Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Достаточно одной картины, чтобы войти в историю

2022-03-22 14:12:42, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

История создания этой картины очень проста и вмещается всего в три слова - «пришел, увидел, написал».

Как правило, работа над полотном длится очень долго. Порой, от замысла до готовой работы, проходит много лет. Художник думает, путешествует, ищет идеи и красивые виды. А бывает и так, что утром, посмотрев в окно, понимает - никуда ехать не надо - сюжет вот он, перед глазами. Так было и в этот раз...

Но, давайте по порядку...

Родился Василий Дмитриевич Поленов 20 мая 1844 года, в многодетной дворянской семье, в Петербурге. Отец его, Дмитрий Васильевич, был дипломатом, увлекался библиографией и археологией. Мать, Мария Алексеевна, писала детские книги, хорошо рисовала и учила этому детей, двое из которых стали художниками.

Поленовы дали детям блестящее воспитание и образование. Василий окончил сразу два учебных заведения - Санкт-Петербургский университет (юридический факультет) и Академию художеств, в которой, за картину «Воскрешение дочери Иаира», получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право поездки по Европе в течение 6 лет за счет Академии.  

За время своего турне Василий побывал в Италии и Германии, жил в Париже. Он писал родителям: «Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte и так далее и пришёл к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь».

В Италии Поленов подружился с Саввой Мамонтовым, и потом не раз гостил в его подмосковном имении, в Абрамцево.

Василий Поленов и Савва Мамонтов  

В Париже Василий Дмитриевич познакомился с Тургеневым, который стал большим поклонником художника. Картина «Ливень», написанная Поленовым, как он выражался «для себя на отдыхе», произвела на писателя неизгладимое впечатление. В знак дружбы и уважения, Поленов подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич в ответ подписал ему книгу «Записки охотника», которую Василий Дмитриевич называл «бриллиантом русской литературы» и бережно хранил.

 

«Ливень», 1874 год

В 1876 году Поленов вернулся в Петербург. С собой он привез картины «Право господина», «Арест гугенотки» и 50 этюдов, которые написал в Париже. За эти работы ему было присвоено звание академика.

О своей заграничной поездке Поленов писал: «Пользу она мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

В.Д. Поленов. 1892 г.

В 1876 году, он принимал участие в боевых действиях, в составе русской добровольческой армии и создал ряд работ, посвященных Сербско-Турецкой войне. По возращению с фронта, Василий загорелся переездом в Москву, считая, что там «будет сподручнее работать, чем в Питере, где ни минутки нельзя иметь свободной, чтобы сосредоточиться…».

В 1877 году, Василий Поленов приехал в Москву, чтобы собрать материал для будущей картины. Он хотел создать масштабное историческое полотно «Пострижение негодной царевны», которое так и не было написано.

Пожив немного у брата своего отца, издателя Федора Чижова, он начинает поиски квартиры. Через три недели Поленов, вместе художником Рафаилом Левицким, уже переехал на новое место жительства и написал Чижову: «Дорогой дядя, благодарю Вас за гостеприимство. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».  

Храм Спаса Преображения на Песках, 1882 год

По утверждению некоторых историков и искусствоведов, дом, в котором снимал комнату Поленов, изображен на его  картине «Бабушкин сад».

«Бабушкин сад», 1878 год.

Комната Василию Дмитриевичу очень понравилась. Здесь и была написана одна из самых известных его картин «Московский дворик». Идея родилась практически мгновено, вот как художник сам об этом писал: «Я ходил искать квартиру. Увидал на двери записку, зашёл посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Первоначально картина выглядела так: 

К великому удивлению Поленова эта работа очень всем понравилась. «Незамысловатая картина, которую я написал и срузу же забыл о ней», - говорил художник о «Московском дворике».

Когда Василия Дмитриевича пригласили принять участие в выставке передвижников, он решил ее там выставить. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета», - писал он.

В итоге картину, прямо на выставке, приобрел Павел Третьяков, а Василию Поленову разом досталась слава, любовь критиков и зрителей.

Газеты без устали писали про «прелестный, смеющийся, миниатюрный ландшафт г-на Поленова» и о том, что «глаз не хочется отвести от этой радостной, патриархальной картинки…».

Художник Василий Бакшеев вспоминал: «Когда «Московский дворик» был впервые выставлен, рядом с ним все этюды и пейзажи других художников казались чёрными, как клеёнка, настолько много света, воздуха, жизнерадостности и правды было в этой небольшой по размеру, но глубокой по содержанию картине». После выставки Поленова стали называть мастером интимного (глубокого, сокровеного, личного) пейзажа.  

Скопив немного денег, художник купил землю и по собственному эскизу построил дом, ныне это усадьба-музей Поленово в Тульской области. 

Художник очень любил природу, мог часами любоваться лесом, слушать пение птиц, сидеть на берегу реки. А потом рисовал, рисовал, рисовал...

Но не только природа находила отображение в его работах. Во время русско-турецкой войны Поленов был официальным художником будущего императора Александра III. Ездил на Ближний Восток, чтобы окунуться в местный колорит и прочувствовать атмосферу для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».

В честь 80-летия художника, в 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка Поленова. А через два года ему, одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.  

Но «Московский дворик» так остался самой популярной его картиной. Искусствовед Виталий Манин назвал  ее «шедевром пейзажного искусства» и писал, что «одной такой картины достаточно, чтобы войти в историю».

Московский дворик тогда и сейчас. Коллаж - Картины с историей

Давно уже нет того дворика, домов и людей, осталась только церковь, которая напоминает нам о жизни великого художника и его картинах.

Скончался Василий Дмитриевич Поленов в июле 1927 года. Похоронили его в Поленово, где он любил бывать и писать просторы родной природы.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок
  • Самая красивая марка Словакии
  • Майский обзор выпуска почтовых марок
  • Как астраханский почтальон Кульпин стал знаменитостью
  • Волшебство гжельской росписи
  • Открытка в зеркале истории России
  • В Воронеже с размахом отпраздновали вековой юбилей пионерии
  • ФилОбзор. Владимир Этуш
  • Коломна на почтовых марках
  • Письма Победы
  • Коллекции одного художника
  • Филателия всей жизни
  • Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд!
  • Автографы Героев Советского Союза
  • К 77-летию Великой Победы. Репортаж с выставки
  • Портреты Пушкина на почтовых марках СССР и России
  • Тени и силуэты в Пушкиниане
  • Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
  • Весточки с фронта
  • С Днем Победы! Пишу тебе письмо из 45-го
  • Высоцкий в филателистических знаках
  • Дефицит рождает идею, идея рождает действие
  • Музей Высоцкого: марки, конверты, открытки...
  • Как домашняя коллекция переросла в музей
  • Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
  • Разбираем архивы. Первомай
  • Апрельский обзор выпусков почтовых марок
  • Иркутск в зеркале филателии
  • О рекорде скорости
  • Евгений Онегин и почтовые марки
  • Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках
  • Анджелина Джоли – филателистический взгляд
  • ФилОбзор. Герои инженерных войск
  • Собирали царские рубли, марки и открытки: как появилось коллекционирование в Гродно
  • Билл и Бен
  • Счастливая звезда Анатолия Калашникова
  • Почтовая графика Бориса Зворыкина
  • Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
  • ФилОбзор. Россия ягодная
  • Золушки на почтовых конвертах
  • День космонавтики на открытках
  • ФилОбзор. Сувениры из янтаря
  • Башни Московского Кремля на почтовых марках СССР и России
  • Удивительный феномен Cергея Дягилева
  • Марки о космосе
  • Открытки художника Владимира Егорова
  • Путешествие с почтой Туниса
  • Самый первый «омский» конверт
  • Пионеры отмечают юбилей
  • Очаровательные мотыльки
  • Филателистические картины
  • Мартовский обзор выпусков почтовых марок
  • Птицы на марках Европы. Часть II
  • Бабочки Петра I
  • Киловар и марки Российской Империи
  • ФилОбзор. Алые паруса
  • А что такое «гашеные»? У меня все марки хорошие...
  • Мосты Москвы. К 875-летию города
  • Достаточно одной картины, чтобы войти в историю
  • ФилОбзор. Крещение Алании и Воронцовский дворец
  • Как королевы увлекались бабочками
  • Птицы на марках Европы
  • Юбилей с изюминкой
  • Он впитал в себя душу природы
  • Магия чисел
  • Монументальная пушкиниана на почтовых марках
  • Самые редкие марки Австралии
  • Флора на марках. Продолжение
  • ФилОбзор. В.Ф. Яковлев
  • Разбираем архивы. Самый женский день!
  • История Антарктики в почтовых марках
  • Флора на марках
  • Решение VIII съезда СФР
  • XXIV зимние Олимпийские игры в филателии
  • Филателистическая Пушкиниана Тверского края
  • Ювелирные изделия ручной работы в Средиземноморье
  • По страницам олимпийской истории
  • Новые страницы истории
  • Вгиковец Юрий Ряховский создавал рисунки, знакомые многим
  • Певец русской природы
  • Он нарисовал для нас Новый год
  • История стран Северной Америки в почтовых марках
  • Разбираем архивы. Солдаты армий мира. Чья армия сильнее?
  • ФилОбзор. Герои Российской Федерации
  • XIII Научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Что не так на этой марке?
  • Обзор марок за февраль
  • Почтовая марка в честь 700-летия Выборга
  • Навстречу съезду. Программы кандидатов в Президенты СФР
  • ФилОбзор. Художник и музей
  • Филателия, города, события и судьбы!
  • Сегодня марки по... цене от каталога?
  • Из истории отечественного автомобилестроения
  • История Австралии и окружающих островов Южной Океании в почтовых марках
  • Образ В.И. Ленина в филателии
  • Кино и марки
  • ФилОбзор. Государственные награды Российской Федерации
  • Политическая карта мира в почтовых марках
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Платиновый юбилей
  • К «юбилею» распада СССР
  • Конверты «Самиздат»
  • Устарело ли словосочетание «Марка. Мораль. Политика»?
  • Год Черного Водяного Тигра
  • Приключение мартышки - продолжение
  • Обзор марок за январь
  • Виртуальная выставка. Первые в космосе
  • Виртуальная выставка. Новогоднее чаепитие
  • Виртуальная выставка. Олимпийские игры в Мексике - 1968 год
  • Виртуальная выставка. Лениниана
  • Можно ли причесать мартышку?
  • Виртуальная выставка. Мой собственный зверинец
  • Виртуальная выставка. Транспорт - земля, вода, воздух
  • Приглашение посетить Лукоморье
  • Выживет ли почтовая марка?
  • Брестская крепость сквозь века и страны. Окончание
  • Брестская крепость сквозь века и страны
  • Мастера художественной литературы – филателистам
  • Виртуальная выставка. Олимпиада - 1964
  • История одного афоризма
  • Уникальная коллекция педагога
  • Виртуальная выставка. Кактусы
  • Это мир Тарковского. Окончание
  • Это мир Тарковского
  • Виртуальная выставка. Вселенная глазами космонавта
  • Музыкальная Пушкиниана. Окончание
  • Музыкальная Пушкиниана