Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

2021-10-22 13:52:49, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Продолжаем рассказывать об итогах XII научно-практического семинара по истории почты и филателии. Тема семинара - 2021: «Сохранение культурного наследия и исторического единства России на знаках почтовой оплаты и открытках в музеях и частных коллекциях».

В ходе работы семинара были заслушаны выступления специалистов, некоторые из которых вызвали бурное обсуждение у присутствующих. Все, без исключения, доклады были очень интересными, информативными, насыщенными уникальной архивной информацией, документами и экспонатами из частных коллекций.  Мы же хотим познакомить вас с теми, которые наиболее нам запомнились и понравились...

Очень живой доклад получился у А.П.Дьяченко, коллекционера, члена Международной Ассоциации искусствоведов, который рассказал об инновационных процессах в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960-1980-хх годов. Также Андрей Петрович предложил возродить так называемый филателистический жаргон, который долгое время использовался филателистами, но сейчас, к сожалению, забыт.

С любезного разрешения автора, мы публикуем его доклад «Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов». 

*  *  *

Ушло в прошлое словосочетание «страны социалистического содружества». Но в альбомах остались марки этих стран. Филателисты старшего поколения хорошо помнят, что путь к этим маркам лежал через подписку: в СССР существовало абонементное обслуживание. Оно предусматривало, что держатель абонемента получает по 1 экземпляру марок социалистических стран. Раритетные эмиссии (допустим, беззубцовые блоки Венгрии) могли получать только активисты Всесоюзного Общества Филателистов (ВОФ). Марки бывшей Югославии, которая официально считалась социалистической страной, были недоступны.

Советские филателисты искренне переживали, что они так ограничены в приобретении новых коллекционных материалов, что не существует аналогичного абонемента на марки других стран, что их приходится доставать с большим трудом. При этом на наличие в собрании новинок соцстран смотрели как на нечто обыденное, само собой разумеющееся. Многие филателисты не скрывали своих симпатий к маркам капстран, считали их более интересными и в тематическом, и собственно в филателистическом отношении. Вспоминается, как переживали наши филателисты по поводу невозможности приобрести марку Франции, посвященную эскадрилье «Нормандия – Неман», ведь многие занимались темой Великой Отечественной войны. А те коллекционеры, которые разрабатывали ленинскую тему, хотели бы иметь марку Югославии, посвящённую столетию Ленина, но и она у нас не продавалась.

Прошло много лет, и почтовые эмиссии стран Восточной Европы смотрятся сегодня совсем иначе. Коллекционеры помнят такие легендарные имена как Вернер Клемке, Йозеф Герчик, Шандор Легради. Изучая творчество этих художников, можно с уверенностью сказать, что в марочной графике работали настоящие виртуозы. И совершались настоящие инновационные прорывы (под прорывами мы будем понимать выдающиеся, порой революционные достижения). Ведь многие марки бывших соцстран были подлинными сокровищами с точки зрения почтового дизайна и технологии изготовления. Причем это отмечают не только наши, но и зарубежные авторы.

В особенности это касается марок, напечатанных способом металлографии. Например, чешская металлография была верхом совершенства. Марки Чехословакии, выполненные в технике гравюры на металле, являются признанными шедеврами. Формы предметов были смоделированы тончайшими штрихами, да и цветовое решение марок всегда было удачным. Наши филателисты особенно охотно коллекционировали чехословацкие марки с репродукциями произведений живописи, среди которых мы находим работы Рембрандта, Дюрера, Пикассо и, конечно же, классиков чешского и словацкого искусства. После распада ЧССР металлографские марки продолжали и продолжают выпускать как Чехия, так и Словакия. И высокое качество сохранено.

Но вернемся в середину ХХ века. Едва ли не каждая марка Чехословакии могла быть проанализирована как произведение искусства. Гравёры Й.Герчик, Й.Швенгсбир и Й.Йирка получили мировую известность. Об особенностях чехословацких металлографских марок часто писал журнал «Филателия СССР», а художнику Й. Герчику была посвящена отдельная статья.

Марка с репродукцией картины П.Пикассо «Герника» была признана шедевром филателистической графики. И действительно – перевод монументальной фрески Пикассо на язык гравюры на металле было нелёгким делом. Сложное по своему художественному языку произведение трудно поддавалось переводу на язык металлографии. Марка получилась у Й.Герчика необыкновенно выразительной и мгновенно была раскуплена.

Металлография процветала и в Польше. В этом году отмечается столетие со дня рождения Чеслава Слани (1921 – 2005), выдающегося мастера гравюры на металле. Ч. Сланя является феноменом не только в почтовом дизайне, но и в искусстве середины ХХ века в целом. Он начинал создавать почтовые марки в социалистической Польше, а затем переехал в Швецию. Он создал почтовые миниатюры для нескольких стран, в том числе и для Великобритании. Тончайший штрих и блистательная передача игры света и теней сделали Сланю крупнейшим мастером марочной графики Европы и мира.

В советской печати имя Слани появилось поздно и в середине 1960-х годов не было у нас известно. Наших коллекционеров больше привлекали многоцветные польские серии, посвященные спорту, и знаменитые серии «Динозавры». Польский почтовый дизайн прочно ассоциировался с ярким многоцветьем и золотом (бронзирование было применено при издании спортивной серии). Но сегодня монохромные марки. Гравером которых был Чеслав Сланя, широко известны и у нас.

Помимо знаменитого Ч.Слани назовем и ещё одну польскую фамилию. Талантливый художник Януш Грабяньский (1929 – 1976) вошел в историю польской почтовой графики как автор уникальных серий марок «Кошки» и «Собаки». Этот самобытный иллюстратор снискал мировую известность своими замечательными циклами композиций к детской литературе, которые выполнены в свободной, раскованной манере. От иллюстраций один шаг до искусства почтовой марки. И вот Грабяньский переносит свою оригинальную манеру в сферу почтового дизайна. И эта попытка стала несомненной удачей. Жаль, что он создал только две марочные серии.

Зато «Кошки» и «Собаки» Яна Грабяньского получили мировую известность. Среди юных филателистов СССР эти серии пользовались колоссальным успехом. И если когда-нибудь будет написана история польского почтового дизайна, манера Грабяньского будет там обозначена как инновационный прорыв. Изображения из цветных пятен смотрелись настолько эффектно, что марки раскупали во всем мире. Давайте проанализируем уникальную стилистику Грабяньского.

Терминологически этот метод соответствует понятию ташизм (живопись пятнами). Но мы назовём здесь и ещё одно понятие: кляксография. Оно появилось ещё в девятнадцатом веке, в эпоху романтизма. Поэты-лирики при письме порою ставили на бумагу кляксы и для развлечения превращали их в причудливые изображения. Но при чем здесь марки?

Оказывается, можно создавать марки, имеющие в основе расплывчатые кляксы. Всё зависит от вкуса и чувства такта художника. Создавая почтовую миниатюру из серии Кошки», художник Грабяньский блестяще это доказал. Из двух серых клякс с подтеками он создал прекрасное изображение кошки. Это изображение имело одну особенность, которая прославила данную марку. Серая кошка… над чем-то смеялась. Это было настолько необычно, что марка, конечно же, вошла в историю мирового графического искусства. В аналогичной манере работал и чехословацкий художник Мирко Ханак (1921–1971), создавший немало изящных почтовых миниатюр. Жаль, что столетие со дня его рождения осталось незамеченным у наших филателистов. Ведь его марки также были подарком для коллекционеров, ценящих красоту.

Ещё одна особенность марочного искусства Польши – наличие так называемых панорам – марок, значительно вытянутых по диагонали. Это тоже были новаторские, прорывные решения. Тенденция частично сохранилась и сегодня, так как некоторые композиции, помещаемые на современных польских карточках с оригинальной маркой, отличаются особыми пропорциями вследствие вытянутости композиции по горизонтали. А заложена эта традиция была ещё в 1960-е годы.

Перенесёмся из Польши в Венгрию. Выдающийся венгерский художник Шандор Легради (1906–1987), крупнейший мастер графики малых форм, мог запомниться многим филателистам хотя бы по серии из трех многоцветных марок, посвященных 50-летию Октябрьской революции. Эта серия действительно выглядит очень красочной. Легради – религиозный художник, и как могло случиться, что он обратился к революционной теме? Скорее всего, художник выполнял официальный заказ почтового ведомства, заказ, от которого нельзя было отказаться.

Но филателисты не знали закулисной жизни маркоиздания соцстран и ориентировались на готовую продукцию, то есть на присылаемые в СССР марки и блоки. История создания тех или иных марок, варианты их исполнения были нам неизвестны.

Вот один колоритный пример. Блок Венгрии, посвящённый погибшим космонавтам, был почти что шоковым явлением для филателистов. Изображение Гагарина как падающего Икара было столь необычным для советского сознания, что этот блок стал для наших филателистов едва ли не самым удивительным явлением в почтовом дизайне Венгрии социалистического периода. Он мгновенно разошелся.

Марки бывшей Германской Демократической Республики отличались высоким качеством полиграфического исполнения и смелым новаторским дизайном. Яркой звездой в истории почтового дизайна Восточной Германии сияет имя профессора Вернера Клемке (1917 – 1994), художника, который считался неподражаемым в ГДР.

  

Он привнес в марочную графику нотку юмора: его персонажи забавны и радуют глаз. Им созданы серии марок «Герои детского телевидения», «История горного дела», «Сказки братьев Гримм» и даже «Сказка о мертвой царевне». Малый лист (клейнбоген), посвященный пушкинской сказке, был выпущен по просьбе учителя из Одессы В.Попелюхера и его учеников.

Маркам, созданным В.Клемке, посвящена отдельная монография, написанная коллекционером Матиасом Хаберцеттелем. А в СССР было выпущено две книги разных авторов о его самобытном творчестве. Книги, проиллюстрированные Клемке, переиздаются во многих странах.

Известно, что марки ГДР печатались в Государственной типографии ценных бумаг (бывшая фирма «Гизеке унд Девриен»). Там же печатались и некоторые марки Болгарии (например, многоцветная серия, посвященная иконописи). Качество офсетной печати всегда было очень высоким.

В маркоиздании ГДР было много интересных явлений. Например, 28 декабря 1962 года почта ГДР выпуском серии марок отметила 5-летие советской космонавтики. Это стало этапным событием в истории мирового маркоиздания, так как марки имели… общий фон. Сегодня этим явлением уже никого нельзя удивить, так как марки, объединенные общим фоном в виде сцепок и блоков, выпускают многие страны мира. Но в те годы композиция из космических марок, для которых были общими изображения Земли и Луны, была настоящей инновацией. Похожие выпуски появились на Кубе и в нашей стране, но ГДР была первым государством, выпустившим марки с общим фоном.

  

Нельзя отдельно не отметить восточногерманскую Россику. На марках ГДР мы находим портреты советских космонавтов, Зои Космодемьянской, Горького, Ленина, Дзержинского и Хрущёва. Полюбилась филателистам и марка ГДР с изображением статуи Матери-Родины на Пискаревском кладбище в Ленинграде. Очень интересные картины советских художников были отобраны для одной из серий ГДР (точное название выпуска «Картины русских и советских художников», 1969).

Сегодня невозможно вообразить, чтобы на марках современной Германии появились произведения советских живописцев, а когда-то это было возможно.

Почтовые ведомства соцстран нередко делали, образно говоря, подарки нашим коллекционерам-тематикам. Например, знаменитая румынская марка 1971 с картиной И.К. Айвазовского «Морской пейзаж» (1845) стала настоящим праздником для советских филателистов. В этом году данному выпуску исполняется 50 лет. Некоторые коллекционеры даже подумали, что эта марка с многоцветной репродукцией полотна великого мариниста откроет «галерею» почтовых миниатюр на тему «Русская живопись в зарубежных музеях», но этого не произошло.

Скажем отдельно несколько слов о теме декаданса. И она стала доступной коллекционерам не сразу и во многом благодаря маркам социалистических стран. Серия Чехословакии 1969 года «Творчество Альфонса Мухи» (1860 – 1939)» впервые донесла до восточноевропейских филателистов идеи декаданса: символику человеческой души, самодовлеющую роль извивающейся линии и изображение абстрактных понятий (например, музыка и танец) через тело человека.

Сегодня творчеству Мухи посвящены десятки марок разных стран, но когда-то серия ЧССР была единственной. И она открыла советским филателистам великого художника, а заодно и некоторые грани декаданса. Добавим к маркам, отражающим творчество А.Мухи, польские марки, рассказывающие об искусстве и репродуцирующие работы замечательных живописцев С.Выспяньского, Ю.Мегоффера и В.Слевиньского, которые расширят почтовую панораму символистского искусства. А ведь есть ещё и марки Венгрии, отражающие творчество живописца Йозефа Риппл-Ронаи. В совокупности мы получаем небольшую панораму декадентского искусства.

Добавим к ней и марку ГДР с репродукцией картины Фердинанда Ходлера «Портрет дамы», ведь Ходлер считался у нас декадентом и почти не популяризировался, а после выхода марки по крайней мере одна его картина стала знакомой коллекционерам марок. Перед нами настоящая дама эпохи декаданса с томным выражением лица. И это тоже прорыв.

И, наконец, нельзя не упомянуть искусство авангарда. Но советских марках середины ХХ века невозможно было найти работы художников-авангардистов. В данной статье мы анализируем восточноевропейские страны, и все же на минуту перенесемся в социалистическую Кубу, вернее, откроем альбом с кубинскими марками, так как их тоже выдавали по абонементам. И Куба создала прецедент воспроизведения живописи авангарда на знаках почтовой оплаты.

Живописи ХХ века на кубинских марках было очень много, хватило бы на небольшой выставочный экспонат (если включать в него ещё и КПД с соответствующими марками). Кубинская почта посвящала марки таким редким для нас художникам как Хоан Миро, Рене Магритт и Фриденсрайх Хундертвассер. Мы находим на кубинских марках даже одну картину художника русского Зарубежья Григория Шилтяна (1900 – 1985, а это беспрецедентный случай размещения на марке социалистической страны картины художника – русского эмигранта).

Мастера марочной графики восточноевропейских стран подхватили эту тенденцию и сами стали создавать марки в авангардистской манере. Чехословацкие марки на космическую тему смотрелись особенно современно, так как создавались с использованием стилистики конструктивизма и других направлений в искусстве ХХ века. Образы наших космонавтов, нарисованные структурно, вписанные в особую геометрию конструктивизма, конечно же, не могли не удивить филателистов. Космическая серия ЧССР была поистине прорывным решением. Это настоящий зрелый конструктивизм. А румынские марки со скульптурами знаменитого авангардиста Константина Бранкуси! Это был подлинный прорыв.

Идут годы. Сегодня мировой почтовый дизайн предельно разнообразен как по палитре стилистических приемов, так и по тематике. Сейчас уже трудно представить себе, чтобы какая-либо из восточноевропейских стран захотела «сделать приятное” России и специально отразила бы на филателистических объектах русскую тему, не говоря уже о теме советской. Разве что живописцы И.Айвазовский и Н.Краснов, а также А.Солженицын нашли отражение на марках некоторых стран. Двухсотлетие Пушкина отметила одна Болгария. Она же отметила 50-летие полета В.Терешковой.

Вроде бы, мы наблюдаем спад восточноевропейской Россики. Однако юбилей И.К.Айвазовского (2017) доказал, что появление русской темы на марках стран Восточной Европы (Болгарии и Румынии) в принципе возможно и сейчас. Но не является ли Айвазовский счастливым исключением из правил? Ведь все же многие деятели отечественной культуры, заслуживающие право быть запечатленными на марках зарубежных стран, остаются за бортом.

Так, например, мы хорошо знаем, как часто материалом для польских фильмов и театральных постановок становились произведения Ф.М.Достоевского. Среди киноверсий мы обнаруживаем даже поставленный в Японии фильм «Настаcья Филипповна», созданный Анджеем Вайдой (он снял ещё и экранизацию романа «Бесы»). И вот в этом году отмечается 200-летие Достоевского. Увидим ли мы польскую марку на эту тему? Скорее всего, нет. Отношения с Польшей таковы, что Польская Почта пройдёт мимо великого русского прозаика.

А какие страны отметят эту дату? Об этом остается только отдаленно догадываться. И теперь давайте сравним сложившуюся ситуацию с потоком почтовых эмиссий далеких лет, например, на тему «А.М.Горький». Марки, посвященные знаменитому писателю, вышли в большинстве социалистических стран. Филателисты старшего поколения помнят великолепную тематическую разработку А.Д.Гдалина о Горьком, и именно филателистические объекты бывших соцстран (ГДР, Венгрии, Болгарии) дали для этого экспоната богатый материал.

Сегодня трудно ожидать появления потока восточноевропейской Россики. Но отметим на этих страницах, что отечественные филателисты бережно хранят марки прошлых лет и помнят о плодотворных межнациональных контактах, которые привели к появлению замечательных почтовых эмиссий.

Жизнь идет вперед, мир стремительно меняется, и мы становимся свидетелями появления все новых и новых изобретений, товаров, традиций, правил, стилей… При этом набирает обороты процесс реконструкции и анализа опыта прошлых лет. Абонементное обслуживание советских филателистов и изучение филателистических брэндов – часть этого опыта, а не только анахронизм. И пусть восточноевропейские марки, полученные некогда по абонементам ВОФ и прокомментированные на страницах журнала «Филателия СССР», помогают нам не забывать прошлое.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1) Бродский В.Я. Искусство почтовой марки. М., 1967.

2) Гдалин А.Д. Филателистическая Пушкиниана. М., 1981.

3) Дьяченко А.П. От концептуализма к постмодернизму. Современное состояние и перспективы развития почтового дизайна. В кн.: Сборник методических материалов по итогам проекта «Нулевая верста». – Санкт-Петербург, 2010.

4) Карлинский В.А. Марка зовет в путь. М: Связь. 1966.

5) Кисин Б.М. Страна филателия. М., 1970.

6) Обухов Е.А. Сто великих почтовых марок. М., Вече, 2021.

7) Сашенков Е.П. Почтовые сувениры космической эры. М: Cвязь, 1969.

 

А.П. Дьяченко

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Международной Ассоциации Искусствоведов (AIC)

Статьи по теме:

ХII научно-практический семинар. Программа

Как прошел ХII научно-практический семинар. Подробности

Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций

РЕЗОЛЮЦИЯ ХII научно-практического семинара по истории почты и филателии 2021




Комментарии к статье:
2021-10-28 22:43:37, Валерий
Когда собирал марки, то совсем не думал о их происхождении. Статья - доклад показала обратную сторону (в хорошем смысле ) филателии. Было интересно. Спасибо
2021-10-29 14:36:36, Максим Грошев
Елена, большое спасибо и Вам, и А.П. Дьяченко за великолепный и интереснейший доклад! Получил огромное удовольствие от прочтения. К сожалению, с исчезновением журнала "Филателия" серьезно пострадала и филателистическая журналистика. Спасибо Вам и площадке Филателия.ру за подобные материалы!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы