Pеставрация марок - спорная тема
2021-02-23 19:40:46, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Тема реставрации марок – очень спорная. Но обойти ее стороной считаю не правильным. Отношение к ней прямо противоположное у филателистов. От: «это допустимо, возвращает марке жизнь». До – «это обман, способ наживы для нечистоплотных филателистов, дилеров и так называемых реставраторов».
какая марка Вам больше нравится? (одна после неудачной реставрации)
Не случайно к этой теме мы плавно перешли после разговора об оценке марок со следами наклеек с разной степенью «очевидности» присутствия следа наклейки. А ведь есть еще марки совсем без наклеек, но с наведенным клеем.
Здесь следует уточниться, что под реставрацией марок следует понимать не просто снятие наклеек, убирание их следов и восстановление клеевого слоя. В более широком и понятном по смыслу понимании реставрация – это придание марке «лучшего вида». Чтобы филателисту было приятнее иметь такую в коллекции. По сути – как реставрация старинной мебели, картин, посуды и т.п.
Тогда логично делить эту процедуру на реставрацию лицевой стороны марки и ее оборотной. К лицевой следует относить восстановление ущерба рисунку, а также наличия и формы зубцов. Следует сказать, что к такого рода реставрации большинство филателистов относятся спокойнее, если не сказать – одобрительно. Ведь куда приятно иметь редкую марку с наличием всех зубцов, чем с двумя полностью отсутствующими и тремя укороченными. Или – марку без следов перелома (ну или еле еле заметным), чем с трещиной, как будто ее склеили из двух частей. Кстати, склеивание марки из двух и более оторванных частей – это тоже реставрация. Я до сих пор храню у себя марку старой Монголии, буквально собранную по частям. И много лет она была единственным экземпляром, пока наконец чудесным образом не нашел «полноценную». А многие филателисты такую марку «вживую» никогда и не видели.
Как не обидно, мы больше будем говорить о восстановлении клеевой стороны. Хотя как раз улучшение внешнего лицевого вида марки и следует считать настоящей реставрацией. Почему? А потому что нет мастеров, нет настоящих реставраторов. Или – это очень хлопотно, или как принято сейчас говорить – «экономически не оправданно". Часто для обычных и не очень дорогих марок реставрация марок с лица может стоить столько же или даже дороже, чем каталожная стоимость самой марки. Скажу лишь, что и на реставрации лицевой стороны есть деяние «ради обмана». Это – сокрытие или нарисование элементов рисунка «а ля дорогая разновидность», но чаще всего – это убирание следов почтового штемпеля. Для примера – это очень распространено на марках Российской империи нескольких первых выпусков. Да и вообще – на марках «классики» разных стран.
Восстановление клеевого слоя – это более простой способ, поэтому он и более распространен, особенно на марках 1930-х и ранее годов для практически любых стран. Подогревается этот процесс двусторонним спросом. С одной стороны – желанием филателистов иметь в коллекции безупречные марки. С другой – желание заработать, как тех же филателистов-Заказчиков, или нечистоплотных дилеров, да и самих «мастеров-реставраторов».
Итак, клей на марках. Сколько было споров об этом в свое время. Клей на марках давних лет, когда еще были не отработаны технологии его нанесения и не придуманы всякие синтетические формулы, был такой «нелицеприятный», склонный к потрескиванию, пожелтению, способствующий появлению грибковых пятен, особенно в благоприятных для этого условиях, что голоса многих филателистов были за убирание клея вообще с марок для филателистов. Ведь клей нужен только для наклеивания на почтовые отправления, а марки филателистов – для радования глаз в альбомах.
В качестве подтверждения тех споров в мировых каталогах в разных странах указываются некоторые марки с ценой без клея, хотя известно , что они выпускались с клеем. Просто на этих экземплярах было рекомендовано сразу удалять клей, чтобы марки со временем не превращалась в желтую заскорузлую бумажку.
Я уже отмечал в предыдущих публикациях, что еще недавно наблюдал на китайском филателистическом рынке, как продавцы сами массово смывали клей на своих марках. Что ж – понятно. Влажный жаркий климат. Об этой же проблеме нам недавно писал коллекционер Леонид из Израиля.
И все же. Во всех каталогах марки с родным не тронутым клеем оцениваются дороже марок с наклейками. При чем – порой очень существенно дороже. И поэтому чаще всего родной клей удаляют не для того, чтобы спасти марку от постепенной естественной порчи, я для того, чтобы – поднять ее стоимость. И вот тут мы подошли к моменту истины.
Допустимо ли вообще восстановление клеевой стороны марок? С какой целью это делается? Как должны оцениваться подобные марки?
Я прекрасно понимаю, что эти вопросы – настолько спорные, что их стараются вообще не обсуждать, умалчивать. Самый простой из этих вопросов – с какой целью? Если это делается ради обмана – тогда и нечего говорить. А если филателист сам захотел, чтобы его марки с наклейками оказались заменены на марки с «идеальным» клеем? И результат этой замены его устраивает – да пожалуйста.
Если признать шире, что все, что делается не ради обмана допустимо – то пожалуйста. И действительно, есть множество примеров, когда марки аж покоробленные из-за грубых наклеек, после снятия и восстановления клея становятся приятными на вид. Применительно к подобным маркам похоже и писал свой призыв один видный заслуженный филателист в 1960-е в журнале «Филателия»: «в обязанности филателиста входит поддержание и улучшение вида марок в своей коллекции». Тогда очевидно подразумевалось, что это – не просто марки Вашей коллекции, а достояние всей советской страны!
Остается только одно НО, и очень важное НО. Как должны оцениваться подобные марки? Подразумевается, что подобные марки объявляются именно как марки с восстановленным клеем, а не «якобы люкс с родным клеем»? И тут нам следует обратить внимание на такую метаморфозу. Если филателист знает что у него в коллекции марки с наведенным клеем (он их такими покупал, или его потом проконсультировали), то для себя он их будет оценивать исходя из того как они выглядят. Абсолютно также, как мы рассматривали марки с разными вариантами наклеек, практически не видимыми, аккуратными заметными и грубыми. Точно также могут отличаться результаты работы по восстановлению клея. Особенно преуспели в мастерстве англичане и немцы. Такой вид у их старых марок, такое состояние клея !!! Лучше чем у марок до реставрации и только большой профессионал и с микроскопом может точно определить что и как.
Метаморфоза может возникнуть тогда, когда такие марки уже переходят от коллекционера к родственникам по наследству. И потом предлагаются к продаже. То есть Продавец предлагает их как марки с родным клеем (MNH **) не обманывая, а просто по неведению. И вот тут момент истины проявляется в полной мере. Покупателю остается полагаться на свои глаза и опыт, либо обращаться к эксперту, особенно если марки того стоят.
Вывод в этой спорной теме кажется довольно простым. Если что-то делается ради обмана – то это плохо. Если же для улучшения и профессионально – то допустимо. А что скажете Вы?
P.S. К сожалению, профессионально работать умеют немногие, и большинство случаев реставрации происходит так, что даже с лицевой стороны отмечается ухудшение (смотрите выше 2 марки Тургенева 1943 года). Что совершенно не допустимо….
Комментарии к статье:2021-02-24 00:26:07, Леонид
Марка с лева мне кажется лучше, хотя на ней есть маленькое пятнышко слева внутри портрета возле круга. Если обратить внимание на цифры 1943, то под цифрами 19 есть не большое изменение цвета в кружке. ПОЧТА СССР, если обратить внимание то возле буквы О справа внизу есть маленькая чёрная точка, также есть чёрная точка слева почти по середине рядом с буквой Ч. Ну и вообще в нескольких местах есть маленькие чёрные точечки. Чёткость рисунка и в плане зубцов, марка слева во многом превосходит , марку справа. На марки справа есть два бросающиеся в глаза два маленьких красных пятнышка на зубцах чуть левее под 30 КОП, на марке справа рисунок не чёткий, как - бы размытый. На обоих марках имеется полоса проходящая через всю марку, на марке справа она более грубая, полоса на марке слева проходит по надписи Тургенев, полоса на марке справа проходит тоже через всю марку, видна на усах на портрете писателя. Я считаю марку слева лучше. Согласен с вами, что если делается для улучшения и профессионально - то это допустимо. Прошу мои замечания по маркам строго не судить, я впервые в жизни вижу реставрированные марки. Хочу также добавить, что ваши статьи очень интересные и познавательные, я их не просто читаю, а перечитываю по несколько раз. Спасибо вам!
Что касается клея, - из ходя из статьи "О культе клея - 30 лет спустя", где было написано, что клей стали делать на марках, чтобы дискредитировать коллекции марок с наклейками, оставленными знаменитыми филателистами после их ухода, считаю это авантюрой тех лет, с которой нам всем приходится мириться.
2021-02-24 09:27:06, Юрий А.О.
В школьные годы один из двух моих наставников филателистов евреев продал мне немного поврежденную сзади "первую тематическую марку мира", выпущенную в Чили в 1853 году. Несмотря на его совет отдать ее на реставрацию специалистам я не только этого не сделал, боясь лишиться лучшей марки с Х.Колумбом, но до сих пор не оценил ее даже на пенсии имея каталоги. Меня устраивает марка на марке выпущенная в Чили в 1953 к 100-летнему юбилею в идеальном состоянии.
2021-02-24 12:58:55, Леонид
Юрий вы всё сделали правильно, что не отдали марку на реставрацию, не стали рисковать. Но вот почему вы её не оценили имея каталоги, это не понятно. Даже если не собираетесь её продавать , цену на марку просто ради интереса знать было бы интересно.
Тема о реставрации марок очень интересна и познавательна, не на каком филателистическом форуме, не получишь ту информацию, которую можно получить на этом сайте от человека который посвятил всю жизнь филателии. Моя коллекция марок представляет ценность только для меня, марки у меня современные, много марок современной России, есть не много 1967 -1969 года, Сент Люссия, 1969 Ямайка, есть Сомали, есть Сьерра Леоне, Намибия, Парагвай, и т.д. в основном страны третьего мира, все чистые, но естественно с клеем. Куда же мы без клея? В мире коллекционеров сейчас ценятся марки бывших колоний, но так как в Израиле нет мира коллекционеров, а только маленький мирок, то я покупаю марки просто для души, и не иду в ногу с модой, не целясь на материальную выгоду от продажи в будущем своих марок.
Как известно, у кого что болит, тот о том и говорит. Тема клея и последствий от него для меня, это больная тема. Я потерял коллекцию отца из - за грибка, Бог с ними марками Ленина, меня убило, что практически весь космос СССР потерял и много других марок, память о той жизни.
Уважаемый Александр Сергеевич, знаю на сколько вы заняты, но хочу вас попросить, как будет время, пожалуйста напишите, посоветуйте, дайте пожалуйста какие - нибудь советы о том как вылечить марки от грибка, может есть какие средства. В настоящее время у меня с коллекцией всё в порядке, но благодаря Средиземному морю, надо готовиться к худшему и хотелось бы встретить худшее во всеоружии. Для одних коллекционеров более актуальна тема художников - дизайнеров АО Марки, для других реставрация, для третьих клей и его последствия. Марок без клея не будет, можно сколько угодно ругать за клей того кто это придумал, от этого нечего не измениться, но грибок на марках это болезнь, которая может попасть на клей даже в то время когда печатают марки и быть не заметным, а при благоприятных для грибка условиях грибок начнёт проявляться. Хотелось бы знать ваше мнение.
2021-02-25 17:19:45, Вадим
Мне кажется, реставрация, как и в живописи, допустима только, если марке грозит гибель. А внешний вид - дело второстепенное по сравнению с исторической ценностью марки.
2021-02-26 12:31:10, Леонид
Вадим, марки это очень хрупкий коллекционный материал, бумага это не полотно и не металл. Реставрация картин тоже вызывает неоднозначное отношение, тоже много споров об этом, не смотря на то, что реставрацией картин занимаются высококвалифицированные специалисты и если не перечислять года сколько раз и в каком году проходила очередная реставрация картины, не кто бы и не подумал, что картина реставрированная. Допустима реставрация марки, если она коллекционеру дорога, если она реставрируется не для продажи с обманом. А что реставрируют в марках в основном? Это клеевая сторона марки.
У монет другие проблемы, нумизматы тоже в перчатачках и с пинцетиком. Картины реставрируют во сносном с лицевой стороны. Ну а наш брат филателист озабочен клеевой стороной. Я думаю пришла пора выпускать альбомы для марок с прозрачными пластиковыми листами, чтобы ставить марки в нём с клеевой стороной которой можно любоваться в первую очередь, а рисунок можно и через пластик посмотреть, рисунок это дело “второстепенное”.
У нас в Израиле в некоторых суперах уже можно рассчитываться через телефон, в автобусах не принимают наличные, за проезд надо рассчитаться магнитной карточкой. Ещё несколько лет из обращения вообще исчезнут наличные деньги, а марки для почтовых отправлений исчезнут ещё раньше. Марки будут печатать со всевозможными золотыми оттисками и землёй с олимпийских стадионов, чтобы компенсировать утраченную повседневную потребность в них. Останется клей, реставраторы, грибки на клеевой стороне. И если в филателии не произойдёт перемен учитывая современную действительность, то как бы грустно не было говорить об этом, но не смотря на всю эту агитацию и пропаганду, это дело потихоньку затухнет.
2021-02-26 12:56:13, Сергей
Леонид у нас все время поет за упокой. Переживет филателия и все гаджеты, и магнитные карточки (чипы будут вживлять в ленивых людей, чтобы они даже в карман за карточкой не лезли). Вон уже мебель специально состаренную продают, винтажных магазинов расплодилось как грибов. Людям память дорога. И чем больше будет проходить времени, тем ностальгия будут сильнее. А про альбомы для марок с прозрачными пластиковыми листами Вы точно подметили! Фирма Линдер такие уже выпускает. Можно в них сразу марки кверху по....клеем класть, кому это нравится.
2021-02-26 14:42:40, Леонид
Альбомы фирмы Линдер, я бы посоветовал жёнам дарить их мужьям, если они хотят, чтобы муж бросил филателию.
Насчёт антиквариата вы правы, есть к нему интерес. В Москве носят вёдрами старинные российские монеты из Китая, а орден Победы, которым награждали высшие военные чины, можно купить на али экспресс из Гонконга. Подделывают даже современные марки, не говоря о марках старых. Я не пою за упокой филателии, я за перемены, там где я живу нет вообще филателии, нет реставраторов, нет фил магазинов, есть пару филателистов за восемьдесят лет с марками эпохи СССР. Я просто против клея на марках, я просто считаю, что клей на современных марках смотрится как корове седло. И считаю, что эта химия с другой стороны марки, испортит её независимо от того, в каких хороших условиях она будет храниться, это лишь вопрос времени. Я не получаю удовольствия когда переворачиваю марку, когда я её переворачиваю на моём лице вся печаль еврейского народа.
2021-02-26 17:24:47, Евгений
Дискутировать можно долго. Реставраторы живописи и клейнаносящие в филателии - разные профессии. Да и искусствоведы не в один голос говорили, что частое восстановление живописного слоя уже приводит к вопросу: а что осталось от Живописца? Его ли это работа и время создания? Мне кажется, что можно провести параллель - если на Чёрный пенни нанести клей, то абсолютного ответа на вопрос 1840 года эта марка, уже неуверенный ответ. У меня эта марка гашеная и без клея, тут вопроса нет. А вот, например, Ополчение - чистая и без клея. Никогда даже в мыслях не имел чтобы его нанести.
2021-03-14 10:10:50, Леонид
Я взял глаза в руки, ошибка на марке, 1818 дата рождения, дата смерти 1943.
Комментировать статью: