Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Из истории отечественного автомобилестроения

2022-02-11 00:21:49, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Тематическое коллекционирование почтовых марок и конвертов по теме «Автомобили», тесно связана с историей завода на котором изготавливались машины. Например, с историей завода «КИМ», «МЗМА», «АЗЛК» связан выпуск автомобилей «Москвич». Почтовые марки рассказывают историю завода и автомобиля.

Историческая справка: В мае месяце 1929 года было подписано соглашение между Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ) СССР и Американской компанией Форд о строительстве в Н.Новгороде автомобильного завода, а в Москве автосборочного. Следует отметить, что в то время дипломатические отношения между СССР и США не были установлены. На московском заводе планировалось собирать 24000 автомобилей в год - 50% грузовых и 50% легковых, марки Форд-А и Форд-АА .

Строительство московского завода закончилось в 1930 году и 6 ноября он вошёл в состав действующих предприятий страны. Заводу было присвоено наименование «Государственный автосборочный завод имени КИМ (Коммунистический интернационал молодёжи) в Москве». С этого дня началась «отвёрточная» сборка фордовских автомобилей. Строительство Нижегородского завода завершилось в начале 1932 года.

Первоначально автомобили назывались НАЗ-А, а после переименования Н. Новгорода в город Горький, автомобили стали наименоваться ГАЗ-А и ГАЗ-АА. С 1933 года на Московском заводе собирались автомобили из комплектующих деталей Горьковского автозавода, а Московский завод стал его филиалом.

В связи с этим в серию марок, посвящённых автомобилям Московского автозавода вполне справедливо включать автомобили ГАЗ-А и ГАЗ-АА.

В январе 1939 года было принято Постановление Народного Комиссариата машиностроения об организации завода по производству легковых малолитражных автомобилей на базе Автосборочного завода в Москве. Завод в очередной раз сменил название и стал называться «Московский автомобильный завод им. КИМ». Автосборочный завод был выведен из состава ГАЗа.

В 1939-1940 годах конструкторами Горьковского автозавода и НАТИ (НАМИ) был разработан первый советский малолитражный автомобиль КИМ-10-50. Перед Великой Отечественной войной автомобиль был поставлен на производство. Всего было выпущено около 500 автомобилей.

В период Великой Отечественной войны на производственных площадях завода, в Москве, было организовано изготовление корпусов реактивных снарядов для установок залпового огня «Катюша», а так же ремонт двигателей к танкам БТ-7м и др.

Май месяц 1945 года - окончание Великой Отечественной войны, и в это трудное время Правительство СССР принимает постановление о реконструкции автомобильного завода в Москве и начала выпуска на нём малолитражных автомобилей. Завод получил новое наименование - «Московский завод малолитражных автомобилей» - МЗМА. 

В связи с празднованием 800-летия Москвы, в 1947 году, автомобили, выпускаемые на автозаводе, стали носить имя «Москвич». В 1947 году начался серийный выпуск легковых автомобилей «Москвич-400». В конструкции автомобиля использовались технические решения немецкого автомобиля «Opel Kadett» образца 1938 года. Эта немецкая машина позиционировалась как «народный автомобиль» и представляла собой упрощённую бюджетную копию «Opel Olympia». В 1982 году, в ФРГ была выпущена серия марок «Фонд помощи молодёжи». На одной марке из этой серии можно увидеть «Opel-Olympia».

В 1954 году была поставлена на производство модернизированная модель автомобиля «Москвич-401». Автомобили семейства «Москвич 400-401» выпускались разной модификации, как для личного пользования, так и для нужд народного хозяйства, в том числе почты.

На почтовых марках и конвертах разных стран можно увидеть эти автомобили. Общая тема выпуска марок по программе «Европа», в 2013 году, была: «Фургон почтальона, почтовые транспортные средства». Почтовые ведомства Украины и Литвы на своих марках показали автомобиль «Москвич 400-401».

В связи с юбилеем Московского почтампта вышла серия марок, на одной из которых виден автомобиль «Москвич»1950 года с полудеревянным фургоном.

С 1949 по1972 год главным конструктором МЗМА-АЗЛК был А.Ф. Андронов, профессор кафедры «Автомобили» МАМИ. Под его непосредственным руководством и личным участием были созданы модели автомобилей «Москвич». Всего более 50 модификаций.

Александр Фёдорович был не только талантливым инженером, но и прекрасным организатором. Созданный им коллектив конструкторов и испытателей сумел в кратчайшие сроки спроектировать и провести испытания принципиально новой модели автомобиля «Москвич 402».

Андронов Александр Фёдорович

В 1956 году начался выпуск автомобиля «Москвич-402», а в июле 1958 года сошёл с конвейера модернизированный «Москвич-407». Почтовые марки с изображением этих автомобилей были выпущены в СССР в 1960 году, а в Венгрии в 2017 году.

В 1967 году на МЗМА приступили к выпуску автомобиля «Москвич-412». Продолжилось его производство и в последующие годы, но уже на АЗЛК.

Автомобиль «Москвич» пользовался большой популярностью за рубежом. Его можно было встретить на дорогах Скандинавских стран, Великобритании, Бельгии, а в Болгарии был построен автосборочный завод «Москвич». Популярности автомобиля за рубежом способствовало его успешное выступление в ралли Лондон-Сидней В 1968 году и Лондон-Мехико в 1970 году. Команды советских «Москвичей» были в числе немногих успешно дошедших до финиша, опередив именитые автомобильные фирмы. В 1971 году в серии автомобили вышла почтовая марка «Москвич-412».

В серии марок «Почтовая связь» так же представлен автомобиль «Москвич».

 Монголия выпустила марку с автомобилем «Москвич».

На почтовых конвертах так же можно увидеть автомобиль «Москвич 412». В разное время выпускались почтовые карточки, конверты с автомобилем «Москвич».

Таким образом почтовые марки, карточки и  конверты сохраняют нам память «о делах давно минувших дней».

М.С. Бернер, заслуженный энергетик России



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок
  • Самая красивая марка Словакии
  • Майский обзор выпуска почтовых марок
  • Как астраханский почтальон Кульпин стал знаменитостью
  • Волшебство гжельской росписи
  • Открытка в зеркале истории России
  • В Воронеже с размахом отпраздновали вековой юбилей пионерии
  • ФилОбзор. Владимир Этуш
  • Коломна на почтовых марках
  • Письма Победы
  • Коллекции одного художника
  • Филателия всей жизни
  • Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд!
  • Автографы Героев Советского Союза
  • К 77-летию Великой Победы. Репортаж с выставки
  • Портреты Пушкина на почтовых марках СССР и России
  • Тени и силуэты в Пушкиниане
  • Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
  • Весточки с фронта
  • С Днем Победы! Пишу тебе письмо из 45-го
  • Высоцкий в филателистических знаках
  • Дефицит рождает идею, идея рождает действие
  • Музей Высоцкого: марки, конверты, открытки...
  • Как домашняя коллекция переросла в музей
  • Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
  • Разбираем архивы. Первомай
  • Апрельский обзор выпусков почтовых марок
  • Иркутск в зеркале филателии
  • О рекорде скорости
  • Евгений Онегин и почтовые марки
  • Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках
  • Анджелина Джоли – филателистический взгляд
  • ФилОбзор. Герои инженерных войск
  • Собирали царские рубли, марки и открытки: как появилось коллекционирование в Гродно
  • Билл и Бен
  • Счастливая звезда Анатолия Калашникова
  • Почтовая графика Бориса Зворыкина
  • Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
  • ФилОбзор. Россия ягодная
  • Золушки на почтовых конвертах
  • День космонавтики на открытках
  • ФилОбзор. Сувениры из янтаря
  • Башни Московского Кремля на почтовых марках СССР и России
  • Удивительный феномен Cергея Дягилева
  • Марки о космосе
  • Открытки художника Владимира Егорова
  • Путешествие с почтой Туниса
  • Самый первый «омский» конверт
  • Пионеры отмечают юбилей
  • Очаровательные мотыльки
  • Филателистические картины
  • Мартовский обзор выпусков почтовых марок
  • Птицы на марках Европы. Часть II
  • Бабочки Петра I
  • Киловар и марки Российской Империи
  • ФилОбзор. Алые паруса
  • А что такое «гашеные»? У меня все марки хорошие...
  • Мосты Москвы. К 875-летию города
  • Достаточно одной картины, чтобы войти в историю
  • ФилОбзор. Крещение Алании и Воронцовский дворец
  • Как королевы увлекались бабочками
  • Птицы на марках Европы
  • Юбилей с изюминкой
  • Он впитал в себя душу природы
  • Магия чисел
  • Монументальная пушкиниана на почтовых марках
  • Самые редкие марки Австралии
  • Флора на марках. Продолжение
  • ФилОбзор. В.Ф. Яковлев
  • Разбираем архивы. Самый женский день!
  • История Антарктики в почтовых марках
  • Флора на марках
  • Решение VIII съезда СФР
  • XXIV зимние Олимпийские игры в филателии
  • Филателистическая Пушкиниана Тверского края
  • Ювелирные изделия ручной работы в Средиземноморье
  • По страницам олимпийской истории
  • Новые страницы истории
  • Вгиковец Юрий Ряховский создавал рисунки, знакомые многим
  • Певец русской природы
  • Он нарисовал для нас Новый год
  • История стран Северной Америки в почтовых марках
  • Разбираем архивы. Солдаты армий мира. Чья армия сильнее?
  • ФилОбзор. Герои Российской Федерации
  • XIII Научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Что не так на этой марке?
  • Обзор марок за февраль
  • Почтовая марка в честь 700-летия Выборга
  • Навстречу съезду. Программы кандидатов в Президенты СФР
  • ФилОбзор. Художник и музей
  • Филателия, города, события и судьбы!
  • Сегодня марки по... цене от каталога?
  • Из истории отечественного автомобилестроения
  • История Австралии и окружающих островов Южной Океании в почтовых марках
  • Образ В.И. Ленина в филателии