пополняется новинками: об этом неустанно заботятся почтовые ведомства всех стран. В качестве коллекционного материала почтовые марки - сущий клад для людей творческих, беспокойных, любознательных. А именно таковы настоящие коллекционеры. В отличие от бескрылых собирателей, гоняющихся за количеством погребенных в альбомах марок, коллекционеры сознательно и продуманно подбирают марку за маркой. Их интересует не только сама марка, но и то, чему она посвящена: историческим событиям. свершениям выдающихся людей, развитию науки и техники, культуры и искусства, флоре и фауне разных стран. Ответ на безмолвные вопросы, которые им задает .марка, они ищут в словарях и энциклопедиях, обращаются к книгам, порой к таким, о существовании которых до встречи с маркой даже и не подозревали. Именно поэтому почтовые марки для многих пытливых коллекционеров порой становятся первой школой географии, истории, зоологии, ботаники, международных отношений. И, при всем этом, - первой школой искусства, своеобразным университетом эстетического воспитания.
Работа над коллекцией марок требует игры ума - это дело интеллектуальное. Она чем-то сродни шахматам - требует спокойствия и терпения, внимательности и вдумчивости, тщательности и аккуратности……"
Здесь можно было бы продолжить и напомнить, какие виды и определения коллекций бывают: генеральная, хронологическая, тематическая, специализированная, исследовательская. И у каждого подхода есть свои приверженцы. И мало какую коллекцию можно назвать совершенной, абсолютно законченной. То есть подавляющее большинство коллекционеров пока еще находятся в середине пути к заветной цели, или даже только в начале его. И тогда многих из нас можно называть пока еще собирателями, а не коллекционерами с большой Буквы.
А нужны ли такие обидные разделения? Ведь мы же не собираемся мериться карманами, т.е. финансовыми возможностями. Кто-то может уделять своему любимому занятию каждый день по много часов. А кто-то - лишь пару часов в неделю. Одни живут в крупных городах, где проводятся выставки, собираются в клубе коллекционеры, где есть музеи и архивы. А кто-то лишен такой возможности.
И давайте тогда не будет называть марки «кучами».