Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Самый первый «омский» конверт

2022-04-08 08:29:36, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Страны: ОАЭ

В этом году исполняется 55 лет первому иллюстрированному конверту, посвященному Омску. За эти годы почтовая служба выпустила более полусотни «оболочек» под письма, которые посвящены городу и региону. За самыми редкими из них коллекционеры могут охотиться по нескольку лет, а попасть на лицевую обложку конверта, оказывается, не так уж и сложно.

Как вы думаете, что было изображено на самом первом художественном маркированном конверте Министерства связи СССР, который вышел в 1953 году? Удивительно, но там был не памятник Ленину или Сталину. Там красовались яхты.

Омск получил свой конверт лишь спустя 14 лет: в 1967 году на Пермской фабрике Гознака был напечатан конверт с изображением на лицевой стороне площади Дзержинского и знакомого каждому горожанину силуэта многоквартирного дома Облисполкома.

Это не фотография, а именно рисунок, автором которого, согласно данным на оборотной стороне конверта, является художник А. В. Бенедский (редактор выпуска Е. Ф. Кессаринская). Интересно, что большинство советских конвертов до 1960 года в качестве иллюстрации использовали цветное фото, которое затем практически полностью уступило место рисункам.

На пожелтевших от времени «омских» конвертах 1960-х годов сплошь знакомые локации: речной вокзал, набережная Оми, улицы Ленина и Партизанская. На некоторых имеется надпись «Авиа» и специальная окантовка по периметру — такие отправления предназначались для авиапочты. Цены, надо сказать, довольно демократичные: конверт с маркой в те времена стоил 5 копеек, из которых 4 копейки составляла стоимость марки.

Летопись нашего края

«С 1967 года было выпущено более 50 конвертов с видами Омска и Омской области, и сегодня эти конверты — уникальная летопись нашего края, которая позволяет наглядно увидеть историю нашего города и региона, — рассказывает главный специалист государственного знака почтовой оплаты и филателии департамента по почтовому бизнесу управления Федеральной почтовой службы Омской области Ирина Вдовина. — Почтовая продукция, посвященная Омску, выпускалась неоднократно. В 2006 году к 290-летию города был издан художественный конверт. А к 300-летию Омска на почте появились конверты с рисунком 12-летней Анны Шереметьевой, ставшей победителем конкурса, организованного правительством Омской области в честь юбилея областного центра».

Среди изображений на конвертах встречаются не только достопримечательности Омска: Успенский собор, СКК им. Блинова, Тарские ворота, «Любочка» и многие другие, — но и локации, расположенные в регионе. Среди них, например, памятный знак «Географический центр Омской области» в Колосовском районе или Северный драматический театр им. М. А. Ульянова в Таре. Причем Северная драма представлена еще без памятника великому артисту, который был установлен лишь спустя несколько лет. В 2012 году увидела свет серия с изображением шедевров из коллекции Музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля: картин Т. А. Неффа «Купальщица», Безана Хирасавы «Медвежий праздник», И. И. Левитана «Белая сирень» и К. Е. Маковского «Боярыня у окна».

«Управление Федеральной почтовой службы тесно взаимодействует с учебными заведениями и предприятиями, юбилеи которых могут быть отражены на знаках почтовой оплаты, — продолжает Ирина Вдовина. — Например, в нашей области выпускались конверты, посвященные 200-летию Омского кадетского корпуса, 100-летию Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина, 100-летию Омской академии МВД, 55-летию телестудии. В ноябре 2021 года вышел тираж конверта и марки в честь 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. В день ее выхода в пяти городах страны, включая Омск, было гашение марки специальным почтовым штемпелем».

Наравне с Москвой и Петроградом

«“Почта России” делает очень нужное дело с точки зрения развития туризма в нашем регионе, — отметил кандидат исторических наук Дмитрий Петин в рамках проекта Международного пресс-центра, посвященного 200-летию Омской области, — потому что такая простая и понятная продукция оригинальна и показывает нашу культурную, региональную и историческую идентичность. Здесь прежде всего запечатлены наши главные символы прошлого. И интересен такой момент: почему конверты с изображениями знаковых зданий в городах СССР появляются именно в 1967 году? А это был год 50-летия Октябрьской революции, ставший эпохальным государственным юбилеем для всей страны».

По словам Дмитрия Петина, Омск в период революции и Гражданской войны имел одно из самых важных значений, наравне с Москвой и Петроградом. Это был крупный военно-административный и политический центр — сначала для Белой России, а затем для Красной Советской Сибири как раз таки в эту непростую эпоху социальных катаклизмов. И во многом это было знаково, что в юбилейный год решили увековечить Омск, вынеся туда вполне себе советский символ — площадь Дзержинского со знаменитым домом.

«На конвертах и почтовых карточках, посвященных городу, много зданий и архитектурных объектов, но увековечивались и персоналии. На память мне приходит фигура Петра Петровича Зутиса, — продолжает Дмитрий Петин. — Это видный омский чекист, архитектор, хозяйственник. Человек, которому омичи обязаны появлением трамвая в 1936 году. Пенсионер всесоюзного значения и орденоносец, сделавший для города очень и очень многое. В 1987 году, к последнему празднованию Великой Октябрьской революции, появился конверт с изображением Петра Зутиса. К тому времени Петра Петровича не было в живых, но такая память — коллекционная, символическая, государственная и региональная — осталась».

Отметим, что в разные на «омских» конвертах неоднократно появлялись революционеры: Александр Дианов, Залман Лобков, Александр Таубе и другие.

Пишите индекс правильно

При первом взгляде на лицевую сторону старых конвертов сразу обращаешь внимание на то, что на них нет привычного для всех нас почтового индекса. Это и не удивительно, ведь индексы были введены в Советском Союзе лишь в 1971 году. Впрочем, это могло произойти и раньше, но вмешалась Великая Отечественная война. Первые почтовые индексы были введены в Украинской ССР еще в 1932 году и представляли собой код вида «число-буква-число» — в этой последовательности зашифровывался город, государство и номер отделения почты. Это значительно сокращало время обработки письменной корреспонденции, количество которой из года в года увеличивалось в разы. После войны и восстановления страны из руин к индексам вернулись лишь в начале 1970-х, когда в Европе действовала система почтовых индексов. По иронии судьбы, она была разработана в ФРГ.

Трафарет — пунктирные линии — на конверте официально называются «кодовый штамп». Они тоже были созданы исключительно из практических соображений, для того чтобы цифры писались разборчиво и сортировка происходила легче. Судя по тому, что периодически на конвертах появляется надпись: «Помоги роботу — пишите индекс правильно» — с этим у соотечественников периодически бывают затруднения. Впрочем, то, что мы все продолжаем писать письма, наверно, гораздо важнее корявого почерка или небольшой ошибки, которая в конечном счете не повлияет на путь послания. Так или иначе, оно найдет путь к адресату.

Андрей Курников

Источник: omskregion.info



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Часть 2
  • Пропаганда российской филателии
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Итоги
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 13
  • Марки с микротекстом
  • Герои опер П. И. Чайковского на открытках Павла Скотаря
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период. Окончание
  • Московское метро на почтовых марках
  • Кинематограф в филателии
  • Вклад СССР в независимость Китая
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2025 года
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
  • История железной дороги в раритетных документах
  • КОНКУРС: Мой любимый филателистический сувенир
  • Картины из почтовых марок
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период
  • История открытки. Издательство «Ришар»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 12
  • Золотых дел мастер
  • Щедрый дар государству московского коллекционера П.П. Щапова
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Второй период
  • Ростовская финифть
  • Филателия помогает жить...
  • КОНКУРС ЭССЕ. Филателистические издания. Оформление и иллюстрации.
  • Научно-просветительский журнал «Мир Русской Филателии». К 80-летию Победы
  • Маяки. Пример тематической разработки
  • Марки со стираемой краской
  • Художественно-графическое оформление филателистической литературы
  • Волшебство и мистика Гребнево
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Первый период
  • Пособие «Политическая карта мира в почтовых марках»
  • Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках
  • «Илья Муромец» в небе филателии
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2025 года
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет. Окончание...
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 11
  • Марки с элементами перфорации
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет...
  • Вопрос филателиста. Неизвестный художник В.Андреев
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великий дар актера Смоктуновского
  • Открытки объединяют
  • Владимир Маяковский на почтовых марках и конвертах
  • История открытки. Община святой Евгении
  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора