Ольга Сваричовская увлекалась коллекционированием и собрала целый домашний архив. В Главархиве хранится личный фонд Ольги Сваричовской, который она передала в архивное управление еще при жизни. Сюда вошли ее краеведческие работы, переписки, дневники 1905-1938 годов, оформленные в виде книги с собственными иллюстрациями.
Особенностью фонда является личная коллекция Сваричовской, в составе которой имеются открытки, фотографии, вырезки из газет и журналов, марки, почтовые карточки и многое другое.
Ольга Сваричовская родилась 27 марта 1892 года в Курске в семье артиллерийского подпоручика Владимира Егорьева и Ольги Наумовой, которая происходила из купеческой семьи Алехиных. Со своими родителями Ольга жила в Санкт-Петербурге, училась в Смольном институте благородных девиц. В 1910 году девушка окончила Петроградскую частную женскую гимназию имени святой Евфросинии. Затем Ольга Сваричовская поступила на Высшие женские естественно-научные курсы Лохвицкой-Скалон.
В 1911 году отец Ольги был командирован на 3 года в Черногорию, поэтому в Россию девушка вернулась лишь в конце 1913 года. Здесь она поступила в Петербургское художественное училище, которое не успела закончить – началась Первая мировая война. Во время войны Сваричовская работала в госпиталях, свидетелем того периода является снимок, на котором Ольга изображена в форме сестры милосердия. Затем Ольга Сваричовская в 1918-1920 годах работала машинисткой, в Москву вместе с отцом она переехала как раз в 1920 году. Тогда же Ольга вышла замуж за Дмитрия Сваричовского. У них родился сын, но брак скоро распался.
Затем у женщины родились еще два сына, их отцом был Яков Мамет. Семейная жизнь Сваричовской сложилась трагично: Мамет умер в 1938 году, один из сыновей в 1944 году погиб на фронте, другой умер от малокровия в 1960 году.
После кончины мужа, Сваричовская окончила курсы росписи тканей, а также курсы рисования и живописи. Так она начала работать в различных оформительских артелях. Когда началась война, Ольга с семьей была эвакуирована в Узбекистан, где начала работать скульптором-бутафором. Вернувшись в Москву в 1943 году она устроилась на фабрику настольно-печатных игр, затем стала бутафором в Театре имени Евгения Вахтангова и в Государственном театре киноактера. После уже на постоянной основе до 1955 года Сваричовская трудилась бутафором в Студии киноактера при киностудии «Мосфильм».
Ольга Сваричовская увлекалась историей и культурой России, активным коллекционированием и собирательством. С 1925 года она участвовала в работе Ученой Комиссии при Отделении Государственного Исторического Музея «Старая Москва», входившей в состав ученой комиссии при отделении Государственном историческом музее, была постоянным посетителем заседаний Клуба любителей книги и Общества книголюбов в Москве. Так, среди документов фонда Сваричовской представлены ее краеведческие работы, а увлечение книгами вылилось в написание рассказов, пьес, сказок и стихов – которые также можно найти в Главархиве.
Интересно, что свои дневники Сваричовская вела в виде книг с единым повествованием, которые она снабжала собственными иллюстрациями. В них содержится множество воспоминаний о своей жизни, о семье, встречах с известными людьми, деятелями культуры, искусства и литературы.
Кроме того, с 1951 года и почти до конца жизни Сваричовская у себя дома проводила литературно-исторические вечера. Они проходили ежемесячно по 17-м числам и носили название «Вечера 17-х чисел». Выбор даты был связан с днем рождения и гибели одного из сыновей. На этих вечерах с докладами выступали литераторы, художники, историки, врачи, люди разных поколений и специальностей. Записи о том, как проводились эти вечера сохранились в Главархиве столицы, здесь также можно найти записи, сделанные во время лекций в Третьяковской галерее, в музеях и библиотеках, на Никитинских субботниках, Суровежинских четвергах и других мероприятиях.
Большую коллекцию Ольги Сваричовской составляют различные собранные материалы: вырезки, афиши, почтовые и поздравительные открытки, марки и конверты, листы отрывных календарей и многое другое.
Любопытно, что коллекции имели названия. Например, есть «Люди и быт» или «Мой современник» – каждая коллекция отличалась по своему составу и тематике. Такие собрания составлялись коллекционером из документов, сохраненных в семье Егорьевых-Алехиных-Сваричовских, а также из любых изобразительных источников по определенной теме.
Источник: www.mos.ru