Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Pеставрация марок - спорная тема

2021-02-23 19:40:46, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Тема реставрации марок – очень спорная. Но обойти ее стороной считаю не правильным. Отношение к ней прямо противоположное у филателистов. От: «это допустимо, возвращает марке жизнь». До – «это обман, способ наживы для нечистоплотных филателистов, дилеров и так называемых реставраторов».

какая марка Вам больше нравится? (одна после неудачной реставрации)

Не случайно к этой теме мы плавно перешли после разговора об оценке марок со следами наклеек с разной степенью «очевидности» присутствия следа наклейки. А ведь есть еще марки совсем без наклеек, но с наведенным клеем.

Здесь следует уточниться, что под реставрацией марок следует понимать не просто снятие наклеек, убирание их следов и восстановление клеевого слоя. В более широком и понятном по смыслу понимании реставрация – это придание марке «лучшего вида». Чтобы филателисту было приятнее иметь такую в коллекции. По сути – как реставрация старинной мебели, картин, посуды и т.п.

Тогда логично делить эту процедуру на реставрацию лицевой стороны марки и ее оборотной. К лицевой следует относить восстановление ущерба рисунку, а также наличия и формы зубцов. Следует сказать, что к такого рода реставрации большинство филателистов относятся спокойнее, если не сказать – одобрительно. Ведь куда приятно иметь редкую марку с наличием всех зубцов, чем с двумя полностью отсутствующими и тремя укороченными. Или – марку без следов перелома (ну или еле еле заметным), чем с трещиной, как будто ее склеили из двух частей. Кстати, склеивание марки из двух и более оторванных частей – это тоже реставрация. Я до сих пор храню у себя марку старой Монголии, буквально собранную по частям. И много лет она была единственным экземпляром, пока наконец чудесным образом не нашел «полноценную». А многие филателисты такую марку «вживую» никогда и не видели.

Как не обидно, мы больше будем говорить о восстановлении клеевой стороны. Хотя как раз улучшение внешнего лицевого вида марки и следует считать настоящей реставрацией. Почему? А потому что нет мастеров, нет настоящих реставраторов. Или – это очень хлопотно, или как принято сейчас говорить – «экономически не оправданно". Часто для обычных и не очень дорогих марок реставрация марок с лица может стоить столько же или даже дороже, чем каталожная стоимость самой марки. Скажу лишь, что и на реставрации лицевой стороны есть деяние «ради обмана». Это – сокрытие или нарисование элементов рисунка «а ля дорогая разновидность», но чаще всего – это убирание следов почтового штемпеля. Для примера – это очень распространено на марках Российской империи нескольких первых выпусков. Да и вообще – на марках «классики» разных стран.

Восстановление клеевого слоя – это более простой способ, поэтому он и более распространен, особенно на марках 1930-х и ранее годов для практически любых стран. Подогревается этот процесс двусторонним спросом. С одной стороны – желанием филателистов иметь в коллекции безупречные марки. С другой – желание заработать, как тех же филателистов-Заказчиков, или нечистоплотных дилеров, да и самих «мастеров-реставраторов».

Итак, клей на марках. Сколько было споров об этом в свое время. Клей на марках давних лет, когда еще были не отработаны технологии его нанесения и не придуманы всякие синтетические формулы, был такой «нелицеприятный», склонный к потрескиванию, пожелтению, способствующий появлению грибковых пятен, особенно в благоприятных для этого условиях, что голоса многих филателистов были за убирание клея вообще с марок для филателистов. Ведь клей нужен только для наклеивания на почтовые отправления, а марки филателистов – для радования глаз в альбомах.

В качестве подтверждения тех споров в мировых каталогах в разных странах указываются некоторые марки с ценой без клея, хотя известно , что они выпускались с клеем. Просто на этих экземплярах было рекомендовано сразу удалять клей, чтобы марки со временем не превращалась в желтую заскорузлую бумажку.

Я уже отмечал в предыдущих публикациях, что еще недавно наблюдал на китайском филателистическом рынке, как продавцы сами массово смывали клей на своих марках. Что ж – понятно. Влажный жаркий климат. Об этой же проблеме нам недавно писал коллекционер Леонид из Израиля.

И все же. Во всех каталогах марки с родным не тронутым клеем оцениваются дороже марок с наклейками. При чем – порой очень существенно дороже. И поэтому чаще всего родной клей удаляют не для того, чтобы спасти марку от постепенной естественной порчи, я для того, чтобы – поднять ее стоимость. И вот тут мы подошли к моменту истины.

Допустимо ли вообще восстановление клеевой стороны марок? С какой целью это делается? Как должны оцениваться подобные марки?

Я прекрасно понимаю, что эти вопросы – настолько спорные, что их стараются вообще не обсуждать, умалчивать. Самый простой из этих вопросов – с какой целью? Если это делается ради обмана – тогда и нечего говорить. А если филателист сам захотел, чтобы его марки с наклейками оказались заменены на марки с «идеальным» клеем? И результат этой замены его устраивает – да пожалуйста.

Если признать шире, что все, что делается не ради обмана допустимо – то пожалуйста. И действительно, есть множество примеров, когда марки аж покоробленные из-за грубых наклеек, после снятия и восстановления клея становятся приятными на вид. Применительно к подобным маркам похоже и писал свой призыв один видный заслуженный филателист в 1960-е в журнале «Филателия»: «в обязанности филателиста входит поддержание и улучшение вида марок в своей коллекции». Тогда очевидно подразумевалось, что это – не просто марки Вашей коллекции, а достояние всей советской страны!

Остается только одно НО, и очень важное НО. Как должны оцениваться подобные марки? Подразумевается, что подобные марки объявляются именно как марки с восстановленным клеем, а не «якобы люкс с родным клеем»? И тут нам следует обратить внимание на такую метаморфозу. Если филателист знает что у него в коллекции марки с наведенным клеем (он их такими покупал, или его потом проконсультировали), то для себя он их будет оценивать исходя из того как они выглядят. Абсолютно также, как мы рассматривали марки с разными вариантами наклеек, практически не видимыми, аккуратными заметными и грубыми. Точно также могут отличаться результаты работы по восстановлению клея. Особенно преуспели в мастерстве англичане и немцы. Такой вид у их старых марок, такое состояние клея !!! Лучше чем у марок до реставрации и только большой профессионал и с микроскопом может точно определить что и как.

Метаморфоза может возникнуть тогда, когда такие марки уже переходят от коллекционера к родственникам по наследству. И потом предлагаются к продаже. То есть Продавец предлагает их как марки с родным клеем (MNH **) не обманывая, а просто по неведению. И вот тут момент истины проявляется в полной мере. Покупателю остается полагаться на свои глаза и опыт, либо обращаться к эксперту, особенно если марки того стоят.

Вывод в этой спорной теме кажется довольно простым. Если что-то делается ради обмана – то это плохо. Если же для улучшения и профессионально – то допустимо. А что скажете Вы?

P.S. К сожалению, профессионально работать умеют немногие, и большинство случаев реставрации происходит так, что даже с лицевой стороны отмечается ухудшение (смотрите выше 2 марки Тургенева 1943 года). Что совершенно не допустимо….




Комментарии к статье:
2021-02-24 00:26:07, Леонид
Марка с лева мне кажется лучше, хотя на ней есть маленькое пятнышко слева внутри портрета возле круга. Если обратить внимание на цифры 1943, то под цифрами 19 есть не большое изменение цвета в кружке. ПОЧТА СССР, если обратить внимание то возле буквы О справа внизу есть маленькая чёрная точка, также есть чёрная точка слева почти по середине рядом с буквой Ч. Ну и вообще в нескольких местах есть маленькие чёрные точечки. Чёткость рисунка и в плане зубцов, марка слева во многом превосходит , марку справа. На марки справа есть два бросающиеся в глаза два маленьких красных пятнышка на зубцах чуть левее под 30 КОП, на марке справа рисунок не чёткий, как - бы размытый. На обоих марках имеется полоса проходящая через всю марку, на марке справа она более грубая, полоса на марке слева проходит по надписи Тургенев, полоса на марке справа проходит тоже через всю марку, видна на усах на портрете писателя. Я считаю марку слева лучше. Согласен с вами, что если делается для улучшения и профессионально - то это допустимо. Прошу мои замечания по маркам строго не судить, я впервые в жизни вижу реставрированные марки. Хочу также добавить, что ваши статьи очень интересные и познавательные, я их не просто читаю, а перечитываю по несколько раз. Спасибо вам! Что касается клея, - из ходя из статьи "О культе клея - 30 лет спустя", где было написано, что клей стали делать на марках, чтобы дискредитировать коллекции марок с наклейками, оставленными знаменитыми филателистами после их ухода, считаю это авантюрой тех лет, с которой нам всем приходится мириться.
2021-02-24 09:27:06, Юрий А.О.
В школьные годы один из двух моих наставников филателистов евреев продал мне немного поврежденную сзади "первую тематическую марку мира", выпущенную в Чили в 1853 году. Несмотря на его совет отдать ее на реставрацию специалистам я не только этого не сделал, боясь лишиться лучшей марки с Х.Колумбом, но до сих пор не оценил ее даже на пенсии имея каталоги. Меня устраивает марка на марке выпущенная в Чили в 1953 к 100-летнему юбилею в идеальном состоянии.
2021-02-24 12:58:55, Леонид
Юрий вы всё сделали правильно, что не отдали марку на реставрацию, не стали рисковать. Но вот почему вы её не оценили имея каталоги, это не понятно. Даже если не собираетесь её продавать , цену на марку просто ради интереса знать было бы интересно. Тема о реставрации марок очень интересна и познавательна, не на каком филателистическом форуме, не получишь ту информацию, которую можно получить на этом сайте от человека который посвятил всю жизнь филателии. Моя коллекция марок представляет ценность только для меня, марки у меня современные, много марок современной России, есть не много 1967 -1969 года, Сент Люссия, 1969 Ямайка, есть Сомали, есть Сьерра Леоне, Намибия, Парагвай, и т.д. в основном страны третьего мира, все чистые, но естественно с клеем. Куда же мы без клея? В мире коллекционеров сейчас ценятся марки бывших колоний, но так как в Израиле нет мира коллекционеров, а только маленький мирок, то я покупаю марки просто для души, и не иду в ногу с модой, не целясь на материальную выгоду от продажи в будущем своих марок. Как известно, у кого что болит, тот о том и говорит. Тема клея и последствий от него для меня, это больная тема. Я потерял коллекцию отца из - за грибка, Бог с ними марками Ленина, меня убило, что практически весь космос СССР потерял и много других марок, память о той жизни. Уважаемый Александр Сергеевич, знаю на сколько вы заняты, но хочу вас попросить, как будет время, пожалуйста напишите, посоветуйте, дайте пожалуйста какие - нибудь советы о том как вылечить марки от грибка, может есть какие средства. В настоящее время у меня с коллекцией всё в порядке, но благодаря Средиземному морю, надо готовиться к худшему и хотелось бы встретить худшее во всеоружии. Для одних коллекционеров более актуальна тема художников - дизайнеров АО Марки, для других реставрация, для третьих клей и его последствия. Марок без клея не будет, можно сколько угодно ругать за клей того кто это придумал, от этого нечего не измениться, но грибок на марках это болезнь, которая может попасть на клей даже в то время когда печатают марки и быть не заметным, а при благоприятных для грибка условиях грибок начнёт проявляться. Хотелось бы знать ваше мнение.
2021-02-25 17:19:45, Вадим
Мне кажется, реставрация, как и в живописи, допустима только, если марке грозит гибель. А внешний вид - дело второстепенное по сравнению с исторической ценностью марки.
2021-02-26 12:31:10, Леонид
Вадим, марки это очень хрупкий коллекционный материал, бумага это не полотно и не металл. Реставрация картин тоже вызывает неоднозначное отношение, тоже много споров об этом, не смотря на то, что реставрацией картин занимаются высококвалифицированные специалисты и если не перечислять года сколько раз и в каком году проходила очередная реставрация картины, не кто бы и не подумал, что картина реставрированная. Допустима реставрация марки, если она коллекционеру дорога, если она реставрируется не для продажи с обманом. А что реставрируют в марках в основном? Это клеевая сторона марки. У монет другие проблемы, нумизматы тоже в перчатачках и с пинцетиком. Картины реставрируют во сносном с лицевой стороны. Ну а наш брат филателист озабочен клеевой стороной. Я думаю пришла пора выпускать альбомы для марок с прозрачными пластиковыми листами, чтобы ставить марки в нём с клеевой стороной которой можно любоваться в первую очередь, а рисунок можно и через пластик посмотреть, рисунок это дело “второстепенное”. У нас в Израиле в некоторых суперах уже можно рассчитываться через телефон, в автобусах не принимают наличные, за проезд надо рассчитаться магнитной карточкой. Ещё несколько лет из обращения вообще исчезнут наличные деньги, а марки для почтовых отправлений исчезнут ещё раньше. Марки будут печатать со всевозможными золотыми оттисками и землёй с олимпийских стадионов, чтобы компенсировать утраченную повседневную потребность в них. Останется клей, реставраторы, грибки на клеевой стороне. И если в филателии не произойдёт перемен учитывая современную действительность, то как бы грустно не было говорить об этом, но не смотря на всю эту агитацию и пропаганду, это дело потихоньку затухнет.
2021-02-26 12:56:13, Сергей
Леонид у нас все время поет за упокой. Переживет филателия и все гаджеты, и магнитные карточки (чипы будут вживлять в ленивых людей, чтобы они даже в карман за карточкой не лезли). Вон уже мебель специально состаренную продают, винтажных магазинов расплодилось как грибов. Людям память дорога. И чем больше будет проходить времени, тем ностальгия будут сильнее. А про альбомы для марок с прозрачными пластиковыми листами Вы точно подметили! Фирма Линдер такие уже выпускает. Можно в них сразу марки кверху по....клеем класть, кому это нравится.
2021-02-26 14:42:40, Леонид
Альбомы фирмы Линдер, я бы посоветовал жёнам дарить их мужьям, если они хотят, чтобы муж бросил филателию. Насчёт антиквариата вы правы, есть к нему интерес. В Москве носят вёдрами старинные российские монеты из Китая, а орден Победы, которым награждали высшие военные чины, можно купить на али экспресс из Гонконга. Подделывают даже современные марки, не говоря о марках старых. Я не пою за упокой филателии, я за перемены, там где я живу нет вообще филателии, нет реставраторов, нет фил магазинов, есть пару филателистов за восемьдесят лет с марками эпохи СССР. Я просто против клея на марках, я просто считаю, что клей на современных марках смотрится как корове седло. И считаю, что эта химия с другой стороны марки, испортит её независимо от того, в каких хороших условиях она будет храниться, это лишь вопрос времени. Я не получаю удовольствия когда переворачиваю марку, когда я её переворачиваю на моём лице вся печаль еврейского народа.
2021-02-26 17:24:47, Евгений
Дискутировать можно долго. Реставраторы живописи и клейнаносящие в филателии - разные профессии. Да и искусствоведы не в один голос говорили, что частое восстановление живописного слоя уже приводит к вопросу: а что осталось от Живописца? Его ли это работа и время создания? Мне кажется, что можно провести параллель - если на Чёрный пенни нанести клей, то абсолютного ответа на вопрос 1840 года эта марка, уже неуверенный ответ. У меня эта марка гашеная и без клея, тут вопроса нет. А вот, например, Ополчение - чистая и без клея. Никогда даже в мыслях не имел чтобы его нанести.
2021-03-14 10:10:50, Леонид
Я взял глаза в руки, ошибка на марке, 1818 дата рождения, дата смерти 1943.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова