Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Виртуальная выставка. Художница с двумя фамилиями

2021-12-23 14:03:51, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Филателистов всех возрастов приглашаем принять участие в Виртуальной выставке. Самые оригинально и интересно оформленные коллекции будут отмечены призами! Это могут быть даже всего 2-3 марки, но какие это должны быть марки и описания к ним, чтобы победить?!! Тему выберите сами.

Фотографии и сканы марок или оформленных листов, с небольшим рассказом о марках и о себе, ждем на почту elenakrav@yandex.ru ​с пометкой "Виртуальная выставка". Итоги конкурса будут подведены 30 января 2022 года. При выборе победителя будут учтены все комментарии и «лайки».

Сегодня свой рассказ и экспонаты на Виртуальной выставке представляет Андрей Петрович Дьяченко из Санкт-Петербурга.

*  *  *

Во Франции ее называют Мари Кассатт, в США – Мэри Кэссетт. А у нас и так, и так. Пишется одинаково (если писать латинскими буквами), вот только произносится по-разному (а у нас и пишется неодинаково). Что поделаешь, ведь эта удивительная женщина вошла в историю культуры двух стран – Франции и США. Отсюда и два варианта произношения и имени и фамилии.

Судьба не дала художнице счастья иметь своих детей, радоваться семейной жизни. Но взглянем на посвященные ей почтовые марки, и мы увидим море доброты, нежности, материнского тепла и ласки.

Мэри Кассатт (1844 – 1926) родилась в 1844 году в богатой буржуазной семье. Ее отец – промышленник – не поощрял занятия дочери рисованием и не финансировал ее поездки в Париж для совершенствования мастерства. Но настойчивая девушка добралась до столицы Франции и познакомилась там с импрессионистами. Особенно очаровала ее манера Эдгара Дега. И действительно, у Дега и Кассатт много общего.

А ещё Кассатт сравнивают с известной художницей-импрессионисткой Бертой Моризо. Если положить рядом марки и блоки с работами двух известных дам-живописцев, мы увидим много общего и в композиции, и в колорите.

Живопись США рубежа веков отличается разнообразием бытовых сюжетов. Тема материнства и семейного счастья разрабатывалась живописцами в самых разных аспектах, и любителям изящного есть на что посмотреть. Кассатт выбирает наиболее трогательные моменты семейной жизни: купание и кормление малышей, прогулки в парке, катание на лодках. Недаром в США возникло понятие “яхтенный стиль”, которое применяется к произведениям мастеров модерна, среди которых мы находим и героиню нашего очерка.

Это слово сегодня используют только специалисты по эпохе модерна, однако для истории почтового дизайна оно очень важно. В конце девятнадцатого века в США стремительно развивалось искусство плаката, и художники не могли не перенести особенности плакатной графики в сферу почты.

Это было непросто, так как почтовый дизайн США был в те годы ориентирован на гравюру на стали и марки походили на банкноты. Рассматривая их, невольно забываешь, что в то время облик графического дизайна США определяли Уильям Брэдли, Эдвард Пенфильд и Максфильд Пэрриш – три крупнейших плакатиста. Их плакаты поражали американскую публику, а марки оставались конца 1890-х годов оставались в рамках викторианского дизайна.

Но стремительное развитие в Америке плакатной графики все же не могло не повлиять на искусство почтовой марки. В начале ХХ века на американских плакатах часто изображались сцены летнего отдыха, пляжных развлечений. Так и возникло вышеупомянутое словосочетание “яхтенный стиль”. Долгие годы он находил воплощение только в открытках, так как сама судьба словно “не пускала” его на марки и удерживала национальную школу почтового дизайна в русле классической гравюры на стали.

Но ведь существовали ещё и рекламные марки, и искусство плаката отразилось на их оформлении. Историки искусства считают, что почву для американского модерна подготовила "колумбовская серия" 1893 года. Уже в этом выпуске чувствовалась орнаментально-декоративная трактовка форм. Развивая далее эти приемы, американские мастера почтового дизайна создали уникальную манеру, которую нельзя спутать с другими национальными школами.

Но это была пора, когда марки походили на банкноты и кто тогда мог себе представить, что на знаках почтовой оплаты появятся полотна импрессионистов! И вот в 21-ом веке они появились. Произведения У.-М.Чейза, Дж.Уистлера и других мастеров американского импрессионизма сегодня широко воспроизводятся на марках и блоках.

В самом начале ХХ века на открытках появился тип нежной лирической героини, создателем которой был известный художник-график Чарльз Дана Гибсон. Его персонаж получил название Gibson-girl (Гибсоновская девушка). На американской марке она появилась сравнительно поздно – лишь в начале века, в связи с Милленниумом, но нам интересен этот типаж, ибо он характерен для эпохи Мэри Кассатт. Художница изображала любящих матерей, нянь и кормилиц.

Работы Кассатт рано стали воспроизводиться на почтовых открытках Франции и США. Заботливые мамы и нежные дети очень подкупали любителей искусства. Открытки с работами Кассатт составляли резкий контраст с официальной почтовой графикой США со свойственными ей приверженностью геральдике и эмблематике.

Отметим, что американский модерн существенно обогатил мировой почтовый дизайн. Например, американские графики, оформлявшие марки, стремились взять все лучшее из арсенала приемов графики банкнот и облигаций. Так рождались почтовые миниатюры, похожие на денежные купюры или облигации. Для них характерен очень высокий уровень мастерства. Поэтому цветные картины маслом, работы акварелью и пастелью не скоро появились на знаках почтовой оплаты.

На первой марке с портретом Кассатт мы видим умное лицо художницы. Эта марка США имеет разновидности по центровке. Имеются экземпляры с широким верхним и боковыми полями. Эти разновидности не являются большой редкостью и вполне доступны. Для тематических коллекций эти марки не представляют большого интереса, так как портрет везде один и тот же. Но они известны не только прошедшими почту, а ещё и погашенными на листках первого дня. Эти листки содержат информацию о леди-живописце.

У миссис Кассат, кажется, не было и нет связей с русской культурой. Впрочем, есть один факт. На знаменитой Арсенальной выставке (так называемая Армори Шоу 1913 года) М. Кэссет увидела картину В.В. Кандинского, и абстрактная манера великого русского авангардиста так рассердила художницу, что она взяла и публично плюнула в полотно Кандинского. Случай довольно редкий для мировой истории организации художественных выставок.

А ещё что? Что ещё можно сказать по теме “М. Кассат и русская культура”? Да вот, пока ничего. Но буду искать новые факты.




Комментарии к статье:
2022-01-27 19:07:16, Алексанрдр
Прекрасный материал, здорово сделано!
2024-01-25 22:28:51, Агапов Павел
Прекрасно!!!! мне очень понравилось!!!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова