Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

2021-11-02 11:38:02, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

200-летие Федора Михайловича Достоевского (1821–1881) – одно из ключевых событий в культурной жизни России 2021 года. Эту дату отмечает вся страна. Достоевский получил признание ещё при жизни. Его романы “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Бесы” и “Подросток”, проза малых форм и публицистика снискали мировую известность.

Достоевского проходят в школах как признанного классика. Читатели и критики много лет спорят о том, можно ли анализировать “Преступление и наказание” в юном возрасте”, будет ли этот непростой роман понятен подросткам? Роман очень сложный и многое зависит от учителей, от их умения приобщить учащихся к этому памятнику русской литературы.

Великого русского классика ценят в мире, прежде всего как уникального знатока человеческой психологии, как автора, который был способен уловить и отразить в слове тончайшие движения души. Более того, принято считать, что он в романе “Бесы” предвидел многие катаклизмы в социально-политической жизни России ХХ века.

Фёдор Михайлович Достоевский родился в 1821 году в Москве, в семье военного врача. Он окончил Инженерное училище в Санкт-Петербурге (здание Инженерного замка представлено на марках).

Переводил на русский язык прозу Бальзака, затем стал писать собственные произведения. В 1846 году он дебютировал в литературе повестью “Бедные люди”.

Одним из первых рецензентов этого произведения был Н.А. Некрасов, юбилей которого также отмечается в этом году. Некрасову посвящен российский почтовый блок, а ранее его творчество было отражено на трех российских марках.

Два таких значительных юбилея – повод погрузиться в мир литературы девятнадцатого века.

Жизнь Достоевского была богата как страданием, так и счастьем. В биографии писателя были военная служба и каторга, карьера прозаика и публициста, бедность, жизнь за границей, увлечение рулеткой и конфликты с коллегами-литераторами. И, конечно же, успех его великих романов и триумфальное шествие его книг по всему миру.

Петербург Достоевского, отраженный на многих открытках – это целый мир, который, как известно, не похож на парадный, классический Петербург. В коллекциях филокартистов имеется несколько сувенирных наборов открыток, посвященных мемориальным местам, связанным с писателем и его персонажами.

Это город униженных и оскорбленных, город, в котором герои мечутся в поисках ответов на мучительные философские вопросы. Не случайно Достоевского все чаще сравнивают с Францем Кафкой, который был знаком с романами русского классика и герои которого бродят в лабиринтах страха и непонимания. Эти персонажи столь же сложны и противоречивы, сколь и герои Достоевского (поэтому марку, посвященную Кафке, мы тоже отнесем к нашей теме).

Среди типажей, созданных писателем, мы находим так называемого “человека угла” – одинокого персонажа, не нашедшего своего счастья. Некоторые филателисты находят черты именно этого типажа в картине Богуслава Рейнека “Натюрморт с автором” (это полотно воспроизведено на марке Чехии). В 1881 году Ф.М.Достоевский скончался в возрасте 60 лет. В Петербурге существует его мемориальная квартира, в которой бережно воспроизведена домашняя обстановка. Историко-литературная часть музея рассказывает о Достоевском-литераторе.

  

В музее часто проходят выставки, научные конференции и лекционные мероприятия. Было бы замечательно, если бы дом, в котором расположен музей, появился на почтовом конверте (ведь на одной из зарубежных марок он уже есть).

Признаем с некоторой горечью, что Достоевскому посвящено не так много марок, и всё же облик писателя нашел разностороннее отражение в филателистических материалах. Портреты писателя мы видим на марках СССР, Болгарии, Румынии.

В Российской Федерации готовится к выпуску почтовый блок, художником-дизайнером которого является О.Савина. Ранее анонсировалась одиночная марка, но самая последняя информация содержит сведения о выпуске именно блока. На нём репродуцированы два произведения И.С.Глазунова: портрет Ф.М.Достоевского и сцена из повести “Белые ночи”. Произведения скомпонованы так, будто они являются элементами книжного переплета (очень интересный пример почтово-филателистической фантазии). На момент написания статьи известно ещё и о планируемом выпуске в Кыргыстане.

“Нормативным” портретом Достоевского является картина русского художника В.Г. Перова, для которой писатель специально позировал. Именно этот портрет воспроизведен на обеих советских марках (1956 и 1971 годов выпуска). Портрет писателя отличается поразительным сходством. Дом, в котором Достоевский позировал Перову, сохранился до наших дней.

 

Вот один интересный факт. Достоевский был скорее всего равнодушен к маркам, однако его вторая жена, Анна Григорьевна Достоевская (урожденная Сниткина) была одной из первых в России женщин-филателисток и состояла в Дрезденском филателистическом обществе. В биографическом телесериале о писателе, снятом режиссером В.Хотиненко, есть сцена, в которой супруги Достоевские едут в поезде, и зритель вдруг видит, как Анна Григорьевна… достает филателистический альбом и начинает клеить туда марки.

Этот эпизод представляет интерес для филателистов, но бросается в глаза одно обстоятельство: Анна Григорьевна наклеивает марки на страницы, сделанные из черной бумаги. Альбомных листов черного цвета в девятнадцатом веке не существовало (престижным было размещать марки на листах кремового цвета с виньетками по углам). Возможно, создатели фильма вдохновились оформлением книги В.Бродского “Искусство почтовой марки”, в которой большинство знаков почтовой оплаты даны на эффектном черном фоне. Однако это дизайнерские изыски 1960-х годов: в девятнадцатом веке такой моды ещё не было.

Творчество писателя принято рассматривать на фоне широкого общемирового контекста. Рядом с именем Достоевского очень часто называют имена Диккенса и Бальзака. И действительно: Федор Михайлович очень любил и высоко ценил этих замечательных авторов. Они во многом сформировали его мировоззрение.

Нельзя не упомянуть и великого Сервантеса: Дон Кихот был одним из любимых героев русского классика. Говоря о Достоевском, литературоведы и философы также часто упоминают Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда. Ницше с его культом сверхчеловека и Фрейд со свойственным ему проникновением в природу подсознательного находились под сильным влиянием Достоевского, заимствовали у него психологическую глубину.

  

Уильям Фолкнер (1897 – 1962) хорошо известен в России и является излюбленным чтением среди интеллектуалов. Об общих чертах в творчестве Достоевского и Фолкнера немало написано, вот уже много лет как литературоведы сравнивают их, ищут все новые общие черты в творчестве двух писателей. Главная общая черта двух писателей – сложность мира их героев, их напряженные умственные искания.

Очень интересные сравнения проводят биографы Достоевского и с творчеством Джека Керуака (1922 – 1969), основоположника битнической литературы. Странствия героев Керуака по дорогам Америки сродни блужданиям персонажей Достоевского по мрачным улицам городов. И те и другие ищут смысл жизни.

Великий английский поэт и прозаик Оскар Уайльд (1854 – 1900) взял у Достоевского тему страдания. Отметим также, что литературоведы видят сходство “Записок из мертвого дома” с некоторыми произведениями А.И.Солженицына, поэтому марку, посвященную знаменитому русскому прозаику ХХ века, мы тоже поместим в нашу подборку.

А выдающийся норвежский прозаик Кнут Гамсун (1859 – 1952) по праву считается скандинавским Достоевским. У двух писателей так много общего, что литературоведы изучают эти историко-литературные связи много лет. 

Имеющиеся филателистические материалы позволяют нам разрабатывать тему, касающуюся экранизаций великого русского классика. Крупнейший японский режиссер Акира Куросава (1910 – 1998) обращался к творчеству Достоевского несколько раз. Он экранизировал роман “Идиот”, причем перенес действие в Японию. Фильм Куросавы считается чуть ли не самой лучшей экранизацией книги Достоевского всех времен. К счастью, на марке мы находим кадр из этой картины.

А. Куросаву во многом вдохновлял выдающийся японский прозаик Акутагава Рюноске (1892 – 1927), автор повести “Жизнь идиота”, мотивы которой содержат прямые параллели с творчеством русского классика. Портрет писателя в молодости мы видим на японской марке.

Польский режиссёр Анджей Вайда экранизировал “Бесов” и “Идиота” и несколько раз ставил Достоевского на сцене.

Выдающийся киноактер (и увлеченный филателист) Юл Бриннер в 1958 году сыграл роль Дмитрия Карамазова в фильме Ричарда Брукса “Братья Карамазовы”. Роль Грушеньки в этом фильме исполнила выдающаяся швейцарская актриса Мария Шелл (1926 – 2005), портрет которой мы находим на марке Австрии. По тем временам это была едва ли не самая масштабная экранизация знаменитого романа. Бриннер был филателистом, и его образ мы находим на многих марках. Но кадра из “Карамазовых” в филателистических материалах пока нет.

Зарубежные экранизации Достоевского долгое время не были отражены на марках. Однако на марке Италии, посвященной кинорежиссеру Лукино Висконти (1906 – 1976) мы замечаем название фильма “Белые ночи”. Мы видим эти слова и на памятном почтовом штемпеле.

Интересно, что Висконти перенес действие фильма из Петербурга в итальянский город Ливорно. Роль Настеньки (в фильме ее зовут Natalia) исполнила вышеупомянутая актриса Мария Шелл. А портрет Марчелло Мастроянни, сыгравшего роль Мечтателя (по фильму – сеньора Марио), мы видим на марках многих стран. Выберем одну из них, и пусть она дополнит уже имеющийся филматериал о Достоевском. Оговорим здесь, что партнером Мастроянни был знаменитый Жан Маре, сыгравший жениха Настеньки (его героя зовут Джулиано).

Ещё один талантливый режиссер – Бернардо Бертолуччи в течение всей своей творческой жизни находился под сильным влиянием Достоевского. Выдающийся французский актер Жан-Луи Трентиньян в фильме “Конформист” (по роману Альберто Моравиа) сыграл персонажа, который суммирует черты сразу нескольких героев Достоевского – от Раскольникова до князя Мышкина. К счастью, существует марка с портретом Трентиньяна, и мы можем, взглянув на нее, вспомнить те места из “Конформиста”, которые напоминают нам прозу русского классика. Фильм Робера Брессона “Кроткая” тоже нашел отражение в филателии.

На марке Чехии мы находим плакат к этому фильму, выполненный в сюрреалистической манере. Всего Брессон обращался к творчеству Достоевского дважды (кроме “Кроткой” он вслед за Висконти экранизировал ещё и повесть “Белые ночи”, перенеся действие в современную Францию). Известно, что Р. Брессон был любимым режиссером Андрея Тарковского (1932 – 1986).

А сам Тарковский? Отдельные мотивы и темы Достоевского мы находим в его фильмах “Зеркало” и “Сталкер”. Тарковский собирался ставить телевизионный сериал по роману “Идиот”, но не успел. Зато мы встречаем упоминание о романе “Бесы” в фильме Тарковского “Зеркало”.

Нельзя не упомянуть и изобразительное искусство. Австрийский художник и писатель Альфред Кубин (1877 – 1959) создал немало произведений, посвященных теме ужасного и трагического. Он выполнил цикл иллюстраций и обложку для издания повести Достоевского “Двойник” и фантастическую композицию “Памяти Достоевского” (“In memoriam Dostojewski”). Кубин, не бывавший в Петербурге, точно уловил драматическую атмосферу, свойственную произведениям русского классика.

Ещё один талантливый австрийский художник Эгон Шиле (1890 – 1918) не оставил никаких свидетельств о том, что он любил Достоевского или отражал его идеи в своем творчестве. Но через несколько десятилетий после его смерти многочисленные почитатели Шиле нашли в картинах и рисунках художника мотивы Достоевского, причем это касается как портретов, так и пейзажей. Биографы художника считают, что Шиле как-то особенно лирично относился к изображаемым им домам, подобно тому, как это делал Мечтатель из “Белых ночей”. Картинам Шиле посвящено множество марок и блоков разных стран.

Упомянем здесь и знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка (1863 – 1944), который не просто читал Достоевского, а был его горячим поклонником. Он посвятил живописное полотно повести “Кроткая”. Вытянутая по вертикали картина висела в комнате, в которой умер художник. Трагизм героев “Преступления и наказания” и “Братьев Кармазовых” очень импонировал Мунку, так как он чаще всего отражал в своем творчестве темные стороны жизни. Мунку посвящены марки и блоки многих стран.

Самому Достоевскому (доживи он до 20-го века) не понравились бы произведения Кубина, Шиле и Мунка. Он был поклонником традиционного искусства. Ему импонировала живопись передвижников и традиции реалистической книжной иллюстрации. Можно предположить, что ему бы пришлась бы картина И.Е.Репина “Отказ от исповеди перед казнью”, так как все ситуации, связанные с религией и верой, для Федора Михайловича были полны драматизма. Но не такого, который был воплощен в полотнах экспрессионистов, а скорее такого, каким его понимали передвижники.

Давайте рассмотрим марку Монако, которая была первой ласточкой среди юбилейных выпусков. Г.Шишкин удачно использовал принципы коллажирующей композиции, объединив на небольшом пространстве почтовой миниатюры целую группу персонажей из разных произведений. На первом плане крупно дан портрет поэта, а остальное пространство марки занимают герои книг писателя. Мы узнаём Мечтателя и Настеньку из Белых ночей, Неточку Незванову, персонажей повести “Игрок” и других литературных героев.

Достоевский создал свой, уникальный и в высшей степени оригинальный мир, однако при всей своей неповторимости он не изолировал себя от внешнего мира. Поэтому для характеристики контактов писателя с литературной средой нам понадобятся марки с портретами Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина, В.Г.Белинского и Н.А.Добролюбова, И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого. Нельзя обойтись и без марок с портретом Чокана Валиханова (1835 – 1965) – казахского просветителя, с которым связывала крепкая дружба (ему посвящены марки России и Казахстана).

А ещё в нашу подборку обязательно войдет марка или блок, посвященные А.С.Пушкину. Ведь Достоевский не только любил Пушкина, но и произнес знаменитую речь на открытии памятника великому поэту. А это побуждает филателистов включить в коллекцию о Достоевском ещё и пушкинскую марку (а вот какую именно, пусть каждый коллекционер выберет сам).

Эта статья была уже написана, когда в Российской Федерации вышел в свет конверт, посвященный талантливому советскому актеру Александру Кайдановскому (1946 – 1995). Выпуск конверта посвящен 75-летию со дня рождения артиста. Любители кино помнят, что Кайдановский играл мистера Астлея в экранизации романа Ф.Достоевского “Игрок” и провел эту роль с блеском. Но на конверте он изображен в роли ротмистра Лемке из фильма “Свой среди чужих, чужой среди своих”, не имеющего отношения к Достоевскому.

Хотя если вдуматься в образ Лемке, то вспоминается любопытный факт: между ним и арестовавшим его чекистом Егором Шиловым возникают непростые отношения. Чекист несет на своей спине арестованного белогвардейца, и во время привала разговаривает с ним как человек с человеком. Это враги и, конечно же, не друзья, но в некоторые моменты фильма – собеседники. Трагическая ситуация невольно сближает военных противников. А в связи с чем в литературоведении появилось понятие друзья-враги? Конечно же, в связи с прозой Ф.М.Достоевского.

Итак, постепенно накапливается интереснейший филателистический материал. Хочется верить, что юбилей писателя станет поводом для новых почтовых эмиссий, а новые марки станут стимулом для создания интересных коллекций.

Андрей Петрович Дьяченко,

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации искусствоведов (AIC)

Статья опубликована в сокращенном варианте




Комментарии к статье:
2021-11-02 16:09:03, Владимир
Спасибо за интересный и познавательный материал!!
2021-11-04 13:05:21, Юрий
Всё прекрасно, но, по моему мнению, марка с Солженицыным - это, как ложка дёгтя ...
2021-11-04 16:18:51, Константин
Юрий, а как Кнут Гамсун? Не напрягает?
2021-11-04 22:14:40, X
Юрий, я думаю Вы согласитесь с тем, что мы, филателисты-тематики, обязаны фиксировать разные аспекты темы. И раз Достоевского сравнивают с писателем, марка с которым как ложка дегтя, соответствующая почтовая миниатюра может быть в коллекции. Кстати и Ленина, который Фёдора Михайловича не любил, тоже можно поместить. Я сожалею. если оскорбил Ваши чувства.
2021-11-06 11:40:53, А. Дьяченко
Эта статья была уже написана, когда в Польше вышла марка с портретом Станислава Лема. Он был глубоко возмущен мотивами больной совести в фильме А.Тарковского СОЛЯРИС и сказал, что Тарковский превратил роман в русское ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (как будто это так плохо!!!). Да ещё и обозвал Тарковского дураком. Но я не успел марку с портретом Лема поместить в статью. И ещё я проигнорировал Вирджинию Вульф, но когда я буду на базе этой статьи делать брошюру, то вставлю обязательно и её. А Солженицына, возможно, уберу.
2021-12-18 11:49:00, Андрей Дьяченко
Я узнал, что марки к юбилейной дате выпустили Болгария и Сербия. Для Болгарии это уже третья (!) марка с Достоевским. Хорошо бы было, если бы ещё откликнулись Германия, Франция и США. И,конечно, Япония.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова