Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Открытки художника Владимира Егорова

2022-04-10 22:44:16, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Страны: ОАЭ

Приближается 145-летие со дня рождения замечательного русского художника Владимира Евгеньевича Егорова (1878 – 1960). В историю кино дореволюционной России и СССР он вошел как один из талантливейших кинодизайнеров.

Впрочем, Егоров работал не только в кино, но и в театре. Так сложилось, что москвичи лучше знают его как театрального художника, а петербуржцы – как художника кино. Он был утонченным эстетом и превращал любой эпизод фильма, любую мизансцену спектакля в эффектное зрелище. Сегодня петербуржцам негде посмотреть замечательные немые фильмы Егорова – фильмы, для которых он тщательнейшим образом разрабатывал каждую деталь декорации, каждый костюм. К счастью, в собраниях коллекционеров сохранились замечательные почтовые открытки, имеющие в основе произведения Егорова. Театрально-декорационное искусство изменилось, да и дизайн фильмов претерпел значительные преобразования, так что скромные открытки с произведениями Егорова – это настоящие памятники эпохи.

В.Е.Егоров родился в селе Покровское Орловской губернии в театральной семье. Он получил художественное образование в Строгановском училище, где его наставниками были такие талантливые мастера как К.А.Коровин и Ф.О.Шехтель (оба они нашли достойное отражение на марках и открытках). Вполне естественно, что в стилевом отношении творчество Егорова располагается в плоскости взаимоотношений символизма и модерна.

 

Немое кино быстро развивалось в России. Егоров был одним из первых русских кинодизайнеров, и в этой профессии он может считаться первопроходцем. Например, он был художником фильма “Портрет Дориана Грея”, который по одноимённому роману Оскара Уайльда поставил В.Мейерхольд. Это единственная работа Мейерхольда в области кино, и, к сожалению, она сохранилась лишь фрагментарно, то есть, в виде нескольких статичных кадров. До нас дошел один фрагмент, свидетельствующий о том, что В.Егоров очень серьезно отнесся к интерьеру и предметной среде картины. Ему был не чужд английский эстетизм в духе Оскара Уайльда.

Хорошо зная европейский модерн, В.Егоров идеально подходил для роли художника-оформителя фильма “Портрет Дориана Грея”. Он не только досконально знал произведение Уайльда, но и сердцем проникся эстетикой английского модерна. Роль Дориана исполняла молодая актриса Янова, а роль сэра Генри исполнил сам В.Э.Мейерхольд. Однако наступила эпоха революционных преобразований и большевики осудили модерн. На одном из съездов художников в середине двадцатых годов было сказано с трибуны, что пора покончить с “бердслеевщиной” и “метерлинковщиной”. И произведения Метерлинка действительно надолго исчезли из культурного обихода.

И талант Егорова нашел воплощение в новых фильмах и спектаклях. Эпоха первых шагов немого кино уходила в прошлое, и в дальнейшем художник много и увлеченно работал для петроградских киностудий и оформил немало художественных фильмов. Одной из самых изысканных картин, оформленных Егоровым, был исторический фильм “Ледяной дом”. В нем было много красивых кадров, воскрешающих на экране восемнадцатый век.

 

Егоров был словно сотворён для участия в создании исторических картин. Среди кинокартин, к которым он приложил руку как художник-постановщик, мы находим такие известные немые ленты как “Крылья холопа”, “Чины и люди”, “Закройщик из Торжка”. С его именем связаны знаменитые исторические ленты “Суворов”, “Кутузов” и “Адмирал Нахимов”. К счастью для филокартистов, творчество выдающегося сценографа нашло отражение на открытках. В коллекции автора этих строк есть шесть дореволюционных открыток (и это не полный комплект), рассказывающих о работе В.Егорова над спектаклем МХАТа “Синяя птица”. Эта постановка К.С.Станиславского (1908 г.) обессмертила имя Егорова, поставила его в ряд выдающихся наших сценографов.

В России очень любили выдающегося бельгийского поэта и драматурга Мориса Метерлинка (1862 – 1949). В этом году Метерлинку исполняется 160 лет и его творчество не забыто в России. Кстати, символизм Метерлинка повлиял на творчество таких мастеров художественной открытки как Эжен Грассе, Уолтер Крейн и Альфонс Муха. Посвящённые ему марки заслуживают отдельного разговора.

Индивидуальный стиль Егорова удивительным образом соответствовал метерлинковской трактовке жизни как чуда. А пьеса “Синяя птица” по праву считалась в России шедевром. К.С.Станиславский вложил в постановку свое понимание символизма и модерна. Восприятие художника полностью совпало с концепцией режиссера и поэтому сценическое решение, предложенное В.Егоровым, можно считать несомненной удачей.

Рекламные открытки, напечатанные к премьере спектакля “Синяя птица”, составляют серию из 12 сюжетов. Они позволяют нам создать общее впечатление о костюмах, созданных Егоровым. Главные герои Тильтиль и Митиль изображены почти силуэтно. Многие животные, например, Заяц, даны плавными линиями. Душа Хлеба расплывается словно плазма. Кот в мушкетерском костюме напоминает графику Обри Бердслея.

Старинные открытки донесли до нас таинственную атмосферу сценографии эпохи модерна, в которой было столько выдающихся художественных открытий. Эти непритязательные на первый взгляд открытки стали настоящим памятником русской театральной культуры. Жаль, что на них нет подробных выходных данных и названия типографии.

Бросается в глаза одно очень грустное обстоятельство. Когда на киностудии “Ленфильм” снимали кинематографический вариант пьесы “Синяя птица” (режиссеры Джордж Кьюкор и Игорь Масленников), об эскизах Егорова, казалось, забыли. Забвению была предана та субкультура восприятия М.Метерлинка в России, которая дала в начале ХХ века такие ощутимые плоды.

 

Но что поделаешь, на Ленфильме снимали современную сказку, которая не обязательно должна была быть погружена в мир декадентских символов. 1970-е годы были периодом культа современности. Таким образом, родилось совершенно новое изобразительное решение сказки, далёкое от метерлинковского символизма. Это прекрасно, но какими бы не были красивыми кадры из фильма Дж. Кьюкора, все же жаль, что уникальная эстетика В.Егорова в те времена была почти что не востребованной. Наверное, уместно было бы обратиться к филокартистам и они с радостью показали бы съемочной группе “метерлинковские” открытки с образцами сценографии эпохи модерна.

В 1960-е г.г. о творчестве В.Егорова было написано две монографии (по тем временам это было немало для художника, работавшего в эпоху декаданса), но и они стали сегодня библиографической редкостью. Автору этих строк вспоминается 50-летие Октября. В середине 1960-х годов, накануне юбилейной даты, выходили альбомы на тему “Искусство и революция”. Егорова тогда вспоминали главным образом как оформителя фильмов историко-революционной тематики. Незадолго до юбилея вышла большая книга подарочная книга “Художники советского кино”, в которой был раздел о герое нашего очерка. Сказалось то обстоятельство, что в послужном списке мастера был фильм “Мы из Кронштадта”, слава которого в глазах партийных деятелей затмила успех “Ледяного дома” и “Дориана Грэя”.

Но шло время, и период немого кино стал обрастать солидной литературой. Сегодня книги о русском немом кино доступны и мы можем узнать многое интересное (при этом открытки с портретами звезд немого кино часто являются большой редкостью). И тот, кто захочет познакомиться с деятельностью В.Егорова, несомненно найдет в изданиях 1960 – 1970-х годов много интересного. Но при этом хотелось бы дожить до появления новой книги о художнике – книги, в которой откровенно бы признавалось, что “Дориан Грэй” – талантливый эксперимент В.Мейерхольда, и в которой не ругали бы “вычурный модерн” и упадочнические устремления эстетов. Эта неоправданная критика давно ушла в прошлое.

Эта статья посвящена открыткам, но все же хочется добавить в иллюстрации почтово-филателистическое измерение. Поэтому добавляю к репродукциям открыток марки, посвященные Оскару Уайльду, К.С.Станиславскому и Морису Метерлинку.

А от имени филокартистов, интересующихся искусством рубежа девятнадцатого и двадцатого столетий, позволю себе высказать такое пожелание: было бы замечательно издать подборку художественных открыток с цветными репродукциями лучших сценографических работ Владимира Евгеньевича Егорова. Да и кадры из классических фильмов неплохо было бы увидеть на открытках, как впрочем и на марках. Да и хороший пояснительный текст хочется увидеть на обороте каждой открытки, чтобы как можно больше любителей искусства знали имя В.Е.Егорова. Выдающийся мастер, право же, заслуживает этого.

А.П. Дьяченко,филателист

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,

Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок
  • Самая красивая марка Словакии
  • Майский обзор выпуска почтовых марок
  • Как астраханский почтальон Кульпин стал знаменитостью
  • Волшебство гжельской росписи
  • Открытка в зеркале истории России
  • В Воронеже с размахом отпраздновали вековой юбилей пионерии
  • ФилОбзор. Владимир Этуш
  • Коломна на почтовых марках
  • Письма Победы
  • Коллекции одного художника
  • Филателия всей жизни
  • Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд!
  • Автографы Героев Советского Союза
  • К 77-летию Великой Победы. Репортаж с выставки
  • Портреты Пушкина на почтовых марках СССР и России
  • Тени и силуэты в Пушкиниане
  • Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
  • Весточки с фронта
  • С Днем Победы! Пишу тебе письмо из 45-го
  • Высоцкий в филателистических знаках
  • Дефицит рождает идею, идея рождает действие
  • Музей Высоцкого: марки, конверты, открытки...
  • Как домашняя коллекция переросла в музей
  • Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
  • Разбираем архивы. Первомай
  • Апрельский обзор выпусков почтовых марок
  • Иркутск в зеркале филателии
  • О рекорде скорости
  • Евгений Онегин и почтовые марки
  • Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках
  • Анджелина Джоли – филателистический взгляд
  • ФилОбзор. Герои инженерных войск
  • Собирали царские рубли, марки и открытки: как появилось коллекционирование в Гродно
  • Билл и Бен
  • Счастливая звезда Анатолия Калашникова
  • Почтовая графика Бориса Зворыкина
  • Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
  • ФилОбзор. Россия ягодная
  • Золушки на почтовых конвертах
  • День космонавтики на открытках
  • ФилОбзор. Сувениры из янтаря
  • Башни Московского Кремля на почтовых марках СССР и России
  • Удивительный феномен Cергея Дягилева
  • Марки о космосе
  • Открытки художника Владимира Егорова
  • Путешествие с почтой Туниса
  • Самый первый «омский» конверт
  • Пионеры отмечают юбилей
  • Очаровательные мотыльки
  • Филателистические картины
  • Мартовский обзор выпусков почтовых марок
  • Птицы на марках Европы. Часть II