В истории почтовой графики есть имена, которым всё ещё не отдана дань уважения в той мере, в которой они этого заслуживают. К счастью, филокартисты не забыли имя Эжена Грассе (1845 – 1917), выдающегося франко-швейцарского графика, живописца и дизайнера.
Он сделал очень многое для превращения почтовой открытки в произведение искусства, и поэтому его имя теснейшим образом связано с историей почты и с эволюцией стиля графики малых форм. Эта статья приурочена к выходу марки “Дом-музей А.П.Чехова в Ялте”, так как в этом замечательном музее хранятся марки работы Грассе.
Как художник Грассе сформировался в период господства в искусстве эклектических направлений, но всё же он был плоть от плоти человеком эпохи модерна. В это интереснейшее время мировое искусство осваивало неизведанные темы и мотивы. В тематике почтовой открытки были очень популярны мотивы волны и вьющегося растения, и это касалось в первую очередь открыток.
Официальные почтовые марки при этом оставались довольно строгим (с точки зрения мотивов) жанром. Там не было места ни отважным героям Жюля Верна, ни, допустим, цирковым персонажам Тулуз-Лотрека. При этом марки колониальных стран, которые печатались во Франции, были призваны еще и отражать экзотику разных континентов (фауну и этнографию), и это было своего рода “вызовом” для почтовых дизайнеров (далеко не каждый из них бывал в экзотических странах и приходилось пользоваться фотографиями).
Почтовая открытка опережала марку по тематическому разнообразию, но она становилась всё более совершенной, изысканной. Новые мотивы уверенно заявляли о себе и стремительно проникали в оформление почтовых карточек. Благодаря Жюлю Верну и кинематографисту Жоржу Мельесу на французские открытки проникла космическая тема, примеры которой смотрелись в высшей степени необычно.
В целом панорама почтовой графики Франции рубежа XIX и XX веков очень разнообразна (мы говорим о Франции, так как Грассе долгие годы работал именно там). Многие талантливые художники, имевшие европейскую известность, отдали дань искусству малых форм и с увлечением проектировали изящные почтовые миниатюры.
Художники, работавшие над эскизами открыток, были довольно свободны в выборе тем. Модерн тяготел к природным формам и отсюда обилие растительных орнаментов. Но были и открытки в так называемом геометрическом стиле, хотя Грассе был далек от этого направления. Очень популярна была линия, имевшая название “взмах бича”. А под влиянием японской гравюры на дереве приобрёл популярность образ утонченной лирической героини в свободно ниспадающих одеждах.
Эжен Самюэль Грассе родился 25 мая 1845 года в Лозанне (кантон Во). Его отец был столяром. Профессиональную подготовку Эжен получил в Высшей технической школе города Цюриха. И хотя он изучал архитектуру, зодчим всё же не стал. Главным для молодого архитектора стали графика малых форм, искусство книжного переплёта, открытка и плакат.
Художник много и увлечённо учился мастерству и стремился к разносторонней самореализации. Он пробовал себя не только в графике (хотя чаще всего он упоминается в литературе как плакатист), но и в скульптуре. Помимо этого он серьёзно занимался живописью и ювелирным искусством.
Едва ли не самой известной работой Грассе стал переплёт знаменитого французского энциклопедического словаря “Ларусс”, на котором изображена женщина с одуванчиком. Это лиричное изображение надолго стало эмблемой издательства “Ларусс”, а затем и элементом фирменного стиля этого издательского дома. Будучи напечатанной на ткани, композиция для “Ларусса” украсила один из знаковых переплётов европейского модерна, сделала его колоритной приметой эпохи.
С книжного переплета эта эмблема шагнула на почтовые открытки и конверты издательства. Получается, что Грассе стоял у истоков фирменного стиля во французском искусстве. Более того, он убедительно доказал, что одно и то же изображение может быть подвержено жанровой трансформации. Эмблема издательства может из украшения на переплёте книги стать изящной виньеткой для почтовой карточки или конверта.
Попробуем очертить общие закономерности почтовой графики Грассе. Талантливый швейцарец привнёс в искусство почтовой графики тонкость исполнения и мастерство обработки деталей. Но эти качества и ранее были у многих мастеров. Что же добавил в почтовый дизайн этот поистине уникальный художник?
Грассе не просто увлекался растительным орнаментом. Он даже защитил диссертацию на эту тему, положив в основу графические работы своих студентов. Владение закономерностями растительных орнаментов позволило художнику создать графические серии, которые надолго полюбились всем любителям изящного. Это красочные циклы литографий “Времена года” и “Месяцы”. Именно эти графические сюиты чаще всего воспроизводятся на современных подарочных открытках.
В цикле литографий “12 месяцев” фигурирует любимая героиня Грассе – Прекрасная садовница. Эта изящная женщина так любит свой сад, что даже зимой приезжает из городской квартиры навестить деревья. Открытки этого цикла репринтируются чаще других, они известны в традиционном и в миниатюрном формате.
Нельзя не отметить, что Грассе был современником английского художественного движения “Артс энд крафтс” (“искусств и ремёсел”), к которому принадлежали знаменитые художники Уильям Моррис и Уолтер Крейн. Грассе проникся их новаторскими идеями и пытался имплантировать их на швейцарскую почву.
Особенно вдохновлял Грассе талантливый английский художник и теоретик искусства Уолтер Крейн (1845 – 1915), родившийся в один год с героем нашего очерка. Общность эстетики Грассе с тонким и изящным стилем Крейна очевидна. Это редкий пример, когда художник учился мастерству не у старшего по возрасту педагога, а у своего сверстника (Крейну посвящены марки Австрии и ГДР).
Самым известным произведением почтовой графики, созданным Грассе, была серия марок к 25-летию Всемирного Почтового Союза. В эскизах Грассе к этому выпуску воплотилась современная тенденция к синтезу разных жанров. Марка вобрала в себя особенности как книжного переплёта и обложки того времени, так и собственно графики малых форм.
Известно, что образование Всемирного почтового союза (ВПС, основан в 1875 году) стало значительным событием в жизни Европы. В 1900 году было решено выпустить серию марок, посвященную юбилею ВПС. Эти марки, композиция которых имела в основе фигуру ангелоподобной женщины в крылатой диадеме – символ ангела-вестника, стали подлинными шедеврами. Возможно, что в образе этой лирической героини мы видим ту же самую прекрасную садовницу, фигура которой в длинном платье стала узнаваемым брендом.
Три вошедшие в юбилейный выпуск марки хорошо изучены историками почты. Они поступили в продажу в Берне 2 июля 1900 года. Гравировальные работы выполнил известный график Фредерик Флориан (Париж). Марки имели номиналы 5, 10 и 25 сантимов. Характерной особенностью выпуска был вытянутый по вертикали формат (влияние японских какемоно). После 2 июля марки переиздавались дважды.
Известны тиражи марок с другой величиной марочного поля, а затем и с перегравированным клише. Таким образом, марка каждого номинала имеется в коллекциях филателистов в трёх разных исполнениях.
Очень интересен для филокартистов следующий факт. Композиция Грассе для марок к юбилею ВПС легла в основу почтовых карточек и идеально вписалась в пропорции художественной открытки. Карточки с композициями красного и зелёного цветов часто воспроизводятся в книгах по истории открытки как памятник культуры эпохи модерна, впитавший в себя особенности стиля.
К юбилею ВПС были выпущены и другие открытки, на которых был изображен знаменитый памятник ВПС, созданным скульптором Шарлем-Рене де Сен-Марсо, но он не так эффектно смотрелся на открытках, как вертикальная композиция работы Грассе. Именно эти одноцветные почтовые карточки убедительно доказали, что талантливо выполненная эмблематическая композиция может путешествовать из одного жанра тиражной графики в другой, не теряя своих эстетических достоинств.
Мы уже отметили выше, что марки, посвящённые ВПС, были в коллекции А.П.Чехова и сегодня хранятся в его доме-музее в Ялте в оригинальной форме – они сложены в пачки и перевязаны ниткой (об этой коллекции писал замечательный прозаик Юрий Казаков). Из-за такого способа хранения долгое время не был сделан окончательный вывод о том, можно ли считать Чехова настоящим филателистом. А мог ли знать произведения Чехова сам Грассе? Увы, мы ничего не знаем об этом.
Большинство созданных художником композиций имеют в основе символистские мотивы. Все изящные дамы, нарисованные Грассе, словно призывали вернуться в мир сказок или пьес знаменитого символиста Мориса Метерлинка, хотя на дворе была эпоха бурного технического прогресса.
На переплётах, изобилующих орнаментами и красивыми шрифтовыми композициями, часто можно было увидеть рельефное тиснение, изображавшее технические символы эпохи: пароходы, воздушные шары, подзорные трубы и различные морские приборы. Культ техники был всеобъемлющим. Сказочная вселенная Грассе, населённая прекрасными принцессами и феями, была напоминанием о том, что не техникой единой жив человек…
Грассе принадлежал своей эпохе и обзор его творчества немыслим без упоминания о его знаменитых современниках, которые работали в аналогичном стиле. Выдающийся мастер эпохи модерна Альфонс Муха (1860 – 1939) взял очень многое от стиля Грассе, от разработанного им типажа. Оба художника исповедовали эстетику модерна и оба отдали дань почтовой графике. Сегодня открытки, созданные ими в 1890-е годы, активно репринтируются, издатели группируют их в изящные подарочные почтовые наборы. Творчество А. Мухи в жанре почтовой графики заслуживает отдельного разговора.
Отметим при этом, что в библиотеках России было немало изданий, оформленных художниками, которые находились под сильным влиянием Грассе. К ним относятся справочники и энциклопедии, книги о театре и балете, подшивки журналов с оформленными в “фирменных стилях” тканевыми переплётами. Интересно, что многие немецкие книги по медицине и садоводству, оформленные в стиле Грассе и его последователей были набраны готическим шрифтом и в силу того обстоятельства, что в СССР мало кто мог читать этот шрифт, остались невостребованными и вследствие этого очень хорошо сохранились.
Грассе скончался во французском городе Ско в октябре 1917 года. Как известно, для нашей страны это был год Октябрьской революции. Модерн уходил в прошлое, уступал место новому революционному искусству.
Но большевики (хоть и провозглашали новое искусство и объявляли о гибели старого мира), тем не менее, брали от буржуазного искусства очень многое. Например, оформлением первомайских демонстраций и других революционных празднеств порою занимались художники “старой школы”, блестяще владевшие изобразительным арсеналом модерна. Получалось, что некоторые приёмы Грассе обрели вторую жизнь в искусстве РСФСР и СССР двадцатых годов.
Но не менее важен и дореволюционный период. В творчестве каких русских художников можно найти отзвуки влияния Грассе? Назовём здесь прежде всего художника В.Владимирова, оформившего сборник стихов Александра Блока “Стихи о прекрасной даме” (1904). Именно такие цветы, как у Владимирова, появлялись в те годы на почтовых открытках. Помимо В. Владимирова назовём мастеров объединения “Мир искусства”. Произведения Грассе наверняка видели К. Сомов, А. Бенуа и И. Билибин.
Почтовые открытки этих замечательных мастеров ещё предстоит проанализировать с точки зрения стилистической общности с манерой Грассе. Поместим в нашу подборку блок с портретом Б.М. Кустодиева – в его работах мы видим явную перекличку с произведениями графики малых форм, составляющими наследие интересующего нас художника.
Не забудем, что члены группировки “Мир искусства” очень внимательно относились к деятельности немецких журналов “Кунст” и “Югенд”, на страницах которых часто печатались работы как самого Грассе, так и его немецких последователей, самым известным из которых был уже упоминавшийся выше талантливый мюнхенский художник Ганс Христиансен (1866 – 1945). Он не создал ни одной марки, но стал автором целого цикла высококачественных художественных открыток.
Книги и открытки, отражающие стиль Христиансена, имели хождение в России. Но в нашей стране не было откровенных подражателей его манере. А в Польше и Венгрии традиции немецкого модерна пустили глубокие корни, и приёмы Грассе и Христиансена причудливо переплетаются в творчестве таких художников как Станислав Выспяньский (Польша), Микса Рот и Йозеф Риппль-Ронаи (Венгрия).
Упомянем здесь и непочтовые марки. В России выходило много благотворительных и рекламных марок, у которых были общие черты со знаками почтовой оплаты. Рассматривая эти произведения графики малых форм, мы можем заметить в рисунке многих из них явное влияние манеры Грассе. Но это уже тема для отдельного разговора. Хочется верить, что историки искусства в будущем обратят внимание на эти особенности русских графических миниатюр.
Хотя в целом русская школа графики была очень своеобразной, самостоятельной. Именно поэтому и у самого Грассе не было явных эпигонов и поиск соответствий затруднён.
А.П. Дьяченко, филателист,
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации искусствоведов (AIC)