Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

"И в Сибири люди живут да хлеб жуют". Какие открытки коллекционировали в семье Николая II

2021-08-05 09:02:57, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В тюменском Музейном комплексе им. И. Я. Словцова открылась выставка "Детский музей истории русской открытки".

На выставке представлено 1200 почтовых карточек, выпущенных до революции и во времена СССР. Большая часть посвящена теме детства. Рассматривая открытки, взрослые вспоминают свои юные годы, а дети узнают, каким было детство у их пап и мам, дедушек и бабушек.

– Экспозиция разделена на шесть разделов: "Мир сказки", "Дети России", "Дети СССР", "Праздники", "Космос" и "Русская старина", – рассказывает Лев Боярский, старший научный сотрудник Музейного комплекса им. И. Я. Словцова. – Самые ценные экспонаты – подлинные фотооткрытки начала XX века с изображениями членов царской семьи – императора Николая II, наследника престола цесаревича Алексея.

Эта коллекция появилась в тюменском музее в 2017 году.

– В начале 2016 года Союз филокартистов России и издательский дома "Крепостновъ" вышли с идеей создания просветительского проекта – "Детский МИР (Музей истории русской) открытки". С июня по сентябрь того же года "Детский МИР открытки" экспонировался в Центральном доме художника в Москве. Он стал самой масштабной филокартической экспозицией за всю историю коллекционирования почтовых карточек. Были представлены 3,5 тысячи открыток, – продолжает Лев Боярский. – А в октябре 2017 года "Детский музей истории русской открытки" был передан на постоянное хранение к нам в Тюмень, в Музейный комплекс им. И. Я. Словцова. Коллекцию в количестве 2800 предметов пожертвовала организация-меценат.

Филокартия зародилась в конце XIX века, когда почтовые открытки начали выпускать массово, большими тиражами. – В конце XIX – начале XX веков возникли первые организации филокартистов. Стали издаваться тематические журналы и каталоги. С тех пор мода на коллекционирование не прекращалась никогда. Собирательство открыток было достаточно популярно в советское время и остается популярным и в наши дни. Сейчас они активно продаются и покупаются на интернет-аукционах, – говорит Лев Боярский.

Особенно популярны на заре филокартии были открытки художницы Елизаветы Бём. Они пользовались поистине всенародной любовью: их коллекционировали даже в семье Николая II.

– Открытки работы Елизаветы Бём действительно можно было встретить и в крестьянской избе, и в императорском дворце. Выполненные в народном ключе, образы ее открыток близки по духу любому русскому человеку. А уютные семейные сценки и образы детей апеллируют к воспоминаниям взрослых людей о детстве. Учитывая, что художница смотрела на мир сентиментальным, "женским" взглядом, предположу, что собирательницами открыток Бём также были преимущественно женщины, – считает Лев Боярский.

Художница работала акварелью и создала свой неповторимый стиль: дети в русских национальных костюмах – выражение их лиц как правило не по-детски задумчиво и серьезно, и эффект от этого контраста усиливается поговорками – опять же отнюдь не детскими: "Маленькая рыбка лучше большого таракана", "Станем гадать: как бы девку замуж отдать", "Купим себе деревеньку, да заживем помаленьку", "Выпьем чайку, позабудем тоску", "Милости прошу к нашему шалашу", "И в Сибири люди живут, да хлеб жуют", – открытки Бём настоящая энциклопедия русского фольклора. В общей сложности художница создала около 300 открыток с оригинальными сюжетами.

– На выставке представлено 150 открыток авторства Елизаветы Бём. Можно увидеть работы из серий "Иллюстрированная Азбука", "Открытки к праздникам", "Пословицы", "Загадки", "Народности России" и других, – уточняет Лев Боярский.

Моделей для своих сюжетов Елизавета Бём находила в родовом имении в Ярославской губернии, где проводила каждое лето. Приятельница и первый биограф художницы Софья Лаврентьева рассказывала, что Бём основательно готовилась к каждой поездке, заранее закупая целый ворох подарков для крестьянских детей. В деревне "барыня, одарив всех, принималась за срисовывание своих маленьких друзей, во всех видах и положениях, чего они не избегали, но охотно позировали... "

Дети очень любили Елизавету Меркурьевну, но выговорить ее имя и отчество не могли, поэтому называли по немецкой фамилии мужа – Бёмихой. Однако непросто было найти более русские по своей сути образы, чем те, что создавала Бёмиха. Она настолько любила свою родину, что отказалась от эксклюзивного договора с французским издательством, чтобы ее работы продолжали печатать в России.

– В иллюстрированном каталоге работ Елизаветы Бём, изданном издательским домом "Крепостновъ" в 2012 году, приводится цитата Софьи Лаврентьевой: "В последние годы Е. М. получала массу заказов на карточки из Парижа. Один издатель даже сделал ей предложение, чтобы она работала исключительно на него, но, несмотря на чрезвычайно выгодные условия, Е. М. не захотела так рабски связывать себя... Разорвать связь с русскими издателями ей, как истинной патриотке, было не по душе". По-видимому, речь идет о Илье Лапине, русском издателе, жившем в Париже. В начале XX века он издал небольшой тираж открыток Бём, – говорит Лев Боярский.

Елизавета Бём скончалась за три дня до начала Первой мировой войны, и с ее смертью закончилась целая эпоха в истории русской открытки. Но созданный художницей стиль продолжил жить.

– Елизавета Бём была одним из основоположников русской иллюстрированной открытки, и у нее появилось масса подражателей, – рассказывает Лев Боярский. – На нашей выставке можно увидеть целые серии открыток, выполненных в похожей манере в начале XX века. Это 15 рождественских и пасхальных открыток Елены Лебедевой-Анохиной, 38 открыток из серии "Дети на войне" Александра Лаврова, а также все 10 открыток серии "Дети-политики" Владимира Табурина.  

Социал-революционер и социал-демократ, кадет и трудовик, большевик и меньшевик, капиталист и буржуй, бундист, умеренный и анархист – в серии "Дети-политики" Табурин охватил все типажи революционной России, изобразив малышей в хорошо узнаваемых тогда образах.

Однако наибольшую популярность Табурин получил, создавая открытки в стиле Елизаветы Бём. Первая известная серия его работы была выпущена по заказу компании "Зингер" в 1905 году. Она называлась "Русские пословицы в лицах" и состояла из шести штук: "Не красен обед пирогами, а красен едоками", "Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь", "Хорош Мартын, когда есть алтын. Худ Роман, когда пуст карман", "Не рой ямы другому, сам в нее упадешь", "За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь", "Для милого дружка и сережка из ушка".

– Серия "Пословицы в лицах", нарисованная для фирмы "Зингер", на выставке не представлена. Однако открытки из этой серии хранятся в фондах Музейного комплекса им. И. Я. Словцова. Они появились у нас еще до "Детского МИРа", – уточняет Лев Боярский. – На выставке представлены военные открытки Владимира Табурина 1914–1916 годов: "Ни с небом, ни с ветром не дружись...", "В тесноте, да не в обиде", а также уже упомянутая серия "Дети-политики" 1917 года.

Почтовые карточки олицетворяют историю, которую в самом буквальном смысле можно потрогать руками. Выставка будет работать весь 2021 год.

Photo: Елизавета Бём (Public domain)

Марина Аронова

Источник: www.sibreal.org



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Выживет ли почтовая марка?
  • Брестская крепость сквозь века и страны. Окончание
  • Брестская крепость сквозь века и страны
  • Мастера художественной литературы – филателистам
  • Виртуальная выставка. Олимпиада - 1964
  • История одного афоризма
  • Уникальная коллекция педагога
  • Виртуальная выставка. Кактусы
  • Это мир Тарковского. Окончание
  • Это мир Тарковского
  • Виртуальная выставка. Вселенная глазами космонавта
  • Музыкальная Пушкиниана. Окончание
  • Музыкальная Пушкиниана
  • Лучшей маркой 2021 года стала...
  • Основоположник квантовой электроники
  • Виртуальная выставка. Пчеловодство
  • Наследственная серия
  • Виртуальная выставка: «С горячим южным приветом, ваши пингвины!»
  • Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
  • Первая российская марка хранится в Иркутске
  • К 200-летию художника Уильяма Линтона
  • Приглашаем к обсуждению. Внутренний туризм
  • Русский мастер гравюры
  • Виртуальная выставка. Эстетика и лаконичность «космических» штемпелей
  • Дизайнер почтовых открыток
  • Виртуальная выставка. Совы и филины
  • Коллекция журналиста
  • Чем запомнился 2021 год в Филателии?
  • Советский Новый год: рассматриваем открытки из коллекции челябинца
  • Календарь филателиста. Декабрь 2021 года
  • Алгоритмы привлекательности. Окончание
  • Алгоритмы привлекательности
  • Умеете ли Вы измерять зубцы на марках? или О дружбе Филателии и Математики
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Открытки отдают тепло, с которым были созданы
  • Коллекция без претензий
  • Образ Юрия Никулина в филателии
  • История появления рождественской открытки
  • Виртуальная выставка. Художница с двумя фамилиями
  • Размер зубцовки и учебник 7-го класса по физике, или Откуда берутся четверти
  • Лучшая марка 2021 года
  • ФилОбзор от наших читателей. Народное ополчение
  • Приглашаем к обсуждению. Кругобайкальская железная дорога
  • От гонцов до онлайн-сервиса: о чём может рассказать Музей истории тамбовской почты
  • Виртуальная выставка. Шелковые конверты. Великобритания
  • Филателия Бориса Огли
  • Советский Новый год глазами юных филателистов
  • Марий Эл на почтовых марках
  • ФилОбзор от наших читателей. В хоккей играют настоящие мужчины
  • Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
  • Виртуальная выставка. Связь времен
  • Приглашаем к обсуждению. Итоги филателистического года
  • Готовим пироги с марками
  • Конкурс: И я здесь был… Байкал
  • История рождественской открытки
  • Как я из «хроника» стал «тематиком»
  • Филателия – это не только хобби, искусство, но и наука
  • Филобзор. Маршалы Победы
  • Самая красивая марка Аландских островов 2021 года
  • Филателист, почта, кинокадр
  • Самая старая марка в коллекции
  • А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления
  • Календарь филателиста. Ноябрь 2021 года
  • Марки не горят, или Зачем человеку память?
  • Приглашаем к обсуждению. Два взгляда на один вопрос
  • Фил.обзор от наших читателей. Туризм в Арктической зоне
  • Грациозность Эжена Грассе
  • Арктический туризм
  • Как не ошибиться при покупке? Ценные советы опытного филателиста
  • Что такое чернодрук?
  • Фальшивые трюки
  • К юбилею Н.А. Некрасова
  • Фил. обзор от наших читателей. 300 лет прокуратуре
  • Семнадцать тысяч открыток для музея
  • Подарок для Дарьи
  • Образ святого Георгия Победоносца в филателии
  • Пушкиниана. Пушкинские места России
  • Художник Отто Экман глазами филателиста
  • Фил.обзор от наших читателей. Юбилей Достоевского
  • Искусство силуэта в почтовой графике
  • ФилМарафон. Кто следующий?
  • Читаем Достоевского
  • Американский фил.план на 2022 год
  • Фил. обзор. Часовой завод «Ракета»
  • Фальсификаты массовых марок
  • Заграничный обмен, или Как это было 100 лет назад
  • Мастерство фальсификации, или Как не дать провести Вас за нос?
  • Лимонка – поучительная история одной марки
  • Дружба в альбомах филателиста
  • Картины, написанные точками
  • Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
  • Календарь филателиста. Октябрь 2021 года
  • Фил. обзор от наших читателей. Создатель советской нефтяной геологии
  • Магия Рождества Марджалисы Питкяранта
  • Приглашаем к обсуждению. Российская марка по программе «Европа»
  • Разбираем архивы. Мультики-пультики
  • Искусство Бердслея: филателистический взгляд
  • Филобзор от наших читателей. Георгиевский зал
  • Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
  • РЕЗОЛЮЦИЯ ХII научно-практического семинара по истории почты и филателии 2021
  • Мифы и легенды о совах и филинах
  • Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии. Окончание
  • ХII научно-практический семинар. Программа
  • Филобзор от наших читателей. Маяки России
  • Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии
  • И невозможное возможно!
  • Приглашаем к обсуждению. Кто поддержит молодежь?
  • Письма в жизни Рериха. Окончание
  • Приглашаем к обсуждению. Какие планы на 2022 год?
  • По следам наших публикаций. Варианты оформления коллекции
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций
  • Фил.обзор от наших читателей. Дом-музей Чехова в Ялте
  • Как прошел ХII научно-практический семинар. Подробности
  • Первая городская выставка филателистов и посткроссеров Воронежа
  • Разбираем архивы. От голубя до «соб@ки»
  • Неделя почтовых коллекций
  • Письма в жизни Рериха
  • Приглашаем к обсуждению. Новогодняя марка
  • Филобзор от наших читателей. История отечественного тракторостроения
  • Необычный подход к маркам
  • Статья отмечена медалями
  • Об обычных страстях и старом дефиците
  • Филобзор от наших читателей. История Российского мундира
  • Мальта - сладкий мед
  • Пушкиниана. Сказка о царе Салтане
  • Новая жизнь старых открыток
  • Незатейливые истории. Способы отправки марок за границу
  • Филобзор от наших читателей. Ништадтский мирный договор
  • Вам привет из Таганрога
  • Разбираем архивы. Право выбора
  • Какая ты, самая красивая марка Европы? Ждем результатов
  • Далеко не этнографическая серия
  • Филобзор от наших читателей. Города трудовой доблести
  • Музей Земства
  • Филателия Узбекистана. Новая история
  • Выставка, резиновая марка и открытки из юрты
  • Недоступный QR-код
  • Фил.обзор от наших читателей. Гордость отечественного танкостроения
  • Разбираем архивы. Несломленный город
  • Фантики или будущее филателии?
  • Писал солдат на Цыганскую Поляну… Окончание
  • Самая популярная книга о филателии
  • Введение нумерации и дерзкие ограбления. К 150-летию Тульской городской почты
  • Почтовые марки СССР. Дефекты перфорации и печати на дефектной бумаге
  • К юбилею великого клоуна
  • Упрощение культуры
  • Разбираем архивы. Марки разные читать
  • С Днем шахтера
  • Фил.обзор от наших читателей. Образ современной России
  • От царского штемпеля - до советского