Полуторавековой юбилей живописца и графика А.П. Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) стал важным событием в культурной жизни России 2021 года. Эта дата небезынтересна и филателистам, так как творчество художницы нашло отражение на почтовых миниатюрах.
У А.П.Остроумовой было свое собственное видение Петербурга. Она видела город глазами поэта-лирика начала ХХ века. И это идеально соответствовало идеям художников объединения «Мир искусства» – они воспринимали город лирически, чувствовали необыкновенную атмосферу города-призрака. Но при этом мирискусники очень увлекались ретроспективизмом и мысленно проникали на улицы города восемнадцатого века или пушкинской эпохи. Их вдохновляла уэллсовская машина времени, позволявшая представить, каким был город сто или сто пятьдесят лет назад. А Остроумова-Лебедева никогда не отдавала дани ретроспективизму. Её интересовала современность, ощущение, свойственное той эпохе, в которую она жила.
Анна Петровна Остроумова родилась 5 мая 1871 года. Она училась в художественно-промышленном училище барона Штиглица. Ее наставником был выдающийся гравер В.Матэ. Это был уникальный мастер, способный перевести любую классическую картину в технику гравюры. Под его резцом живопись начинала говорить штрихами.
Молодая художница блестяще овладела техникой гравюры на дереве. Ей было суждено стать крупнейшим русским мастером гравюры ХХ века, настоящим новатором в этой области. Она возродила цветную ксилографию и создала в этой технике немало удачных произведений. Самыми известными из них стали виды Петербурга.
С 1892 по 1900 гг. Анна Петровна училась в Высшем художественном училище при Императорской Академии Художеств у И.Е. Репина, К.А. Савицкого и П.П. Чистякова (все три знаменитых художника нашли отражение в филателии).
Важным этапом на творческом пути художницы стало пребывание в Париже. Ей очень хотелось обучаться искусству эстампа в ателье знаменитого художника Альфонса Мухи (1860 – 1939), хорошо известного филателистам, так как он был автором первых марок независимой Чехословакии. Муха успешно обучал молодых рисовальщиков искусству эстампа. Попасть к нему в ученики стремились художники из многих стран.
Встреча состоялась, но Муха запросил за обучение очень высокую цену. И молодая художница в расстроенных чувствах выбежала из ателье и сразу же обратилась у другому известному мастеру гравюры Джеймсу Эбботту Мак-Нейлю Уистлеру (1834 – 1903), преподававшему тогда в Академии Коларосси.
Уистлер начал обучать гостью из России, но на первых порах был недоволен ее умениями и высокомерно спросил, где училась русская художница. Когда Анна Петровна сказала, что училась в Санкт-Петербурге, да и не у кого-нибудь, а у знаменитого художника Репина, Уистлер довольно резко ответил, что такого художника не знает.
Отметим здесь, что в некоторых источниках указывается, будто Уистлер не только знал имя И.Е.Репина, но и ценил творчество своего русского коллеги. Будем надеяться, что так оно и было. Но в рамках данной статьи нам важнее, что сам Уистлер (его облик) и его талантливое творчество хорошо отражены на марках разных стран. Среди уистлеровских марок мы находим и городские пейзажи. Теперь, когда можно поместить рядом почтовые миниатюры, воспроизводящие урбанистические пейзажи Уистлера и Остроумовой-Лебедевой, филателисты имеют возможность сравнить индивидуальные стили учителя и ученицы. И в пейзажах Лондона и Петербурга будет выявлено много общего.
Но важен и ещё один факт. Уистлер сделал Анне Петровне брачное предложение, которое она не приняла. Впоследствии героиня нашего очерка соединила свою жизнь с известным ученым-химиком С.Лебедевым. У них была счастливая семья и брачное предложение Уистлера осталось в биографии художницы случайным эпизодом.
Итак, пребывание в Париже было удачным. Молодая художница многое узнала и усовершенствовала своё мастерство. Парижский опыт был полезен ей в течение всей творческой жизни.
Очень ценным для филателистов является факт наличия в наследии художницы непочтовой марки из благотворительной серии, изданной Обществом Святой Евгении. Марки этой серии имеют квадратную форму и разную центровку: некоторые экземпляры имеют непомерно широкое правое поле.
Однако обратимся к самому рисунку. Для этой миниатюры Анна Петровна выбрала очень интересную композицию – на переднем плане мы видим крупное изображение верхней части маяка (вероятно, это факел Ростральной колонны). Задний план – силуэт Петербурга, в котором выделяется Петропавловская крепость. Текст размещён на причудливо извивающейся ленте. Декоративно-плоскостная трактовка изображения говорит о том, что перед нами произведение графики модерна. Известны разновидности по цвету бумаги. Марка встречается также на конвертах и открытках, прошедших почту.
Силуэт крепости – очень интересная деталь. Ведь в те годы образ Петербурга часто появлялся на благотворительных и рекламных марках, но много ли было силуэтных изображений? Почти не было (автор этих строк насчитал четыре или пять рекламных марок). Возможно, что это первое изображение силуэта города в миниатюрной графике.
Вот что писал о творчестве А.П.Остроумовой-Лебедевой Александр Бенуа: «…В гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».
В суровые годы блокады Ленинграда Анна Петровна оставалась со своим родным городом. Она тяжело переживала лишения военного времени, но продолжала работать. Пытливый глаз художника фиксировал те изменения, которые преобразовали город на Неве. В чёрно-белых произведениях этого периода мы видим блокадный Ленинград. Город стал мрачным и суровым. Анне Петровне было нелегко перейти от тонких лирических пейзажей к строгой фиксации города военного времени.
Известно, что Анна Петровна была незаменима как автор графического сопровождения к изданиям, посвященным городу на Неве. Она иллюстрировала такие книги как монографию В.Я.Курбатова «Петербург» (1912), труд Н.П. Анциферова «Душа Петербурга», (1920). Нельзя не назвать и книгу «Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах», целиком состоящую из работ художницы.
В этих книгах заявлена уникальная стилистика отражения города на Неве. Среди книжных украшений – заставки и концовки, которые очень разнообразят книжный ансамбль. В 1955 году Анна Петровна ушла из жизни в возрасте 83 лет. В СССР были изданы ее мемуары. Существует большая литература о творчестве художницы, ей посвящены книги и статьи. Филокартисты стремятся собрать все открытки, в разные годы созданные Анной Петровной. Марка с изображением факела и Петропавловской крепости известна гораздо меньше.
Вероятно, мы ещё увидим эстампы Анны Петровны и ее замечательные книжные украшения на конвертах и открытках. Однако вернёмся к филателистическим материалам. К юбилею выдающейся художницы выпущен блок, который стал настоящим подарком для любителей изящного. На полях мы видим картину А.П.Остроумовой-Лебедевой «Интерьер с собакой» (1917, ГРМ) и произведение К.А.Сомова «Портрет А.П. Остроумовой» (1901, ГРМ). Это первый случай, когда две работы двух членов объединения «Мир искусства» репродуцируются на одном филателистическом объекте. При этом эти работы отличаются друг от друга стилем исполнения.
Блок не имеет перфорации. Марка, расположенная в левой половине блока, знакомит нас с картиной А. П. Остроумовой-Лебедевой «Вид от Академии художеств на Адмиралтейство». Эта картина написана ровно сто лет назад, в 1921 году. Она хранится в Государственном музее К.А. Федина). Перед нами замечательный образец городского пейзажа. Этот почтовый выпуск порадует всех, кто коллекционирует марки по теме Петербург, и, конечно же, любителей темы «Изобразительное искусство на марках».
Подобно предыдущим блокам, посвященным русским и советским художникам, эмиссия в честь Анны Петровны имеет две формы выпуска. Традиционно вторая форма выполнена на бумаге, имитирующей холст. Для каждой из форм была подготовлена художественно оформленная обложка, и таким образом филателисты, разрабатывающие тему «Русское искусство», получили ещё и репродукции двух разных портретов художницы и замечательную виньетку, которая состоит из трех сюжетов. Виньетка сопровождает только первую форму выпуска.
Рассмотрим эту виньетку подробнее. В её оформлении использован принцип стилизации. Образ деревянной рамы, в которую вставлены все три сюжета, стал интересным художественным средством. Перед нами триптих, состоящий из частей разного размера, и это тоже работает на эстетический эффект. Слева расположена часть триптиха с репродукцией акварели «Вид с Тучкова моста в Петербурге» (1912). В центре портрет художницы, а справа мы видим репродукцию работы «Летний сад зимой» (1902).
Особенностью этой работы является то, что она выполнена с учетом художественных достижений японской гравюры. Анна Петровна очень хорошо разбиралась в техниках эстампа, не говоря уже о художественных стилях. И японские гравюры были ей хорошо знакомы. Филателист, который захочет отразить в тематической разработке художественные интересы Анны Петровны, сможет обратиться к маркам многих стран, репродуцирующим гравюры знаменитых мастеров Хокусаи, Хирошиге и Утамаро.
Эти закономерности соблюдены и при разработке темы зимнего парка. Вид Летнего сада поражает зрителя своей строгой красотой и тайным величием. Это впечатление достигается за счет упрощения изображаемых форм, их лаконичности. Черные стволы деревьев эффектно выделяются на белом снегу, превращаясь в изящные силуэты.
Обе пейзажные работы хранятся в Государственном Русском Музее. Нам представляется, что каждый из этих сюжетов мог бы быть самостоятельной почтовой маркой отличного качества, но и то, что в распоряжении коллекционеров есть эти прекрасные виньетки, уже достойно восхищения. Ведь наши филателисты не избалованы филматериалами о городских пейзажах (даже пейзажах с видами заводов, которые так часто появлялись на марках СССР, символизируя индустриальную мощь). А учитывая популярность петербургской темы, можно надеяться, что талантливой русской художнице будут посвящены новые почтовые эмиссии. И тогда, возможно, мы увидим ещё и талантливые работы в жанре портрета, созданные знаменитой художницей.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)