Сергей Плотников продолжает проводить для нас экскурсии и приглашает посетить «Выставку ботанического искусства».
* * *
Видимо, я натура влюбчивая. Судя по тому, что не остановился ещё на «Меланхолии забытого барокко» (см. 17-ую главу во «Впечатлениях и смыслах»). Продолжаю коротенький цикл эссе о моих влюблённостях в области изобразительного искусства, случившихся в 2020 году. В начале ноября мы побывали на «Выставке ботанического искусства», проходившей с 12 сентября по 29 ноября 2020 г. в Национальном научно-природоведческом музее НАН Украины.
Музей этот, собственно, состоит из нескольких музеев: Геологического, Палеонтологического, Зоологического, Ботанического и Археологического. В нём 24 по большей части огромных зала, но нас в это посещение интересовал один, а о других мы подумали: мол, в следующий раз, специально придём, и, скорее всего, начнём с Археологического. Теперь же мы отправились на «Выставку ботанического искусства».
Каюсь, грешен: думал, что давным-давно, именно с появлением цветной фотографии, искусство рисовать растения отмерло, но, оказывается, оно живо, и ещё как живо! Вероятно, прежде, до массового применения фотографии в науке и жизни, рисунок растения был так же ценен с научной точки зрения, как и гербарий, поэтому и ботаников учили рисовать растения, но ныне он приобрёл особенно заметное (как бы специальное) эстетическое значение. Мои фотографии на телефоне не в состоянии передать то, что сотворили художники (и, к сожалению, не все данные картин попали в кадр). Смотришь – и не веришь, что так можно было нарисовать пастелью ирис (работа харьковчанина Александра Смаглия) или акварелью тюльпан (работа Марины Киселёвой, живущей в Великобритании):
Иван Смаглий. Солнечный ирис. 2020. Пастель, бумага. Фото С. Плотников
Марина Киселёва (Великобритания). Тюльпан «Shining parrot». 2019. Акварель, бумага. 50 х 40 см. Фото С. Плотников
Да любая работа с этой выставки, хоть капуста в разрезе, как у Людмилы Командир из Киева,
Людмила Командир (Киев). Капуста коническая. 2020. Акварель, бумага. 27х36 см. Фото С. Плотников
кажется, высочайшим искусством, причём, на чём я хочу ваше внимание установить, совсем не обязательно в том фотореалистическом стиле, ставшем популярным некоторое время тому – в США в 60-ые, в Европе в 70-ые гг. и возродившемся повсеместно с расширившимися техническими возможностями в 90-ые гг. прошлого века. Ты видишь, что здесь действовала рука человека, только очень искусная. Но даже если перед нами именно такой стиль, то именно в ботаническом иллюстрировании он совершенно на своём месте.
Наталья Заболоцкая (Киев). Сирень обыкновенная (Syringa vulgaris). 2019. Акварель, бумага. 40,5х29,5. Фото С. Плотников
Ирина Володарская (Москва). Пион (Paeonia). 2019. Акварель, бумага. 20х30 см. Фото С. Плотников
И чёрно-белые рисунки так же хороши, как и цветные, например, этот с листом и желудями красного дуба:
Марина Вознюк (Киев). Красный дуб (Quercus rubra). Графитные карандаши, бумага. 25х25 см. Фото С. Плотников
Вообще говоря, грань между высоким искусством и научной дотошностью размыта. Ещё немного – и ты ощутишь аромат цветов. Художественная эстетика в быту и науке носит прикладное значение. Так было и есть, но, мне кажется, что в данных работах синтез искусства и науки достигает высшего уровня, создавая нечто «другое», что нельзя разъединить на искусство и науку, скорее, эти рисунки – их дети. И ещё я думаю, что мы всё-таки движемся от техногенного общества к антропогенному, и природа, как среда очень чувствительная к человеческой деятельности, хорошо это замечает, например, в экологических инициативах людей, а ботаническое искусство своеобразно отмечает это движение к более человечной цивилизации.
Не знаю, как это происходит, но почему-то возникает ощущение, что авторы любят свои объекты, то есть что они не просто «технари», усвоившие технические навыки рисунка на «отлично» и теперь их бесчувственно эксплуатирующие, а те, кто неравнодушен к природе. Увидеть красоту повсюду и во всём, улыбнуться вместе с селекционером (например, захотев изобразить тюльпан «Сияющий попугай»), оказаться полезным и интересным одновременно.
Я «порыскал» в Интернете в поисках доказательства моей догадки и наткнулся на интервью Натальи Заболоцкой, в котором художница признаётся: «я больше всего люблю рисовать с натуры. В первую очередь это касается цветов. Чтобы хорошо их нарисовать, нужно видеть их живыми, понюхать, потрогать, восхититься…» (Интернет-ресурс «Музыка души»).
И может быть ещё кое-что, кроме непосредственного впечатления, например, память детства, любовь к определённому региону или знание об учёном-ботанике, первым описавшим тот или иной вид растения. Наверняка Елена Рублёва, рисовавшая цветущую ветку яблони Сиверса, восхищалась не только её красотой, но и знала о немецком аптекаре Йоганне Сиверсе (1762–1795), ставшем академиком в Санкт-Петербурге после четырёхлетней экспедиции по Южной Сибири. Полтора десятка растений получили его имя, в том числе яблоня, тогда только дикорастущая. Однажды в горах Тарбагатая, в долине реки Урджар, Сиверс вошёл в лес, и лес этот был яблоневым! Между прочим, не ботаник назвал яблоню своим именем, а через сорок лет после смерти Сиверса другой учёный немец. Трагически закончилась судьба Йоганна Сиверса – он покончил жизнь самоубийством. Прошло семнадцать дней после избрания в академики, готовилась новая экспедиция...
Никто и ничто не расскажет об этой смерти, включая и письма из Сибири Сиверса, опубликованные на языке автора – старонемецком – через год после его смерти другом. Смерть сделала своё дело – и ускользнула, ничего не объяснив... Но у нас есть жизнь! У нас есть яблоня Сиверса (в его письмах: «преизящное яблоневое дерево»), одно из растительных чудес света! Уже в наше время исследовавшие это реликтовое дерево генетики установили, что яблоня Сиверса из всех известных нам сегодня яблонь – самая древняя. Ей 165 млн. лет! Так что у неё, яблони Сиверса, есть веские доводы считаться той самой яблоней познания добра и зла, с которой Ева и Адам в Эдеме сорвали и съели яблоко, да и произрастает она в природе близко от эдемских мест.
Елена Рублёва (Киев). Яблоня Сиверса (Malus sieversii). 2020. Акварель, бумага. 28х28. Фото С. Плотников
В заключении размещаю два фото. Первое – обзор четвертинки выставочного зала. Обратите внимание на стол в его центре. Здесь размещены предметы, выполняющие, как и рисунки, роль научную и эстетическую.
Выставка ботанического искусства (12.09 – 29.11.2020). Общий вид выставочного зала в Национальном научно-природоведческом музее НАН Украины. Фото С. Плотников
И среди этих предметов есть один, на который мне указала Helen: «Вот твой звягель». Да, это «мой» звягель, то есть вика лесная, или мышиный горошек (лат. Vícia sylvática). Почему мышиный? Потому что бобы в стручках звягеля очень-очень маленькие. Кто давно знаком с моим блогом или заглядывал в первые публикации, конечно, знает о звягеле (см. в архиве пост «Моё мифотворчество (II)» от 24 августа 2019 г.). Там был верлибр о звягеле и рисунки.
Вот он – вьющийся на тонком стебле, который ботаники именуют слабым, лазающим, и ищущем опоры усиками, расположенными на конце листа, состоящего из 8-10 парных листочков, продолговато-эллиптических, определяемых ботаниками же как нежные и голые, цветущим летом, в июне-июле, и созревающим летом, в августе. Посмотрите, как интересно можно устроить гербарий с таким вот растеньицем:
Вика лесная, или мышиный горошек (лат. Vícia sylvática). Почему-то поясняющей таблички с названием растения, информацией о его нахождении и именем автора гербария я не узрел. К сожалению. Вот уж в этом примере научность пострадала, и поэтому не особенно радует эстетическая сторона предмета.
С. Плотников
В нашем каталоге вы можете ознакомиться с марками по теме ЦВЕТЫ